Модели социального инвестирования развитых стран и РФ: компаративный анализ

Критерии Модель социального инвестирования развитых стран Модель социального инвестирования в РФ
Субъекты социального инвестирования Крупный и средний бизнес   Крупный бизнес
Объекты социального инвестирования Персонал Потребители Сообщество Акционеры Государство Собственники Персонал Потребители
Цели субъектов социального инвестирования 1. Минимизация отрицательных внешних эффектов своей деятельности. 2. Поддержание положительного имиджа компании. 3. Создание внутренней комфортной среды. 1. Создание внутренней комфортной среды. 2. Поддержание стабильного развития региона. 3. Решение определенных социальных проблем региона.
Методы реализации целей 1. Развитие персонала. 2. Охрана здоровья и безопасные условия труда. 3. Социально-ответственная реструктуризация. 4. Природоохранная деятельность и ресурсосбережение. 5. Развитие местного сообщества. 6. Добросовестная деловая практика. 1. Развитие персонала. 2. Охрана здоровья и безопасные условия труда. 3. Природоохранная деятельность и ресурсосбережение.
Инструменты 1. Административный и социальный бюджет. 2. Делегирование сотрудников компании. 3. Социально-значимый маркетинг. 4. Эквивалентное финансирование. 5. Денежные гранты. 6. Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь. 1. Делегирование сотрудников компании. 2. Эквивалентное финансирование. 3. Денежные гранты. 4. Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь.
Ресурсы Прибыль предприятий Прибыль предприятий
Коррекция элементов механизма Корректировка происходит до проявления серьезных социальных проблем Корректировка элементов происходит, как правило, после появления негативных последствий текущих операций

Источник: составлено автором.

Это институциональное несовершенство проявляется и с другой стороны: бизнес, в свою очередь, не всегда строго выполняет установленные законом социальные и налоговые обязательства. С точки зрения информационной открытости социальных программ компаний, Россия в настоящее время находится в состоянии переходного периода. Намечается трансформация в социальных инвестициях в направлении местного социального сообщества. Это означает, что интересы бизнеса все больше переносятся с персонала компании на внешнее социальное окружение. Фактически, уже сейчас можно диагностировать центробежные силы в трансформации социальных интересов российского бизнеса, когда компании стараются выйти за пределы своей производственной деятельности. Не исключено, что данная тенденция может перерасти в долгосрочную линию развития социальных инвестиций в России.

Во второй главе - «Особенности социального инвестирования на региональном уровне» - рассматриваются ресурсные и факторные ограничения и предпочтения осуществления инвестиций в регионе, анализируется инструментарий их реализации на примере регионального инвестиционного проекта «Спортивно-развлекательный комплекс – Аквапарк» (Республика Калмыкия).

Одна из главных задач региональной инвестиционной политики – создание благоприятных условий, способствующих активизации инвестиционной активности бизнеса в социальной сфере. Для того чтобы эти условия были максимально реалистичными, необходимо выяснить с какими ограничениями сталкивается бизнес и каковы его предпочтения при инвестировании. При этом важно проследить диалектику взаимодействия факторов, положительно влияющих на развитие инвестиционного процесса, и факторов, ограничивающих его, на каждом из этапов эволюционной динамики данного процесса в условиях реформирования российской экономики.

В результате анализа инвестиционного проекта социальной направленности «Спортивно-развлекательный комплекс – Аквапарк» (г. Элиста, Республика Калмыкия) были выявлены ресурсные и факторные ограничения, с которыми сталкивается инвестор на каждом этапе его эволюционной динамики, выделенными по критериям «время» (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный) и «стадия развития» (посткризисное оживление экономики, активизация инвестиционного процесса, наращивание инновационной компоненты инвестиций). На первом этапе ограничивающими факторами выступали небольшие размеры мобилизуемых финансовых ресурсов, на втором этапе – недостаточная инвестиционная мотивация предпринимателей, отсутствие гарантий сохранности и возвратности инвестиционных вложений, на третьем этапе – незавершенность процесса формирования институциональной инфраструктуры инвестиционного процесса.

