Общая характеристика ООО «Арасар»

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях одной из главных задач достижения эффективности процесса производства является модернизация методов управления краткосрочными активами организации. В постоянно меняющейся рыночной инфраструктуре одним из ключевых моментов является эффективность управления оборотными активами, потому что именно в этом заключаются основные причины успехов и провалов всех производственных и коммерческих операций предприятия. Отсутствие или недостаток денежных средств приводит к тому, что организация должна пересмотреть политику, которую она вела до этого по отношению к оборотным активам, поэтому ей необходимо разработать новую стратегию, нацеленную на более эффективное использование имеющихся оборотных средств.

Цель преддипломной практики заключается в том, чтобы на базе экономического анализа рассмотреть, обосновать и предложить направления повышения эффективности управления текущими активами конкретной организации. Для того чтобы данная цель была реализована, были составлены и решены следующие задачи:

- оценить методы и процедуры организационной и управленческой деятельности предприятия;

- провести анализ системы управления оборотными средствами;

- предложить пути решения проблем, возникающих при принятии управленческих решений.

Анализ управления финансами ООО «Арасар»

Источником образования финансовых ресурсов предприятия являются взнос учредителя, амортизационные отчисления, прибыль, кредиты и иные поступления, не запрещенные законом. Из чистой прибыли организация создаёт резервный фонд, который составляет 15% от чистой прибыли. Генеральный директор ООО «Арасар» имеет обособленное имущество на праве собственности и может использовать его по личному усмотрению.

Долгосрочное финансовое планирование и политика предприятия строятся с учётом с общей стратегической линии и политики его развития.

Главными стратегическими финансовыми проблемами являются: отбор источников финансирования и структура собственных и заёмных средств (необходимо определять цену капитала, необходимую доходность постоянных и оборотных активов), принципы осуществления управления краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженностью, отбор стратегии управления текущими активами (управление платежеспособностью), оптимизация налогов, уменьшение рисков деятельности исследуемого предприятия.

Оперативное финансовое планирование осуществляется на базе плана по реализации, формирующему выручку. Данный план должен соотноситься с эффективностью деятельности организации при условии соблюдения основных финансово-экономических пропорций. Поиск компромисса между ликвидностью и доходностью становится основным ограничителем при оперативном финансовом планировании, поскольку представляет собой критерий выживаемости организации.

Для обеспечения платежеспособности применяется календарный план поступлений и оттоков денежных средств, кредитный план. На базе этих планов создаётся прогнозный баланс и прогнозируются денежные потоки. Планирование осуществляется на базе норм и лимитов, с применением экономического анализа и формированием балансов.

Главными направлениями формирования финансовой политики исследуемого предприятия являются: анализ финансового и экономического состояния; разработка учётной и налоговой политики; разработка кредитной политики организации; управление текущими активами, дебиторской и кредиторской задолженностью. Главными компонентами финансового и экономического анализа работы предприятия являются анализ форм бухгалтерской отчетности; проведение горизонтального анализа; вертикального анализа; расчёт финансовых коэффициентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённый финансовый анализ позволил выявить ряд проблем, связанных с деятельностью данной компании. Компания зависит от внешних финансовых источников. Ее менеджменту следует обратить внимание на взаимоотношения с кредиторами и дебиторами. Нужно за счёт имеющихся в наличии денежных средств погасить часть краткосрочных займов. Имеется возможность размещения облигационного займа и с его помощью дальнейшее погашение части кредитов и займов (замещение кратскосрочных обязательств долгосрочными). В отношении дебиторов необходимо вести контроль оборачиваемости средств в расчётах, а также в количественном отношении определять желаемую сумму дебиторской задолженности, распределяя достижение данной цели во времени.

Нужно тщательным образом следить за реальным объемом денежных средств, поскольку их рост может иметь негативные последствия. Это связано с тем, что сами денежные средства не являются доходными, а их стоимость все время снижается в связи с инфляцией. Именно поэтому основная задача управления денежными средствами - это поисх и нахождение компромисса между необходимым размером денежных средств для поддержания ликвидности компании и постоянным финансированием избытка денежных средств для поддержания доходности.

