Существует ли угроза радикализации ислама в Северной Осетии?

Многие из интервьюируемых мусульман в 2000/2001 году говорили автору о том, что руководство РСО-Алания, обеспокоенное событиями в соседних Кабардино-Балкарии, Чечне, Дагестане и Ингушетии, фактически склонилось к мнению, что источник экстремизма кроется в исламе. Заместитель муфтия Северной Осетии М. Тавказахов подчеркнул, что все просьбы со стороны Муфтията Республики и Совета Муфтиев России о выделении хотя бы небольшого помещения для размещения Духовного управления мусульман Осетии во Владикавказе не рассматриваются. «Мы не можем не думать, что к нам относятся очень плохо», — подчеркнул М. Тавказахов.45

Представители Духовного управления мусульман Северной Осетии в составе миротворческих групп нередко выезжают в Ингушетию, Дагестан, Чечню. Они считают своим долгом рассказывать в проповедях об истинном значении Ислама — как религии мира и добра.

В настоящее время мусульмане Северной Осетии во взаимодействии с Комиссией по правам человека работают по комплексной программе «Ислам без оружия». Основной целью программы является организация и осуществление работы «по разъяснению пагубного влияния ваххабизма на верующих республики, его идеологии и лидеров со стороны мусульнам Северной Осетии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии; недопущение его проникновения в эти республики; формирование негативного общественного мнения в отношении ваххабизма и его последователей; создание неблагоприятного для его распространения политического и социального фона».46

Причиной проникновения в мусульманские села республики экстремистски настроенных проповедников из других регионов Северного Кавказа зачастую становится отсутствие базы для подготовки собственных служителей культа. Муфтий Дзанхот-Хаджи Хекилаев уверен, что обучение молодежи исламу в арабских или других зарубежных мусульманских странах как правило себя не оправдывает.

ДУМ РСО-Алания выступило с инициативой широкого разъяснения среди мусульман республики основ исламского вероучения, традиций и обрядов. В связи с тем, что уже несколько поколений североосетинских мусульман выросло в отрыве от религии своих предков, многие люди, обращаясь к исламу, далеко не всегда могут самостоятельно разобраться в его сущности, познать смысл обрядов, молитв, обычаев и праздников. Этому могла бы поспособствовать серия книг об исламе, в том числе — на осетинском языке. Однако, к большому сожалению, как отмечает Дз. Хекилаев, далеко не все авторы подобного рода книг обладают достаточными познаниями в данной области, вследствие чего они нередко грубо искажают суть исламского вероучения и традиций, а также допускают непростительные неточности в переводах и изложениях священных текстов Корана и Сунны.47

По свидетельству духовных лидеров, сейчас среди мусульман Северной Осетии образовалась довольно многочисленная прослойка радикалов, называющих себя салафитами, традиционалистами. Их взгляды на ислам подчинены идее очищения общества от «ереси неверных». Некоторые из них были посвящены в сан «почетных духовных последователей Мухаммада»; благословил эту процедуру посвящения египетский богослов аль-Лабан. Его пригласили как руководителя фонда «Замзам», который позже стал известен своими щедрыми денежными вливаниями в российский салафизм.

По мнению старейшин североосетинского исламского духовенства, «происходящие сегодня на Кавказе вспышки джихада спровоцированы издалека», и уже наглядно показали, что «нам с ними не по пути, так как чужеземцев вовсе не интересует российская жизнь с точки зрения сохранения в ней позиций ислама как вполне демократичного источника духовной пищи и не имеющего ничего общего с жестокостью диктатуры и с вооруженным захватом власти». По мнению ДУМ РСО-Алании, симпатии к салафизму или «ваххабизму» в России могут быть сегодня только куплены, а добровольно и бескорыстно вместить засланные Востоком «заветы» способны лишь души, по-настоящему одержимые комплексом неполноценных мусульман.48

В то же время при ближайшем рассмотрении оказывается, что и христианство, и ислам в Северной Осетии динамично вплетаются в систему народных верований, дополняя их. Обращение к домонотеистической традиции в Северной Осетии особенно усилилось в последние три-четыре года. Повсеместно восстанавливаются разрушенные святилища (Реком, Дзивгиш и др.), делаются попытки восстановить забытые ритуалы, древние моления проводятся в масштабе общереспубликанских или общерайонных праздников (например, день Св. Хетага, праздник Задалесская Нана).