При осуществлении социальных инвестиций предприятия на региональном уровне сталкиваются с двумя видами ограничений – внешними и внутренними. Внешние ограничения по своему содержанию могут быть экономическими, политико-правовыми и социальными. Экономические ограничения связаны с доступностью ресурсов, неопределенностью хозяйственной деятельности и хозяйственными (предпринимательскими, финансовыми, технологическими, эксплуатационными и т.д.) рисками. Политико-правовые ограничения определяются проводимой в стране социально-экономической политикой и состоянием правовой системы, регулирующей инвестиционную деятельность на федеральном и региональном уровнях. Социальные ограничения определяются уровнем жизни населения в регионах, а также национально-культурными, демографическими, экологическими и другими особенностями конкретной территории.

Внутренние ограничения осуществления социальных инвестиций связаны с воспроизводственными возможностями предприятия, особенностями управления.

Предпочтениясубъектов инвестиционной деятельности образуют систему, в которой интересы отдельных субъектов переплетаются и взаимодействуют, стимулируя, либо препятствуя осуществлению социальных инвестиций. По своей направленности предпочтения субъектов инвестиционной деятельности, также как и ограничения, можно объединить в две группы – внешних и внутренних предпочтений.

Внешние предпочтениясвязаны с укреплением репутации и имиджа предприятия в рамках делового сообщества и общества в целом, так как социально ответственная практика ведения бизнеса приводит к развитию связей с местным сообществом, укреплению отношений с клиентами, улучшению финансовых показателей и отношений с местной властью, получению конкурентных преимуществ в связи с выходом на новые рынки и новые источники рабочей силы, повышению хозяйственной устойчивости, дополнительным возможностям для продвижения товаров, PR и рекламы, привлечению новых партнеров.

Система внутренних предпочтений включает такие элементы как развитие персонала, охрана здоровья, безопасные условия труда, социально ответственная реструктуризация. Реализация внутренних предпочтений осуществляется главным образом через институт социального партнерства, включающего представителей работодателя и работников с участием профсоюзов.

Для осуществления эффективного социального инвестирования необходимо наличие ряда условий: достаточный воспроизводственный потенциал предприятия, существование экономических субъектов со сложившейся системой предпочтений и способных обеспечить инвестиционный процесс в необходимых масштабах, механизм трансформации инвестиционных ресурсов в объекты инвестиционной деятельности.

Механизм реализации инвестиций в социальную сферу направляет хозяйственные взаимодействия его субъектов на укрепление взаимозависимости общества и предприятий, принимающих на себя широкие социальные обязательства. Интегральной цельюмеханизма реализации инвестиций в социальную сферу является согласование интересов и ценностей всех участников инвестиционного процесса, направленное на получение социального эффекта. Интегральная цель механизма конкретизируется в дифференциальных целях, реализация которых направлена на достижение интегральной цели. Иерархия целей, оценка их значимости и ранжирование проводится субъектами механизма в соответствии с их важнейшими групповыми интересами и ценностями, а также сложившимся хозяйственным опытом.

Особенностью механизма является использование в качестве основных инструментов социальных программ и социальных инвестиционных проектов, от оптимальной реализации которых зависит получаемый региональным сообществом социальный эффект.

Основными направлениями совершенствования механизма реализации инвестиций в социальную сферу являются:

- совершенствование правовых методов на основе принятия социального законодательного акта по регулированию социально ориентированной инвестиционной деятельности;

- оптимизация организационно-экономических методов на основе разработки программ социальных мероприятий и методик оценки социальной эффективности предлагаемых инвестиционных проектов и включения их в эти проекты в виде специального раздела.

Таким образом, успешная реализация стратегической задачи социально-экономического развития региона – повышение уровня и качества жизни населения – возможна в результате активизации социально ответственного поведения предприятий в форме осуществления социальных инвестиций, которые обеспечивают увеличение и повышение степени доступности общественных благ за счет активизации их производства усилиями государственных, негосударственных некоммерческих и частных субъектов хозяйствования.

6 Калькуляция себестоимости и ее значение.

7 Классификация затрат по признакам.

Стр. 142 И.В. Липсиц «Экономика», Москва, «Омега-Л», 2006 г., 656 стр.

Стр. 195 Р.М. Нуреев «Курс микроэкономики», Москва, «НОРМА-ИНФРА * М», 1999 г., 572 стр.

В Российском законодательстве себестоимость определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ,услуг) природных ресурсов, сырья, топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.

Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

Затраты живого и овеществленного труда в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений.

Наибольшая доля в затратах на производство промышленной продукции приходится на сырье и основные материалы, а затем на заработную плату и амортизационные отчисления.

Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.

Для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции.

Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены: во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения. Эти расходы исчисляются, как правило, без учета внутризаводского оборота.

Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени, затраты на производство должны приводиться к одному объему. Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании, хозяйственном расчете, планировании и сравнительном анализе.

Показатель снижения себестоимости сравнимой товарной продукции применяется для анализа изменения себестоимости во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции на тех предприятиях, которые имеют устойчивый по времени ассортимент изделий. Под сравнимой понимают такую продукцию, которая производилась серийно или массово в предшествующем году. К ней относится и частично модернизированная продукция, если эти изменения не привели к введению новых моделей, стандартов и технических условий.

Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.

Остальные встречающиеся на практике показатели себестоимости можно подразделить по следующим признакам:

v по составу учитываемых расходов - цеховая, производственная, полная себестоимость;

v по длительности расчетного периода - месячная, квартальная, годовая, за ряд лет;

v по характеру данных, отражающих расчетный период,- фактическая (отчетная), плановая, нормативная, проектная (сметная), прогнозируемая;

v по масштабам охватываемого объекта - цех, предприятие, группа предприятий, отрасль, промышленность и т.п.

Себестоимость продукции является одним из основных показателей работы предприятия. Исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции, работ или услуг и всей товарной продукции называется калькуляцией. Различают плановую, нормативную и отчетную (или фактическую) калькуляции.

Плановой калькуляцией определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют их из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и нормы расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. Разновидностью плановых являются сметные калькуляции, которые составляют на разовые изделия или определение цен, расчетов с заказчиками и других целей.

Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало года, месяца, норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным мощностям предприятия на данном этапе его работы. Текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, ниже. Поэтому и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, выше, а в конце года - ниже.

Отчетные или фактические калькуляции составляют по данным бухгалтерского отчета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включают и не планируемые непроизводственные расходы.

Калькулирование себестоимости произведенной продукции осуществляют различными методами. Под методом калькуляции понимают систему приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции зависит от типа производства, его сложности, наличия незавершенного производства, длительности производственного цикла, номенклатуры вырабатываемой продукции.

На промышленных предприятиях применяют нормативный, позаказной, попередельный, попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции.

Нормативный метод учета затрат на производство или калькулирования себестоимости продукции применяют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции.

Сущность его заключается в следующем: отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями; обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Фактическая себестоимость продукции определяется алгебраическим сложением суммы затрат по текущим нормам, величины отклонений от норм и величины изменений норм:

Зфн+О+И,

где: Зф - затраты фактические, Зн - затраты нормативные, О - величина отклонений от норм, И - величина изменений норм.

При этом фактическую себестоимость изделия можно установить двумя способами. Если объектом учета производственных расходов являются отдельные виды продукции, то и отклонения от норм, а также их изменения можно отнести на эти виды продукции прямым путём. Фактическую себестоимость этих видов продукции определяют способом прямого расчёта по приведенной формуле.

Если субъектом счёта производственных расходов являются группы однородных видов продукции, то фактическую себестоимость каждого вида продукции устанавливают распределением отклонений от норм и изменений норм пропорционально нормативным затратам на производство отдельных видов продукции.

Применение нормативного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции требует разработки нормативных калькуляций на основе норм основных затрат, действующих на начало месяца, и квартальных смет расходов по обслуживанию производства и управлению. На предприятиях, отличающихся относительной стабильностью технологических процессов, нормы затрат изменяются редко, поэтому плановая себестоимость мало отличается от нормативной. На этих предприятиях вместо нормативных калькуляций можно использовать плановые.

Отклонения фактических затрат от установленных норм по отдельным расходам определяют методом документирования или инвентарным методом.

Текущий учет затрат по нормам и отклонений от них ведут, как правило, только по прямым расходам (сырье и материалы, заработная плата). Отклонения по косвенным расходам распределяют между видами продукции по истечении месяца. Аналитический учет затрат на производство продукции осуществляют в карточках или особого рода оборотных ведомостях, составляемых по отдельным видам или группам продукции.

Наши рекомендации