Мировая практика регионального инновационного развития.
Анализ зарубежного опыта развития экономики регионов показывает, что инновационное развитие является одним из приоритетных направлений региональной политики. С начала 1990-х гг. во многих развитых странах начался процесс объединения экономической, региональной, промышленной и научной политики в инновационную политику.
Инновационная политика в данном случае направлена на формирование среды, содействующей созданию инноваций через взаимодействие науки, образования и бизнеса, совершенствование механизмов содействия коммерциализации результатов исследований и разработок.
Инновационное развитие экономики развитых стран предполагает системный подход, основанный на:
− интеграции в глобальное взаимодействие через наднациональную, национальную и региональную инновационную политику;
− развитии секторов экономики, способствующих росту экономики знаний (инвестиции в фундаментальную науку, НИОКР, ИКТ, вузы);
− государственном участии и стимулировании частных инвестиций в НИОКР;
− системном использовании различных прямых и косвенных инструментов стимулирования инноваций и исследований;
− содействии созданию инновационных кластеров и трансферу технологий;
− укреплении институтов инновационной экономики (совершенствование системы охраны интеллектуальной собственности, поддержка конкуренции);
− развитии инновационной инфраструктуры региона;
− развитии венчурных механизмов и других форм стимулирования инновационной активности малого и среднего бизнеса.
Как показывает анализ мирового опыта, инновационное развитие через активизацию не использующихся научно-технических ресурсов региона обеспечивает экономический рост не только определенной территорий, но и национальной экономики в целом. Одна из первых и успешных государственных стратегий инновационного развития регионов была реализована во Франции в 1980-х годах. В тот период были установлены региональные схемы обустройства и развития территорий и определены задачи регионов по осуществлению научно-технической и инновационной политики через контрактные программы.
В контексте моделей регионального развития Европейского союза особое значение приобретает региональная инновационная система, способствующая ускоренной диффузии знаний, навыков и лучших практик. Региональная инновационная система представляет собой экономическое, политическое и институциональное взаимодействие, генерирующее коллективные познавательные процессы в технологических сферах. Последние исследования показывают, что региональные инновационные системы генерируют инновации за счет взаимодействия малых и крупных компаний. В настоящее время региональная инновационная политика, инвестиционные программы Европейского союза направлены на развитие локальных региональных инновационных систем. В Австрии, например, это программа 2011г. ОРЕК (10-летний стратегический план развития регионов), программа ЕС СТРАТ.АТ.2020, региональные программы развития Дании (развитие креативных индустрий, ИКТ, туризма), новые контрактные программы Франции (2014–2020 гг), закон программирования развития городов и урбанистической связанности, новые программы регионального развития – Улучшения Региональной Экономической Структуры в Германии, тематические программы ускоренного инновационного развития Совета по Технологической Стратегии Великобритании. Основными показателями эффективности региональных программ развития являются уровень занятости, структура регионального бюджета и финансирования региона, уровень дохода населения региона (ВРП на душу населения).
В период 1989-1993гг около 4% фонда региональной политики ЕС было направлено на инновационное развитие (2 из 50 млрд), в период 2007-2013гг. 25% − 86 млрд.евро. Государственные затраты на программы STI (развития науки, технологий и инноваций) в Австрии составляют 31,4%, Дании 63,4%, Франции 20,7%, Германии 37%, Великобритании 27,5% от общего финансирования программ развития науки, технологий и инноваций. Исследования показывают, что вклад 14 регионов-лидеров ОЭСР составляет порядка 33% в общий рост экономики стран ОЭСР за период 1995-2005 гг.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рассматривает инновации как источник роста, при этом регионы могут обеспечить свой экономический рост за счет поддержки инноваций. Региональная инновационная система создает благоприятные условия для развития предпринимательства, создания новых рабочих мест, задача РИС – совершенствовать свою способность направлять развитие знания на региональные инновационные нужды. Большое внимание уделяется процессам локализации и специализации, способствующим усилению процессов создания нового знания и его распространения.
С 2000-х годов все больше внимания в развитии регионов обращает на себя кластерно-оринтированный подход, отражающий трансформацию региональной специализации и обеспечивающий устойчивые конкурентные преимущества регионам. Данный интерес выражается в государственных программах кластерного регионального инновационного развития стран Организации экономического сотрудничества и развития, таких как Канада, Чехия, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Япония, Корея, Нидерланды, Норвегия, Испания, Швеция, Великобритания, США. Во Франции, например, 2 основные программы развития кластеров – Полюсы конкурентоспособности, Локальная система продуктивности; в Германии существуют 3 вида программ развития кластеров – поддержка определенных научных секторов (БиоРегион, БиоПрофиль, Наработка компетенций), программы региональных полюсов роста, соответствующие приоритетам программ ЕС, Программы объединенных целей для улучшения региональной экономической структуры; в Великобритании государственная политика создает условия для регионов для развития кластеров, Агентство Регионального Развития и региональные администрации включают программы развития кластеров в региональные экономические стратегии в соответствии с приоритетами регионального развития.