Механизм социального инвестирования в корпорациях
Понятие социального инвестирования и социально ответственного
Инвестирования
Исследование процесса социального инвестирования занимает важное место в экономической науке и социально-экономической практике управления. Системой, в рамках которой осуществляется баланс между социальной справедливостью и экономической эффективностью, является инвестиционная сфера, а основными ее субъектами выступают бизнес, общество и государство.
Ключевой и системообразующей категорией является понятие «инвестиции», под которым понимают «вложения в основной и оборотный капитал с целью получения дохода»[55]. Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет инвестиции как «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта»[56]. Под инвестициями также принято понимать долгосрочные вложения средств с целью увеличения производства и получения прибыли посредством создания новых и модернизации действующих предприятий, с использованием новейших технологий и техники[57].
Наиболее важными признаками инвестиций являются:
- осуществление вложений лицами (инвесторами), которые имеют собственные цели, не всегда совпадающие с общеэкономической выгодой;
- потенциальная способность инвестиций приносить доход;
- определенный срок вложения средств;
- целенаправленный характер вложения капитала в объекты и инструменты инвестирования;
- использование разных инвестиционных ресурсов в процессе осуществления инвестиций;
- наличие риска вложения капитала.
В российской литературе термин «социальные инвестиции» не получил однозначного толкования. Так, например, в работе Г.С. Горгуля отмечается, что «социальные инвестиции представляют из себя вложения всех инвесторов в социальную сферу»[58]. Д.К. Куликов приводит такое определение: «социальные инвестиции - денежные и иные активы, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения дохода посредством повышения уровня жизни различных слоев населения»[59]. Ассоциацией менеджеров России социальные инвестиции рассматриваются как «материальные, технологические и иные ресурсы, а также финансовые средства, направляемые на реализацию социальных программ»[60].
Можно выделить следующие характерные признаки социальных инвестиций:
- направленность на решение конкретной актуальной для данной территории и отражающей нужды населения проблемы;
- наличие четко определяемого социально эффекта;
- возможность для корпорации получить конкретные преимущества для своего бизнеса;
- партнерство бизнеса при осуществлении социальных инвестиций с органами государственной власти, некоммерческими организациями, средствами массовой информации, контрагентами;
- привлечение к данной проблематике максимально широкого круга сторон и, самое главное, - непосредственных получателей социальных инвестиций;
- планирование привлечения и распределения, имеющихся в распоряжении компании, финансовых и нефинансовых ресурсов.
Инвестирование средств – это сложный по содержанию и динамичности процесс, который на предприятии выделяется в относительно самостоятельную производственно-финансовую сферу и называется инвестиционной деятельностью. Под инвестированием понимают «осуществление определенных экономических проектов в настоящем с расчетом получить доходы в будущем»[61].
Инвестиционная деятельность предприятий характеризуется следующими чертами:
- обеспечивает рост операционной деятельности предприятия путем возрастания операционных доходов и снижения удельных операционных затрат;
- формы и методы инвестиционной деятельности в меньшей степени зависят от отраслевых особенностей предприятия, чем операционная деятельность;
- объемы инвестиционной деятельности характеризуется неравномерностью по отдельным периодам, что связано с необходимостью накопления финансовых ресурсов и использования благоприятных внешних экономических условий;
- инвестиционная прибыль и иные формы эффекта формируются со значительным запаздыванием, так как между затратами инвестиционных ресурсов и получением эффекта проходит определенный период времени;
- в процессе инвестиционной деятельности формируются самостоятельные виды потоков денежных средств;
- инвестиционной деятельности присущи особые виды рисков, называемые инвестиционными, уровень которых превышает уровень операционных рисков.
Инвестиционная сфера имеет сложную структуру, включающую комплекс подчиненных сфер, определяемых ключевыми направлениями инвестирования. Отдельные ученые делают попытку выявить составляющие инвестиционной сферы. К ней, в частности, относят: сферу капитального строительства, инновационную сферу, сферу финансового капитала, сферу реализации имущественных средств, сферу формирования инвестиционных ресурсов и сферу информационной индустрии[62]. В ее состав также необходимо включить социальную сферу, во многом определяющую темпы расширенного экономического роста не только инвестиционной сферы, но и экономической системы в целом. Под социальной сферойв данном случае предлагается понимать инвестиционную активность субъектов инвестиционной сферы в социальной среде[63].
Социальное инвестирование можно определить как динамический процесс реализации отношений между субъектами социальной среды по поводу обеспечения баланса интересов корпоративного сектора с интересами общества и государства[64]. Основные характеристики социального инвестирования представлены на рис. 17.