Под таким напором ислам вынужден либо примириться и стать по сути лишь частью синкретической системы верований, либо отстаивать право на свою самобытность под угрозой незамедлительно получить ярлык «ваххабизма», «мусульманского терроризма» и пр.

В январе 2000 — июне 2001 года, во время полевых исследований автора в мусульманских районах республики, представители администрации Ирафского района рассказывали, что верующим сейчас уделяется много внимания. В этом районе были открыты несколько новых мечетей, разрабатывался проект постройки еще одной мечети в Чиколе. В то же время, несмотря на тенденцию к усилению исламизации, многие мусульмане Осетии (также как и православные христиане) продолжают сохранять веру в древние домонотеистические божества, древние языческие праздники возрождаются на республиканском уровне. Но зачастую древний обряд искажается, искусственно подгоняется под современные реалии. Весьма показательную характеристику этому дает муфтий республики Дз. Хекилаева: «...наши похоронный и поминальный обряды... [превратились в] «похоронные торжества», которые сопровождаются массовым распитием спиртных, где стар и млад, и отец и сын за одним столом сидят и пьют почти до пьянства... Абсолютное большинство граждан, среди которых и молодежь, не принимавшие участие на похоронах, не сопровождают погребальный обряд до кладбища, а сразу устремляются к столам, не соблюдая при этом даже традиции предков. Будучи уже навеселе, младшие за столом предлагают тосты старшим, а тамада, забывая обо всем, заказывает особые мясные блюда. Таким образом «Нартское застолье» длится часами... Многие из молодежи в плену алкоголизма и наркомании, многие из них уже покалечены...».49

Социальные проблемы нередко приводят к тому, что молодые люди даже из немусульманских семей пытаются искать духовную опору в исламе. Но, отказываясь следовать путем домонотеистической традиции, они (в силу излишней категоричности) приходят к тем же радикалам из мусульманской среды. Случается, что контактирующие с более радикальными мусульманами из соседних республик осетинские проповедники предпринимают действия по вовлечению молодежи в радикальные группировки. Некоторые из таких проповедников провозглашают себя амирами (наставниками молодежи) и, игнорируя мнение руководителей мусульманской общины, объединяют вокруг себя группы молодых людей. Муфтий РСО-Алания Дз.-Х. Хекилаев считает, что эти люди «используют свой мнимый авторитете для вовлечения их в деятельность, противоречащую нормам традиционного ислама». По данным правоохранительных органов, есть случаи, когда «борцы за чистый ислам», воспользовавшись малограмотностью рядовых мусульман, «открывают сомнительные учебные заведения по месту жительства, тем самым насаждая чуждое вероучение в сознание молодого поколения, последствия распространения которого могут привести к розни между мусульманами республики на религиозной основе».50 Радикалы пытаются привить свои взгляды и через поступающую по различным каналам религиозную литературу.

Тем не менее, можно говорить о том, что ислам у осетин не приобрел политическую окраску, не перешел в стадию радикализации. Пропаганда ислама в Осетии носит умеренный характер, проникающие в последние годы на территорию Северной Осетии салафитские проповедники выдворяются из республики. Сами мусульмане участвуют в акциях типа «Ислам без оружия»; многие выступают против политизации ислама в связи с тем, что они находятся в окружении «воинственных мусульманских народов». Серьезный повод так думать дали события в соседних Чечне и Дагестане 1994–2002 годов, и осетинско-ингушский конфликт 1993 года.

