Проблемы радикализации молодых мусульман в Европе

Начиная с 2000 гг. в фокус внимания спецслужб Европы попала проблема радикализации мусульманской молодежи из иммигрантских семей.

Анализ ситуации позволил проследить процесс радикализации, который свидетельствует о том, что принимающее общество европейских стран не смогло стать новой родиной для бывших иммигрантов и их детей. Нынешнее молодое поколение мусульманских иммигрантов, уже родившееся в Европе, оказалось в особом положении. Их родители не предполагали остаться в Европе. Они не выучили языка принявшей их страны, они не смогли поднять свой образовательный уровень, так как такая задача не ставилась, но потом они поняли, что для их собственных детей в Европе открываются новые возможности. Однако если родители были благодарны принимающей стороне за один только допуск в западное общество, то их дети увидели ограниченность своих возможностей в сравнении с западными сверстниками. Между старшим и младшими поколениями отсутствует полноценная связь, ибо опыт родителей, воспитанных в традиционном восточном обществе, оказался бесполезным для тех, кто родился в Европе.

Именно третье поколение вызывает наибольшее беспокойство. Представители третьего поколения сносно говорят на европейских языках. Они учились в школе, хотя многие из них бросали обучение. Например, в турецких семьях в Германии нет установки на получение законченного среднего образования. Третье поколение пребывает в латентном конфликте с принимающим обществом, ибо общество, несмотря на прокламируемые лозунги свободы, равенства и братства, не создало предпосылок для адаптации иммигрантов и их детей.

С началом экономического спада в 1970-х гг., вызвавшего замедление роста европейской экономики, выросла безработица. Особенно сильно она ударила по иммигрантской молодежи. Кстати, нынешние цифры по безработице среди иммигрантов поистине ужасающие: если средняя безработица во Франции или Бельгии – приблизительно 10%, то – 20% это обычная цифра для мусульманских сообществ, а иногда даже 40% – то есть среди представителей третьего поколения. Эти цифры свидетельствуют об определенном негативизме по отношению к иммигрантам. Расизм по отношению к иммигрантам проявлялся и раньше. Он сидит в крови у бывших владельцев колоний. Об этом свидетельствуют многочисленные попытки, имевшие место во Франции, представить колониальное прошлое как благотворительные мероприятия по отношению к африканцам или народам Юго-Восточной Азии. Считалось, что иммигранты должны быть заинтересованы в том, чтобы интегрироваться в принимающее общество, воспринять его культуру на основании того, что она намного лучше, чем их национальная культура.

Власти европейских стран бьют тревогу по поводу радикализации иммигрантской молодежи. Правоохранительные органы сообщают о росте числа правонарушений и увеличении числа иммигрантской молодежи в радикальных исламистских группах. Очевидно, что принимающее общество не смогло создать условий, в которых иммигранты смогли бы почувствовать себя полноценными гражданами. Кроме того, при современном развитии СМИ оказалось невозможным оградить мусульманскую молодежь от влияния радикального ислама. Сформировавшееся ощущение отчужденности способствовало созданию своеобразного параллельного общества, которое стало неким анклавом, в котором воссоздаются институты, характерные для мусульманского общества на родине предков. Свою лепту вносят СМИ, транслирующие программы о событиях на Ближнем Востоке, в Сомали, Боснии, Турции, Чечне и т.д. На сегодняшний день существует великое множество интернет-сайтов, посвященных джихадистской пропаганде и позволяющих сторонникам джихада общаться друг с другом.

Сопоставляя события в мусульманском мире со своим собственным самоощущением, у молодых европейцев мусульманского происхождения возникает то, что французский социолог Фарид Хосроховар (вероятно иммигрант из Ирана) назвал «идентичностью опосредованного оскорбления». Испытывая сочувствие ко всем «мусульманским жертвам в мире», молодые иммигранты считают, что их жизненные неудачи происходят по причине ненависти к исламу со стороны Запада. В результате молодые европейцы пополняют ряды ИГИЛ. Их уже 5 тысяч, европейцев (мусульман и немусульман), воюющих в Сирии и Ираке.

Следует также отметить, что современная молодежь проводит много времени в Интернете, с увлечением смотрит боевики, ассоциируя себя с самыми крутыми персонажами. Психологи отмечают, что современные «миллениалы» (так называют нынешнее поколение молодежи), взаимодействуют с друг с другом круглые сутки, отвергая опыт предшествующих поколений, но истории не известны люди, которые могли бы повзрослеть под влиянием своих ровесников. Эта молодежь с детства нацелена на успех, они видят свою жизнь в гедонистическом ракурсе. По сравнению с предыдущими поколениями, они проявляют гораздо меньшую гражданскую активность и почти не принимают участия в политической жизни. Это поколение невероятно самоуверенных и зацикленных на себе людей. Кр. Лэч, автор книги. «Культура Нарциссизма», пишет: «Медиа питают нарциссические мечты о славе, воодушевляя простых людей идентифицировать себя со звёздами и ненавидеть «стадо», тем самым делая банальность повседневного существования всё более невыносимой». В результате молодые люди из числа коренного населения Запада, в том числе и молодежь из иммигрантских семей ищет острых ощущений и даже отправляется на джихад…



Наши рекомендации