Цель: получение положительного эффекта для корпорации |
Инструмент: социальные инвестиции |
Субъект: корпоративная структура |
Механизм: система отношений, возникающих в процессе инвестирования |
Предмет: социально-экономическое состояние элементов социальной среды |
Объект: элементы социальной среды |
Социальное инвестирование |
Рисунок 17– Социальное инвестирование в корпорациях как система[65]
Существуют четыре основных показателя эффективности социального инвестирования:
I. Социальный эффект. Социальный эффект определяется как экономическими или статистическими, так и социологическими показателями: изменением соотношения бюджетов домохозяйств от потребления к сбережению, ростом количества детей в семьях, повышением образовательного уровня населения, удовлетворенностью социальным статусом или финансовым положением. Основной показатель — повышение качества жизни людей в результате социальной инвестиционной деятельности.
II. Социальная эффективность. Показатели социальной эффективности дают представление о количественной стороне достигнутых социальных целей, ради которых социальный инвестиционный проект разрабатывался и осуществлялся: возникновение дополнительных социальных услуг, изменение индекса потребительских цен, обеспеченности жильем, уменьшение безработицы, увеличение рождаемости и снижение смертности.
III. Социально-экономическая эффективность. Показатели социально-экономической эффективности определяются вслед за социальным эффектом через увеличение физического объема услуги, уменьшение стоимостной оценки услуги, снижение текущих затрат организаций социальной сферы, увеличение числа посещений развлекательных мероприятий, снижение выплат по безработице - спектр показателей огромен.
IV. Экономическая эффективность. Экономическая эффективность социальных инвестиций основывается на минимизации затрат по их разработке и осуществлению: абсолютные (разность между суммой капиталовложений и денежной оценкой его результатов), относительные (отношение денежной оценки результатов и совокупных затрат), временные (период возврата инвестиций).
Социально ответственное инвестирование - процесс принятия инвестиционных решений, учитывающий в рамках традиционного финансового анализа социальные и экологические последствия инвестиций (рис. 18). Социально-ответственное инвестирование представляет собой инвестиционный процесс, в котором через добровольный и сознательный выбор критериев и методов инвестирования проявляется ответственность инвестора за последствия его инвестиций для общества, окружающей среды и их устойчивого развития.
реализация благотворительных проектов, наличие программ помощи незащищенным слоям населения |
доля алкогольных, табачных изделий в общем объеме выпуска продукции |
наличие токсичных выбросов, производство химикатов, уничтожение отходов |
отношения с профсоюзами, сотрудниками, схемы предоставления льгот, наличие пенсионных программ |
Рисунок 18 – Основные параметры социального инвестирования
Социально-ответственное инвестирование начало развиваться в странах США и Европы во второй половине ХХ века. Повышенное внимание инвесторов к тому, на какие цели направляются их средства, было связано со своеобразным политическим климатом и многочисленными социальными и экологическими движениями этого времени, от выступлений за гражданские свободы и равноправие женщин до антивоенных и экологических манифестаций. Первый этический инвестиционный фонд Pax World Fund (сейчас Pax World Balanced Fund, PAXWX), который отказался инвестировать в компании по производству оружия во время Вьетнамской войны, был создан 1971 г. в США.
В конце 70-х годов концепция социального инвестирования начала привлекать все больше сторонников на волне кампании за отмену расовой дискриминации и режима апартеида в ЮАР. Инвесторы оказывали экономическое давление на власти ЮАР, призывая других инвесторов и потребителей бойкотировать компании, ведущие свою деятельность в этой стране.
В 80-90-е годы ХХ века появилось большое число этических фондов, а также начали формироваться специализированные информационно-аналитические агентства и некоммерческие организации по развитию социально ответственного инвестирования. Появились разнообразные социальные фондовые индексы, помогающие ориентироваться среди объектов ответственного инвестирования
После громких корпоративных скандалов в начале 2000-х годов, таких как банкротство Enron и WorldСom, регуляторы фондовых рынков стали уделять особое внимание вопросам корпоративного управления. В частности, в 2002 году в США был принят Закон Сарбейнса-Оксли, предъявляющий требования к эмитентам относительно внутреннего контроля, управления и раскрытия информации. Инвесторы также стали внимательнее относиться к корпоративному управлению эмитентов, превратив его в одно из направлений СОИ.
За последние 40 лет социальное инвестирование эволюционировало от единичных практик этического инвестирования до отдельного сегмента фондового рынка со своими участниками и инфраструктурой. В начале 2010 года социально-ответственные инвестиции под профессиональным управлением насчитывали $3.07 триллионов, тогда как еще в 1995 года их объем составлял $ 639 млрд. Для сравнения, за тот же период весь объем инвестиций под профессиональным управлением вырос с $7 трлн. до $25.2 трлн.
Социально ответственному инвестированию на рынке ценных бумаг присущи следующие характеристики:
- инвестиции направлены на достижение финансовых целей инвестора, но при этом также ориентированы на оказание положительного воздействия на общество, окружающую среду, социальное развитие;
- в основе социально ответственного инвестирования лежат критерии социально-ответственного инвестирования, с помощью которых осуществляется отбор объектов инвестирования и проявляется ответственность инвестора за последствия его инвестиций (социальные, экологические, этические и критерии, связанные с корпоративным управлением);
- для достижения желаемых результатов и целей инвесторами используются специальные методы.