Трудности с финансовой независимостью, платежеспособностью и рентабельностью происходят по одним и тем же причинам: либо компания имеет недостаточные результаты деятельности для сохранения устойчивого финансового положения, либо она не целесообразно распоряжается результатами деятельности. Нужно выработать управленческие решения, направленные на оптимизацию финансового состояния компании. Потенциал компании ООО «Арасар» сохранять устойчивое финансовое состояние можно определить, исходя из объёма извлекаемой прибыли.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Динамика технико-экономических показателей производственной деятельности ООО «Арасар»

Показатели   Ед. изм.       Годы       Темп роста, % 2016 /2012
Выручка от реализации продукции тыс.руб. 160,40%
Себестоимость реализованной продукции тыс.руб. 174,67%
Прибыль от реализации продукции тыс.руб. 132,10%
Среднегодовая стоимость основных фондов тыс.руб. 103,23%
Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала чел. 134,21%
Фонд оплаты труда тыс.руб. 131,76%
Затраты на 1 руб. реализованной продукции коп. 109,09%
Рентабельность реализованной продукции % 0,34 0,35 0,34 0,33 0,28 82,35%
Фондоотдача руб/руб 5,20 5,23 5,71 6,48 8,08 155,38%
Производительность труда 1 сотрудника тыс.руб. 157,03 142,12 154,24 165,25 187,67 119,51%

Приложение 2. Анализ денежных средств ООО «Арасар»

Показатели     Годы  
Средний остаток денежных средств, тыс.руб.
Доля денежных средств в общем объёме оборотных активов 0,31 0,34 0,32 0,2 0,2
Однодневный объём расходования денежных средств, тыс.руб. 30,4 32,6 40,4 26,8
Оборачиваемость денежных средств, раз 3,41 3,32 2,97 5,1 4,9
Период оборота денежных средств, дни 121,2 70,6 73,5
Средний остаток денежных эквивалентов в форме краткосрочных финансовых инвестиций, тыс.руб.
Уровень отвлечения денежных активов 0,24 0,31 0,33 0,54 0,74
Прибыль, полученная от краткосрочных финансовых инвестиций, тыс.руб. 33,6 43,2 88,8
Коэффициент рентабельности инвестиций 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях одной из главных задач достижения эффективности процесса производства является модернизация методов управления краткосрочными активами организации. В постоянно меняющейся рыночной инфраструктуре одним из ключевых моментов является эффективность управления оборотными активами, потому что именно в этом заключаются основные причины успехов и провалов всех производственных и коммерческих операций предприятия. Отсутствие или недостаток денежных средств приводит к тому, что организация должна пересмотреть политику, которую она вела до этого по отношению к оборотным активам, поэтому ей необходимо разработать новую стратегию, нацеленную на более эффективное использование имеющихся оборотных средств.

Цель преддипломной практики заключается в том, чтобы на базе экономического анализа рассмотреть, обосновать и предложить направления повышения эффективности управления текущими активами конкретной организации. Для того чтобы данная цель была реализована, были составлены и решены следующие задачи:

- оценить методы и процедуры организационной и управленческой деятельности предприятия;

- провести анализ системы управления оборотными средствами;

- предложить пути решения проблем, возникающих при принятии управленческих решений.

Общая характеристика ООО «Арасар»

Общество с ограниченной ответственностью «Арасар» является юридическим лицом, зарегистрированным по адресу: 194223, г. Санкт-Петербург, пр-т Светлановский, 9 литер А, пом. 1Н.

Реквизиты ООО «Арасар»:

ИНН 7802486726; КПП 780201001; ОГРН 1099847000637; Расчётный счёт № 40101910300000010010 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ленинградской области, БИК 055356002.

Организационно-правовой формой предприятия является общество с ограниченной ответственностью, т.е. хозяйственное общество, учредителем которого является одно лицо. Общество было создано для осуществления работ и предоставления услуг с целью удовлетворения потребностей населения, а также извлечения прибыли. Предприятие работает на принципах хозяйственного расчёта, несет ответственность за конечные результаты собственной деятельности, за исполнение взятых обязательств перед конрагентами по подписанным договорам, перед бюджетами, банком, а также перед коллективом предприятия в соответствии с текущим законодательством.

Данное предприятие в соответствии с учредительным документом, а именно Уставом, выполняет перечисленные ниже виды деятельности:

- проведение разработки каменных карьеров,

-осуществление добычи камня для строительных нужд, сланцев, известняка, песка, гравия и глины,

- осуществление подготовки участка к застройке,

- осуществление строительства зданий и сооружений,

- проведение монтажа различных зданий и сооружений из металлоконструкций,

- обустройство покрытий сооружений и зданий,

- осуществление строительства спортивных, портовых, водных и гидротехнических сооружений,

- осуществление железобетонных и бетонных работ,

- проведение монтажа строительных металлоконструкций и др.