Безусловно, мусульмане Осетии не могут остаться в стороне от процесса возрождения ислама на Северном Кавказе, который становится все более интенсивным. Этому способствуют общее усиление позиций ислама на территории Российской Федерации, контакты северокавказских народов со значительной по своей численности диаспорой за рубежом (в основном в мусульманских странах), возвращение более исламизированных мухаджиров в родные места. Российско-чеченское противостояние играет роль катализатора в развитии процесса исламизации, поскольку возникает явление солидарности единоверцев и территориально близких народов.

События на Северном Кавказе показывают, что определенную опасность представляют попытки некоторых некомпетентных государственных чиновников играть на внутренних противоречиях в мусульманских общинах. Это может спровоцировать негативные явления, вывести ситуацию из под контроля. По-видимому, правительству Российской Федерации необходимо уделять больше внимания подготовке грамотных специалистов-кавказоведов, глубже изучать проблему культурного развития Северокавказского региона (причем, с индивидуальным подходом к конкретно взятым народам). На Северном Кавказе существует много хороших традиций, и в том числе мусульманских, которые можно было бы с большим успехом и более грамотно использовать в российской культурной политике.

Примечания к части III:

1 Мусульмане Осетии, так же как мусульмане в других субъектах Российской Федерации, живут по христианскому летоисчислению, принятому в нашей стране. Поэтому автор считает применение термина «третье тысячелетие» по отношению к российским мусульманам оправданным.

2 Постановление #2 религиозного мусульманского общества селения Чикола СО АССР от 28 июня 1991 года / Архив муфтия ДУМ РСО-Алания Дз. Х. Хекилаева.

3 Решение исполнительного комитета Ирафского Совета народных депутатов #16 от 08.06.1988 г. // Там же.

4 Там же.

5 В религии, как и в политике: Беседа с известным нейрохирургом, руководителем Исламского культурного центра Северной Осетии Х.А. Гулуевым // Дин. — 1997. — #1 (январь).

6 Министерство образования Азербайджана намерено запретить гражданам страны получать религиозное образование за рубежом // Муслим.ru: Сайт Совета муфтиев России. — 2002. — 15 нояб.

7 Совет алимов Дагестана пытается обезопасить учеников духовных вузов от экстремистской пропаганды // Муслим.ru: Сайт Совета муфтиев России. — 2002. — 4 нояб.

8 Обращение ДУМ Северной Осетии к директорам средних школ ##1, 2, 3 от 12.05.1993 г. / Документ из архива муфтия ДУМ РСО-Алания Дз. Хекилаева.

9 Там же.

10 Сосранова Ж. «Салам алейкум» — мир вам! // Иржф. — 1997. — 19 авг.

11 Бабич И. Механизм формирования правового плюрализма в Осетии: история и современность. — Неофициальный Кавказ. — #3 // www.alanianet.ru/neokavkaz/n3/3-5.htm

12 Город Моздок. — С.251.

13 Мусульманская кавказская нация: аланы-дигорцы // Знамя ислама. — 1996. — #2(04).

14 По сообщению Председателя Ингушского Регионального отделения Союза Мусульман России, заместителя Муфтия Ингушетии Абдул-Хамида Элжеркиева, из более 60 тысяч беженцев ингушской национальности к своим очагам вернулись только 12 тысяч человек // Выступление А. Элжеркиева на конференции Международной ассоциации религиозных связей в г. Пятигорске 18.02.98 г. Архив автора.

15 Мы — осетинские татары. Интервью И. Якубова.

16 Мусульманская кавказская нация: аланы-дигорцы // Знамя ислама.

17 Ваххабизм — это отрицание народных обычаев: Ответ муфтия КБР Шафига Пшихачева на заявление представителей мусульманских «джамагатов» // Северный Кавказ. — 2001. — # 6(512), февраль.

18 Исламский культурный центр России. 2-й международный форум мусульман Восточной Европы и независимых мусульманских республик по теме: «Исламское просвещение: реальности и будущее». Москва, 28 сентября — 1 октября 1992 г.

19 Трибуна ислама. — 1998. — # 9(46), сентябрь.