В США различают три направления социально ответственного инвестирования:
1. «Просеивание» (screening)
Предполагает выбор для инвестиционного портфеля бумаг тех компаний, которые отвечают заданным социальным или экологическим критериям. «Просеивание» может осуществляться по принципу исключения, что предполагает удаление из списка рассматриваемых объектов для инвестирования компаний, чья продукция или деловая практика противоречат этическим или моральным ценностям инвестора. Портфель социально ответственного фонда формируется профессиональными менеджерами и аналитиками, которые при оценке компаний учитывают множество аспектов, от характера производимой ими продукции и влияния их деятельности на окружающую среду до проводимой политики занятости.
2. Активность в роли акционеров (shareholder activism или shareholder advocacy).
Инвесторы выступают совладельцами компаний, в акции которых они инвестировали свои средства, и из статуса акционера вытекают их права и обязанности. Все большее число социально ориентированных инвесторов используют свою роль совладельцев для того, чтобы поднимать волнующие их вопросы в отношении деятельности или деловой практики компании. Акционеры могут заострить внимание на социальных или экологических проблемах в диалоге с управляющими компании, в выступлениях и голосовании на собрании акционеров или могут попросту выразить свой протест через изъятие капиталовложений.
3. Местные инвестиционные программы (community investing).
Средства, предоставленные инвесторами в рамках этих программ, в виде финансирования под низкий процент направляются людям, принадлежащим к малообеспеченным слоям населения, находящимся в неблагоприятных экономических условиях и проживающим в бедных районах и в отсталых развивающихся странах. Банки местного развития и кредитные союзы направляют деньги своих вкладчиков на займы для финансирования строительства муниципального жилья по доступным ценам, на развитие малого бизнеса, помощь малообеспеченным гражданам и прочие местные проекты. Существуют специальные фонды взаимопомощи, являющиеся некоммерческими организациями, которые предлагают финансовые ресурсы для аналогичных проектов в районах, население которых имеет доходы ниже среднего уровня. Все эти меры призваны способствовать выравниванию уровня жизни в различных районах страны и сглаживать социальную напряженность.
В качестве особого направления развития концепции социально-ответственного инвестирования следует отметить получившую популярность в конце XX в. концепцию социального маркетинга (социально-ответственного маркетинга) (рис. 19). Термин «социальный маркетинг» был впервые использован в 1971 г., и он обозначал попытку применения принципов маркетинга для содействия решению социальных задач и реализации социальных идей. Именно тогда в сферу деятельности организаций все чаще стало вплетаться решение различных общественных проблем с помощью маркетингового инструментария.
Концепция социального маркетинга |
Ведущая идея концепции: производство товаров, которые удовлетворяют существующие потребности, с учетом требований и ограничений общества. |
Главная цель: удовлетворение нужд и потребностей целевых рынков, при условии сбережения человеческих, материальных, энергетических и других ресурсов, охраны окружающей среды. |
Основной инструментарий: Комплекс маркетинга (4P) |
Рисунок 19 – Характеристика концепции социального маркетинга
Применение концепции социального маркетинга предполагает, что:
- наряду с потребностями покупателей существуют интересы общества, которые осознаются и принимаются покупателями;
- успешность предприятия зависит, в том числе, и от общественного мнения, которое формируется на основании отношения предприятия к интересам общества;
- потребители при прочих равных условиях предпочитают товары, которые производит компания, учитывающая интересы общества.
Одной из самых известных организаций, занимающейся социальным маркетингом, является Product Red, которая сотрудничает с крупными компаниями и привлекает средства для Международного фонда по борьбе со СПИДом. Основателем компании является вокалист группы U2 Боно, а свою продукцию в сотрудничестве с «Red» выпускали такие гиганты как Apple, Armani, Microsoft, Dell, Motorola, The Gap, American Express. Деятельность компании Product Red четко демонстрирует разницу между социальным маркетингом и благотворительностью, поскольку затраты на продвижение товаров Product Red значительно превышают суммы, переводимые на благотворительность.
Европейский фонд Fair Trade, занимающийся поддержкой стран третьего мира, сертифицирует производителей шоколада, если они покупают какао по комфортным для фермеров Доминиканской республики ценам. В результате получается «социальный шоколад» с особым брендом Max Hyvalaar, который хотя и стоит на 2-4% дороже обычного, но занимает на высококонкурентном рынке прочную нишу за счет «ответственных потребителей» Европы.
Аналогичным образом обстоит дело с «зелеными» товарами народного потребления – их позиционируют как менее вредные, чем «обычные», например, автомобили со сниженным расходом топлива или еда в бумажной, а не пластиковой, упаковке. Как сообщает New York Times, крупный американский стройритейлер Home Depot сделал в своих гипермаркетах специальные отделы под 2,5 тыс. «зеленых» товаров. На право быть размещенными в этих отделах претендовали 60 тыс. продуктов.