В случаях, указанных в законодательстве, предприятие проводит отдельные виды хозяйственной деятельности лишь на основании лицензии.

Исследуемое предприятие самостоятельно осуществляет планирование своей деятельности и формирует перспективы развития, отталкиваясь от спроса на оказываемые услуги и требуемого обеспечения социального и производственного развития организации. Предприятие реализует оказываемые услуги по ценам, сформированным самостоятельно на основе договоренности, а в случаях, указанных в законодательстве Российской Федерации, по регулируемым ценам.

Источником образования финансовых ресурсов предприятия являются взнос учредителя, амортизационные отчисления, прибыль, кредиты и иные поступления, не запрещенные законом. Из чистой прибыли организация создаёт резервный фонд, который составляет 15 % от чистой прибыли [18].

ООО «Арасар» проводит комплекс основных и подготовительных специальных и строительные и монтажных работ при реконструкции, возведении и и капитальном ремонте зданий и инженерных сооружений. Кроме того, организация выполняет функции генподрядчика. Организация может осуществлять строительные и монтажные работы своими силами (хозяйственным методом) или с привлечением для этих целей специализированных строительных организаций по договоренности (подрядным методом). Генподрядные предприятия отвечают перед заказчиком за ход строительства в целом, в том числе за введение объекта в эксплуатацию, в независимости от того, проводят ли они весь комплекс строительных и монтажных работ самостоятельно или привлекают для исполнения отдельных типов работ иные специализированные на строительстве предприятия-субподрядчиков. Отношения между заказчиком и подрядной строительной организацией регламентируется договором подряда. Данный договор имеет следующее отличие от иных договоров: при подряде формируется объект или иной материальный результат, передаваемый от подрядчика к заказчику, при этом предметом договора является не данный результат, а работы по его формированию, улучшению и иные строительные и монтажные работы и услуги.

Среднесписочная численность исследуемого предприятия составляет 50 человек. На предприятии преобладающий возраст работников – 25-35 лет, причем большинство сотрудников имеют высшее профессиональное образование. На всех работников распространяется действие трудового кодекса РФ. Длительность и распорядок рабочего времени, порядок предоставления ежегодных отпусков и выходных дней регламентируются на базе законодательства, а также правилами внутреннего распорядка предприятия. Форма оплаты труда сотрудников имеет сдельно – премиальный (аккордный) характер. Она выстроена таким образом, что при выполнении за конкретный срок определенного и документально зафиксированного задания сверх базовой сдельной оплаты осуществляется дополнительная выплата аккордной премии, также закрепленной документально.

Организационная структура управления – линейно-функциональная. Этот вид снижает дублирование функций и расход материальных ресурсов в различных сферах; способствует улучшению координации в данных сферах; формализует и способствует стандартизации процессов. Однако при этом возрастает время принятия управленческих решений вследствие необходимости согласований. Схема структуры управления анализирумой организации представляется 5 уровнями управления.

Учредитель предприятия самостоятельно принимает решения и оформляет их письменно. Через 3 месяца после завершения финансового года он принимает решение об утверждении годовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Учредитель также осуществляет функции Генерального директора. Он осуществляет руководство опреативной деятельностью предприятия и принимает решения по следующим вопросам: заключение сделок; подписание приказов о назначении на должность сотрудника, о его увольнении и переводе; осуществляет организацию бухгалтерского учёта и отчётности; утверждает договорные тарифы на услуги; открывает счёта в банковских учреждениях; определяет организационную структуру и утверждает штатное расписания и т. д. Генеральный директору имеет в непосредственном подчинении секретаря, главного бухгалтера, главного инженера, технического директора и менеджеров по продажам [18].

Менеджеры по продажам принимают участие в поиске заказчиков, проводят консультации касательно услуг исследуемой организации, формируют её имидж и рекламу. Также они занимаются сбором, систематизацией и анализом всей коммерческой и экономической информации о возможных рынках сбыта предоставляемых услуг предприятия; разрабатывают стратегию рекламы; организуют рекламу с помощью СМИ; организуют участие предприятия в выставках.

