Сущность и инструменты реализации социальных программ
Реализация социально ответственного поведения на практике предполагает разработку и осуществление социальных программ.
Социальные программы компании – это «добровольно осуществляемая компаниями деятельность в социальной, экономической и экологической сферах, которая носит системный характер, связана с ее миссией и стратегией развития бизнеса и направлена на удовлетворение запросов различных заинтересованных в деятельности компании сторон»[66].
На уровне компаний социальные программы должны быть ни чем иным, как увязанным по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексом мероприятий, обеспечивающим эффективное решение внутренних корпоративных социальных задач (внутренняя социальная программа компании) или внешних социальных проблем территории пребывания (внешняя социальная программа компании)[67].
Внутренние корпоративные социальные программы, как правило, связаны с развитием персонала, охраной здоровья и созданием безопасных условий труда, с решением вопросов социально ответственной реструктуризации компании, с повышением эффективности ведения бизнеса.
Внешние корпоративные социальные программы направлены на развитие местного сообщества, ведение добросовестной деловой практики, природоохранную деятельность, а также на укрепление репутации и имиджа корпорации.
Среди основных инструментов реализации социальных программ компании выделяют следующие:
ü денежные гранты — форма адресной финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию социальных программ в области образования и на цели проведения прикладных исследований. Гранты — один из наиболее доступных и традиционных инструментов реализации социальных программ.
ü благотворительные пожертвования и спонсорская помощь — форма адресной помощи, выделяемой компанией для проведения социальных программ, как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, административные помещения, помещения для проведения мероприятий, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций—получателей помощи и др.).
Как правило, эти формы социальных программ можно отнести к разовым внешним инструментам реализации социальных программ компании.
ü социально значимый маркетинг — форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на проведение социальных программ компании.
ü долевое финансирование — форма адресной финансовой помощи, которая заключается в совместном финансировании социальных программ со стороны компании, органов государственного управления и некоммерческого сектора. Разновидностью долевого финансирования выступает форма сбора средств, когда каждый вложенный рубль сотрудников компании (как правило, сумма от заработной платы) направляется на реализацию определенного социального проекта компании.
ü социальные инвестиции — форма финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества.
Для этих способов характерны долгосрочность действия, что требует планирования, организации и управления данными формами социальных программ компании.
ü делегирование сотрудников компании — вовлечение на принципах добровольности сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников.
ü административный/социальный бюджет — финансовые средства, выделяемые компанией на реализацию собственных социальных программ.
Реализация этих двух форм носит внутрикорпоративный характер, требует изменений корпоративного менеджмента, координации деятельности различных служб компании.
По субъектам исполнения социальные программы классифицируют на:
- собственные программы компаний;
- программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления;
- программы партнерства с некоммерческими организациями;
- программы сотрудничества с общественными организациями и профессиональными объединениями;
- программы информационного сотрудничества со СМИ.
По направлениям деятельности социальные программы подразделяют на (Приложение 5):
- программы по распространению добросовестной деловой практики,
- программы по развитию персонала,
- программы, связанные с природоохранной деятельностью и ресурсосбережением,
- программы по развитию местного сообщества,
- программы по социально ответственной реструктуризации,
- программы по охране здоровья и обеспечению безопасных условий труда.
Примеры социальных программ российских компаний и проектов благотворительных фондов Тверской области представлены в Приложениях 6 и 7 соответственно.
Тема 6