Не позволяйте вновь себя одурачить
В период, когда я пишу эти строки, безработица продолжает расти. Кто знает, что произойдет к тому времени, когда книга попадет в ваши руки? Возможно, ситуация изменится, но не попадитесь на эту удочку в очередной раз. Если безработица пойдет на убыль, цены на недвижимость возрастут и кредитная политика вновь смягчится (а это неизбежно), не позволяйте себе вновь поддаться убаюкивающему ложному ощущению надежности и безопасности, которое уже послужило причиной хаоса, охватившего весь мир, в том числе и вас.
Летом 2008 года цены на бензин подскочили до 4 долларов за галлон. Продажи внедорожных автомобилей резко пошли на убыль, все вдруг пересели на малолитражные машины с гибридными двигателями. Но посмотрите, что произошло потом. В 2009 году цена на бензин вновь опустилась ниже 2 долларов, и люди опять начали покупать внедорожники!
Что с вами?! Вы что, всерьез полагаете, будто цены на горючее и впредь останутся такими же низкими и что теперь можно позволить себе покупать огромные автомобили? Неужели людям свойственна такая недальновидность (я стараюсь держаться в рамках приличия: первоначально в рукописи было употреблено слово «тупость»)?
К сожалению, на этот вопрос можно ответить только утвердительно. Нас обманывали уже не раз, но мы вновь и вновь позволяем себя дурачить. Всем с детства известна басня о стрекозе и муравье, но, несмотря на это, подавляющее большинство продолжает жить, руководствуясь мышлением стрекозы.
Не отклоняйтесь от своей основной цели. Вы будете постоянно слышать идиотские высказывания, отвлекающие ваше внимание от серьезного бизнеса и построения обеспеченной жизни, но это всего лишь пустой треп. Ни терроризм, ни рецессия, ни скандалы в ходе очередной избирательной кампании не имеют ничего общего с тем, что вам уже сегодня необходимо делать для построения своего будущего.
Во времена Великой депрессии некоторые люди сколотили себе громадные состояния. В последовавший за этим период колоссального бума (80‑е годы), в ходе которого цены на недвижимость взмыли к небесам, появились многие миллионы людей, которые абсолютно не беспокоились о своем будущем и игнорировали все, чем я хочу поделиться с вами в этой книге. Как результат, они потерпели крах и скатились к нужде. Многие из них до сих пор борются за выживание.
И дело тут не в экономике, а в вас самих.
Вас раздражает коррупция в корпоративном мире? Вас бесит Уолл‑стрит и банки, которые довели ситуацию до такого состояния? Вы недовольны правительством, которое либо ничего не делает, либо допускает слишком много ошибок? А может быть, стоит разозлиться на себя за то, что вы сами вовремя не взяли ситуацию под контроль?
Жизнь – нелегкая штука, но вопрос лишь в том, что вы намерены с ней делать. Стоны и вопли не обеспечат вам будущего. Не помогут и обвинения в адрес Уолл‑стрит, крупных банков, корпоративной верхушки и правительства.
Если вы хотите с уверенностью смотреть в будущее, вам надо самим его построить. Вы сможете взять на себя ответственность за свою дальнейшую жизнь лишь в том случае, если научитесь контролировать источники дохода. А для этого вам нужен собственный бизнес.
Глава 2
Луч солнца из‑за туч
Тринадцатого июля 2009 года журнал «Time» поместил на второй странице номера статью под заголовком «10 вопросов к Роберту Кийосаки». Один из заданных мне вопросов звучал так: «Существуют ли в нынешней турбулентной экономической ситуации хоть какие‑то возможности для создания новых фирм?»
«Шутить изволите?» – подумал я, прочитав его. Мой ответ звучал так:
Это самое лучшее время. Именно в сложных экономических условиях и появляются настоящие предприниматели. Им, в общем‑то, безразлично, находится рынок на подъеме или на спаде. Они создают лучшие продукты и внедряют лучшие производственные процессы. Поэтому, если вы от кого‑то слышите, что «возможностей становится все меньше», знайте, что имеете дело с неудачником.
Все вы слышали массу негативной информации о состоянии экономики. А готовы ли вы услышать нечто позитивное?
Я скажу вам то же, что и журналу «Time»: «Рецессия – лучшее время для создания собственного бизнеса». Когда темпы роста экономики замедляются, предпринимательский дух разгорается, словно набитая дровами печка в холодную зимнюю ночь.
Вопрос: что общего между компаниями «Microsoft» и «Disney», кроме того, что обе они добиваются колоссальных успехов и их доходы исчисляются миллиардами долларов?
