Инновационная модель регионального развития.

Одной из важнейших задач России на сегодняшний день является экономический рост регионов, устойчивость их к внешним и внутренним рискам, создание условий экономического развития, интеграция в глобальную экономику, а это возможно при условии перехода их на инновационный путь развития.

Инновационные преобразования в регионе создают условия для эффективного функционирования всей национальной экономической системы, является шагом к устойчивому региональному развитию и выступает в качестве основного регулятора динамики экономического роста в регионе.

Инновационная модель – это организационно-экономическая форма осуществления инновационной деятельности, поиска инновационных решений, а также рычаг стимулирования и регулирования этой деятельности. В контексте исследуемой проблематики целесообразно вести речь не столько об инновационной модели вообще, сколько о «региональной инновационной модели», как особом территориально-локализованном способе воспроизводства экономических инноваций, форме интеграции макроэкономических инновационных циклов и инновационной динамики на микроуровне в определенной, характеризуемой специфическими условиями общественного производства, региональной (мезоэкономической) среде.

Функции инновационной модели:

1) перераспределение финансово-инвестиционных ресурсов в пользу инновационной сферы региональной экономики (приоритетных в плане инновационного развития отраслей и субрегионов);

2) формирование в регионе рынка инноваций и инновационных услуг с системой соответствующей инфраструктуры;

3) формирование инновационно-ориентированной конкурентной среды, содействие реализации инновационного потенциала предпринимательства;

4) обеспечение действенной государственной поддержки и эффективного регулирования инновационной компоненты в региональной воспроизводственной системе.

Инновационная модель экономического развития регионов должна соответствовать ряду основополагающих условий:

− быть действенной, адекватной технико-технологическим и организационно-экономическим реалиям, обеспечивая эффективное соответствие системы экономических производственных отношений уровню развития производительных сил;

− сочетать универсальность (то есть быть построенной на общих принципах, характерных для всех составляющих и уровней экономики) и региональную адаптированность (учитывая региональную специфику, формироваться в значительной мере непосредственно в самом регионе и с учетом его стратегических приоритетов и интересов);

− обеспечивать эффективную координацию всех своих составляющих как по «вертикали» (федеральной компоненты, региональной компоненты, субрегиональной компоненты и т. д.), так и по «горизонтали» (рыночные инструменты, система госрегулирования и др.).

Для становления инновационной модели развития национальной экономики в последние годы в стране был осуществлен ряд важных институциональных, правовых, экономических, финансовых, организационных мер по стимулированию инновационной активности в различных сферах жизнедеятельности общества. Между тем при наличии некоторых позитивных изменений все же сохраняются фрагментарность и разрозненность прогрессивных процессов, что не позволило ослабить сложившиеся неблагоприятные тенденции.

В числе проблем, тормозящих инновационное развитие, наиболее острыми являются: неизжитая недобросовестная конкуренция; недостаточно привлекательный инвестиционный климат; неуменьшающаяся коррупция; слабая финансовая поддержка инновационной деятельности; низкоэффективное использование государственных средств, выделенных на исследования и разработки; несоответствующий современным требованиям уровень компетенций специалистов и руководителей в инновационной сфере; отсутствие надлежащей координации и контроля за ходом инновационных преобразований.

Выделена специфическая черта, оказывающая огромное влияние на развитие инновационного сектора России – это коррумпированность органов исполнительной власти и слабость механизмов формирования гражданского общества, что подтверждается многими исследованиями. Наряду с этим необходимо отметить, что до настоящего времени отсутствуют эффективные механизмы финансирования процессов создания инновационных продуктов (технологий, товаров, услуг) и их вывода на отечественный и зарубежные рынки.

Для успешного формирования инновационной модели развития в регионах требуются многогранное развитие человеческого капитала и отвечающие реальным условиям институциональные и структурные преобразования, направленные на реформирование производств, привлечение инвестиций, обновление видов экономической деятельности и ведущие к изменению пропорций, соотношений секторов, отраслей экономики и социальной сферы, связей между ними, что в итоге способно обеспечить создание конкурентоспособных технологий, товаров, услуг.

При этом значительное влияние на процессы инновационного развития каждого региона оказывает его специфика, особенности реализации накопленного потенциала. Отличительным признаком формирования инновационной экономики в каждом конкретном регионе будет являться именно специфическое системное взаимодействие социально-экономических компонентов, факторов и ресурсов, создающее своеобразные возможности разработки, внедрения и освоения новейших технологий и наукоемких видов продукции (товаров, услуг) в различных сферах жизнедеятельности регионального сообщества.

Инновационное развитие региона требует выполнения, как минимум, двух инновационных условий: во-первых, передача полномочий от национального к региональному (то есть местному) уровням управления и осуществления задач содействия и, во-вторых, стимулирование развития государственных, общественных и особенно частных организаций в регионе.

Для стимулирования процесса привлечения инвестиций в регионы необходимо разработать государственную инновационную политику, основная цель которой состоит в восстановлении процессов расширенного воспроизводства в регионах и нацеливает регионы на экономическую самостоятельность.

Особая роль в управлении инновационным развитием региона принадлежит региональным и муниципальным органам управления. В зависимости от того, насколько они компетентны в этом вопросе, зависит не только эффективность разрабатываемой и реализуемой инновационной политики, но и направление социально-экономического развития региона в целом.

Инновационная деятельность связана с высоким уровнем риска: по статистике, только 10 % всех внедряемых разработок имеет коммерческий успех. Для покрытия рисков от инновационной деятельности в регионе необходимо организовать систему управления коммерциализацией продуктов НИОКР, что будет способствовать увеличению рынков инноваций, финансовых и других видов ресурсов и в конечном итоге все это позволит улучшить инновационный и инвестиционный климат региона.

Для того чтобы достичь эффективного взаимодействия требуется компетентное региональное управление. Поэтому рассчитывать на инновационные прорывы в регионе можно только при наличии отвечающей современным требованиям системы государственного и муниципального управления. Применение методологии проектного управления требует внедрения соответствующих структур управления, которые должны отличаться высокой адаптивностью и самоорганизацией, что позволит повысить эффективность работ и получить необходимые результаты с наименьшими затратами. Применение данной методологии требует необходимость преобразования организационных структур управления, как на уровне предприятия, так и на уровне местного и государственного самоуправления. Для реализации намеченной стратегии региона можно использовать следующие рычаги: региональное законодательство, региональные льготы, отвод земли, предоставление аренды и др.

В связи с высокой значимостью инноваций в повышении благосостояния регионов и общества в целом необходимо государственное регулирование инновационной сферы, то есть соблюдение определенных «правил игры» на инновационном поле для достижения поставленных целей в рамках выбранной стратегии.

Формирование инновационного климата является одним из главных условий перехода к инновационному развитию экономики. Органам государственной власти и местного самоуправления необходимо разработать стратегию сохранения и развития инновационного потенциала региона, определить функции государственных и муниципальных органов в инновационной сфере, разработать инструменты регулирования инновационной деятельности. Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Главное условие инновационного развития регионов – устойчивое развитие экономики регионов во всех сферах деятельности.

Наши рекомендации