20 Там же.

21 Бибикова О.П. «Ваххабизм в СНГ» // Ислам и политика: Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии. — М., 2001. — С.90.

22 Российский фонд Ибрагим Бен Абд ул-Азиз ал-Ибрагим (Саудовская Аравия); Отделение Международной исламской организации спасения; Отделение благотворительной организации «Международный гуманитарный призыв» (Объединенные Арабские Эмираты); Отделение общественной организации — научного общества «Комиссия по научным знакам в Коране и Сунне»; Отделение Исламского Агентства помощи и спасения; Отделение благотворительной организации «Исламик Релиф»; Отделение Лиги Исламского мира (Саудовская Аравия) — Региональное бюро Всемирной Ассамблеи Исламской Молодежи // Ислам и мусульмане в России. — М., 1999. — С.236; Ахмадуллин В., Мельков С. Государственно-исламские отношения в России: история, теория, механизмы, военно-политические аспекты. — М., 2000. — С.49.

23 Северный Кавказ. — 2001. — #6(512), февраль.

24 Позиция Совета муфтиев России по вопросу ваххабизма. От 2 августа 2001 года. Архив автора.

25 Северный Кавказ. — 2001. — #6(512), февраль. — С.4.

26 Ваххабизм — это отрицание народных обычаев: Ответ муфтия КБР Ш. Пшихачева.

27 Там же.

28 Северный Кавказ. — 2001. — #6(512), февраль.

29 В администрации города Нальчика состоялось совещание по проблемам с распространением ваххабизма // Кабардино-Балкарская правда. — 2000. — 1 нояб.

30 Северный Кавказ. — 2001. — #6(512), февраль.

31 Цагоев И. Под черным знаменем джихада // Северный Кавказ. — 2001. — #6(512), февраль.

32 Они придут к власти мирным путем: Головы же будут отрубать неверным потом, уже на «конституционной» основе // Северный Кавказ. — 2001. — #6(512), февраль.

33 Занкиши Харун. Репрессии в Кабардино-Балкарии: ФСБ преследует мусульман Северного Кавказа // Информационное агентство «Кавказ-центр». — 2001. — 4 мая.

34 Заявление мусульманских джамагатов Кабардино-Балкарской республики. // Северный Кавказ. # 6 (512), февраль 2001 г.

35 Викторова Е. Из России выделятся 9 исламских государств? // Комсомольская правда. — 2000. — 18 окт.

36 Данные предоставлены автору аспирантом ИСАА при МГУ А. Ганич, принимавшей участие в полевых работах в мусульманских общинах Кабардино-Балкарии.

37 Кабардино-Балкарская правда. — 2000. — 1 нояб.

38 Цагоев И. Под черным знаменем джихада.

39 Кабардино-Балкарская правда. — 2000. — 1 нояб.

40 Кабардино-Балкарская правда. — 2000. — 1 нояб.

41 Там же.

42 Газета Юга. — 1999. — #6.

43 Гусейнов О. Сторонников ваххабизма среди заключенных нет // Общекавказская газета. — 1999. — 17 февр. (# 22).

44 Кабардино-Балкарская правда. — 2000. — 1 нояб.

45 Запись беседы с заместителем муфтия РСО-Алания М. Тавказаховым от 14.07.2001. // Архив автора.

46 Программные документы Комиссии по правам человека при президенте РСО-Алания // Архив автора.

47 НТВ.ru: Религия и общество. — 2000. — 11 сент. — 17: 33.

48 Льянов И. Следы ваххабизма // Северная Осетия. — 1999. — 3 дек. (#232).

49 В Осетии нет места ваххабизму. Обращение Дз. Хекилаева к «поклонникам ваххабизма». Июль 2001 г. / Архив Муфтия РСО-Алания Дз.-Х. Хекилаева.

50 «Борцы за чистый ислам», или Зачем мулле боевая граната? // Северная Осетия. — 2001. — 22 мая (#91).

Наши рекомендации