В случае, если работа заключается в постройке определенного сооружения или здания, то она сначала курируется техническим директором, в непосредственном подчинении которого есть инженер-конструктор, а также инженер-проектировщик. На данном этапе осуществляется проектирование объекта. Составление проектов проходит с участием Главного инженера. Для объектов, которые не являются технически сложными, а также объектов, которые можно отнести к проектам повторного и массового применения первой и второй категорий сложности, осуществляется следующий вид проектирования:

- рабочий проект - в одну стадию;

- для гражданских проектов - в две стадии - эскизный проект, а для производственных объектов - технико-экономический расчёт и для всех - рабочая документация.

Строительство организуется, начиная с этапа разработки проекта системы или объекта. Любые проектные решения нужно принимать с учётом возможности применения современных средств и методов в строительстве. Задачи организации строительства объектов в различной степени подробности решаются на любых этапах проектирования, в том числе предпроектных. Строительство может начаться только после того, как будет утверждена проектная документация. Проектная документация, расчёты, исходная информация для проектирования объекта и материалы (результаты) государственной экспертизы необходимо хранить в архиве проектной организацией согласно соответствующим положениям и правилам. Работы по монтажу, изоляции и строительству осуществляет главный инженер, а также подчиненные ему начальники участков, руководители среднего звена и рабочие строительной бригады.

ООО «Арасар» осуществляет сотрудничество с ведущими компаниями в сходной сфере деятельности, среди них можно выделить такие организации, как ООО «Авеста-строй» (г. Санкт-Петербург) и «Кальматрон-С сервис» (г. Самара), который является официальным дилером, представляющим производителей материалов для различных изоляционных работ. Главный поставщик строительных материалов - ООО «Веста», г. Санкт-Петербург. Исследуемое предприятие снимает в аренду строительные машины и грузовой автотранспорт у ООО «Техстройснаб». В дальнейшем анализируемое предприятие планирует создать собственный автопарк.

Рынок строительных работ о разработке каменных карьеров в г. Санкт-Петербурге отличается невысокой конкуренцией, чаще всего у предприятия, работающего в данной сфере, имеются два основных конкурента. В основном все строительные предприятия, предоставляющие услуги, не обладают большим штатом персонала. Компания ООО «Арасар» характеризуется достаточно устойчивым положением, не имеет трудностей, связанных с предоставлением монтажных и строительных услуг.

Главным конкурентом исследуемого предприятия на протяжении последних лет остается компания ООО «Спецмонтажстрой», занимающаяся подготовкой участков под строительство, а также строительными работами. Эта компания территориально расположена в непосредственной близости с анализируемым предприятием, оказывает сходный ассортимент услуг потребителям, имеет похожую ценовую политику. Достоинствами ООО «Спецмонтажстрой» являются:

- возможность привлечения к работе ведущих специалистов области;

- большой опыт работы (10 лет); высокое качество предоставляемых услуг;

- наличие опыта участия в крупномасштабных строительных работах;

- осуществление подготовки и внедрения перспективных инвестиций.

К недостаткам этой компании можно отнести:

- неустойчивое финансовое состояние предприятия;

- частое несоблюдение срока сдачи объектов;

- отсутствие устойчивых связей с поставщиками материалов;

- не предоставление строительных услуг мелким клиентам.

Исследуемое предприятие имеет ряд преимуществ, среди которых можно выделить:

- наличие постоянного, высококвалифицированного и опытного персонала;

- расширенный ассортимент услуг в сравнении с конкурентом (кроме подготовки участков к строительству, строительных работ предприятие осуществляет кровельные и изоляционные работы, проводит устройство железобетонных и бетонных конструкций);

- предоставление строительных услуг мелким клиентам; оперативность выполнения работ; возможен бесплатный выезд сотрудника на объект.

Недостатками исследуемого предприятия являются:

- отсутствие рекламы в необходимых для развития предприятия объемах;

- отсутствие необходимого количества транспортных средств, механизмов и хорошей производственной базы

Анализируя внешнее окружение предприятия, стоит отметить тяжёлые условия на строительном рынке, возникающие в кризисных ситуациях. Снижается рост строительно-подрядных заказов; увеличивается количество не выигранных тендеров (отказов от принятия коммерческих предложений); отсутствует рост или уменьшается число постоянных заказчиков (последующих обращений); увеличивается дебиторская задолженность организации; уменьшается прибыльность бизнеса. В связи с этим все большую актуальность приобретает совершенствование системы риск-менеджмента на предприятии. Особенность функционирования строительной организации заключается в том, что управлять рисками хозяйственной деятельности в общем и в разрезе различных объектов нужно постоянно, независимо от финансового положения организации.