Ответ: обе были основаны в период рецессии.
И в самом деле, больше половины корпораций, входящих в промышленный индекс Доу‑Джонса, начинали свою деятельность в самый разгар рецессий.
Почему? Все очень просто: под влиянием экономической нестабильности люди начинают проявлять творческий подход. Они выходят из своей зоны комфорта и предпринимают какие‑то инициативы, чтобы свести концы с концами. Именно так проявляется старый добрый американский предпринимательский дух в его лучшем виде.
Необходимо понимать, что в тяжелые времена рынок открыт для новых возможностей. Пять лет назад, когда стоимость жилья била все рекорды, а кредит мог получить любой человек, никто ни в чем не испытывал недостатка. Люди были сыты, чувствовали себя в безопасности, и лишь немногие занимались поисками альтернативных источников дохода. Наемные работники ничуть не тревожились по поводу финансовой стабильности своих предприятий и не боялись получить по почте уведомление об увольнении.
Сегодня же, когда идут массовые увольнения и всех интересует собственное будущее, миллионы людей начинают трезво оценивать свое финансовое положение и осознавать, что рассчитывать на обеспеченное будущее они могут только при наличии запасного плана. Люди настроены зарабатывать дополнительные деньги больше, чем когда‑либо, поэтому смелее вступают на неизведанные прежде пути.
На самом деле это явление наблюдалось еще до нынешнего спада в экономике. Уже в 80‑е годы и особенно в XXI веке у людей начало формироваться стремление управлять своим экономическим будущим. В 2007 году в отчете «Труд, предпринимательство и возможности в Америке XXI века»
Торговая палата США отмечала: «Миллионы американцев отдают предпочтение предпринимательству, открывая собственные малые фирмы».
72 процента взрослых американцев склонны скорее работать на себя, чем на других, а 67 процентов регулярно или постоянно думают об увольнении с работы.
Я не экономист, но хорошо знаком с одним из них – Полом Зейном Пилзером.
Пол – вундеркинд. В свое время он был самым молодым вице‑президентом «Citibank» и ушел из банковской сферы ради открытия собственного дела, чтобы зарабатывать миллионы. Он написал несколько вошедших в перечень бестселлеров «New York Times» книг, в которых предсказывал кризис в кредитной сфере задолго до его наступления. Кроме того, он был экономическим советником у двух президентов. К его мнению есть смысл прислушаться.
Пол утверждает, что в системе культурных ценностей при подходе к карьере произошел поворот на 180 градусов. Прежняя структура отношений между работодателями и наемными работниками уступает место предпринимательскому духу.
«Во второй половине XX века, – говорит Пол, – традиционно считалось, что необходимо получить хорошее образование и устроиться на работу в крупную компанию. Мысль об открытии собственного дела в большинстве случаев рассматривалась как рискованная. Пусть и привлекательная, но все же рискованная… и чуть‑чуть сумасшедшая. Сегодня всё наоборот».
Пол прав. В уже упомянутом отчете Торговой палаты США делается ссылка на проведенный Институтом Гэллапа опрос, в ходе которого было установлено, что 72 процента взрослых американцев склонны скорее работать на себя, чем на других, а 67 процентов регулярно или постоянно думают об увольнении с работы.
Людей стало интересовать не только то, как заработать на жизнь, но и качество самой жизни. Им хочется самим управлять своей судьбой, больше времени проводить с семьей, распоряжаться своим временем и работать на дому. Результаты исследования показали, что 84 процента опрошенных относились бы к работе с большим энтузиазмом, если бы у них был собственный бизнес. В качестве причин чаще всего указывалось желание работать на себя.
Таким образом, мы видим, что прямой карьерный путь, на котором наемным работникам XX века сулили долгую, счастливую и насыщенную трудовую жизнь, все больше искривляется прямо у нас на глазах.
Мифология наемного труда
У большинства из нас настолько промыты мозги, что мы считаем работу на чужого человека нормальным. Однако в историческом плане это отнюдь не норма. На самом деле наемный труд является достаточно поздним феноменом.
В аграрную эру большинство людей были предпринимателями. Это были работавшие на королевских землях крестьяне – ведь они не были наемными работниками и не получали от короля зарплату, а наоборот, платили правителю дань за право пользоваться его землей, то есть зарабатывали себе на жизнь фактически как мелкие предприниматели. Это были мясники, пекари и различные ремесленники, передававшие свое дело по наследству детям, что впоследствии отразилось в таких широко распространенных фамилиях, обозначавших принадлежность к той или иной профессии, как Смит, Бейкер, Фармер, Тейлор, Купер и т. п.