В стратегическом управлении наиболее часто используется метод анализа среды организации, получивший название SWOT-анализ. Применяя этот метод, удается установить линии связи между силой и слабостью и внешними угрозами и возможностями.

В процессе выработки стратегии необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Для успешного применения SWOT-анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оцепить их с точки зрения того, насколько важным для организации является учёт в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

Для такой оценки чаще всего применяют метод позиционирования на матрицах возможностей и угроз (см. табл. 2).

Таблица 2 – Матрица возможностей и угроз ООО «Арасар»

Возможности
  1. Снижение безработицы;
  2. Улучшение работы сотрудников;
  3. Улучшение уровня жизни;
  4. Расширение ассортимента оказываемых услуг;
  5. Появление усовершенствованного оборудования;
  6. Неудачное поведение конкурентов;
  7. Снижение налогов и пошлин.
Угрозы
  1. Рост налогов и пошлин;
  2. Рост безработицы;
  3. Снижение уровня жизни населения;
  4. Изменение предпочтений клиентов;
  5. Усиление конкуренции;
  6. Замедление темпов розничного рынка;
  7. Изменение уровня цен.

Сопоставление сильных и слабых сторон ООО «Арасар» с его угрозами и возможностями представлено в табл. 3.

Таблица 3 - Возможности и угрозы ООО «Арасар»

Сильные стороны Сила и возможности Сила и угрозы
1. Достаточная известность 2. Широкий ассортимент услуг 3. Высокое качество работ 4. Высокая квалификация персонала 5. Финансовая стабильность 1. Достаточная известность и широкий ассортимент услуг может повлиять на увеличение объёма предоставляемых услуг 2. Высокая квалификация и улучшение работы сотрудников приведут к росту производительности труда 3. Финансовая стабильность дает возможность для приобретения нового оборудования 4. Достаточная известность, широкий ассортимент и финансовая стабильность при неправильном поведении конкурентов укрепят позиции организации на рынке 5. Снижение налогов и пошлин, улучшение уровня жизни населения, снижение безработицы может привести к получению большей прибыли. 1. Усиление конкуренции потребует дополнительных расходов 2. Возможность получения кредита позволит при необходимости покрыть финансовые дыры, которые могут появиться из-за скачков курсов валют и т.д. 3. Широкий ассортимент позволяет проявлять организации гибкость при изменениях потребностей заказчиков
    Окончание табл. 3
Слабые стороны Слабость и возможности Слабость и угрозы
1. Высокая зависимость от заёмных источников финансирования 2. Недостаточный контроль над исполнением приказов и распоряжений 3. Зависимость от поставщиков сырья 4. Отсутствие продуманной стратегии развития фирмы Непродуманная кадровая политика 1. Построение эффективной системы управления имуществом и источниками его финансирования 2. Четкая финансовая стратегия позволит более рационально расходовать средства организации 3. При непродуманной кадровой политике улучшения работы сотрудников может не произойти
  1. 1. Неверное управление источниками финансирования может привести к кризису организации
  2. 2. Непродуманная кадровая политика может привести к утечке кадров к конкурентам
  3. 3 Скачки курсов валют, сбои в поставках, изменение уровня цен может привести к банкротству
4. Рост безработицы, снижение уровня жизни населения при уменьшении издержек и не снижении себестоимости приведет к оттоку клиентов

Для ООО «Арасар» после проведенного анализа наиболее значимыми и вероятными оказались возможности расширения доли рынка, увеличения прибыли.

После позиционирования угроз было выявлено, что:

- к критическому состоянию фирмы могут привести нерациональное управление имуществом организации;

- к разрушению может привести усиление конкуренции, требуется непрерывная работа для борьбы с ней. Разрабатываемая стратегия должна быть направлена на максимальное использование предоставляемых возможностей и максимально возможную защиту от угроз;

- негативное влияние оказывает непродуманная кадровая политика, невозможность сотрудников участвовать в принятии решений, текучесть кадров;

- некоторая зависимость от поставщиков сырья и материалов;

Таким образом, рассмотрев возможности фирмы, ее сильные и слабые стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно определить стратегию фирмы, опираясьпри этом на цели организации.

Так как ООО «Арасар» работает на развивающемся рынке с сильной конкуренцией, то наилучшей будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка. Это можно сформулировать следующим образом:

· сначала минимизировать издержки и тем самым укрепить свою конкурентную позицию;

· провести обучение кадров, чтобы в любой ситуации можно было провести замену безболезненно для организации;

· увеличить объёмы выполняемых работ.

Наши рекомендации