Перечень компетенций, закреплённых за преддипломной практикой в ОХОП
Прохождение практики направлено на формирование следующих компетенций:
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
- способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3);
- способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);
- способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8);
Планируемые результаты проведения практики
Перечень компетенций, закрепленных в ОХОП:
Компетенция 1 (ОК-7):
- способность к самоорганизации и самообразованию
Содержание компетенции:
Знать:
- З1.1. содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей производственной (преддипломной) практики;
Уметь:
- У1.1. самостоятельно строить процесс овладения информацией, отобранной и структурированной для выполнения поставленных в производственной (преддипломной) практике задач;
Владеть:
- В.1.1. технологиями организации процессов самоорганизации и самообразования; приемами целеполагания, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности в процессе прохождения производственной (преддипломной) практики;
Компетенция 2 (ОПК-2):
- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач.
Содержание компетенции:
Знать:
- З2.1. источники информации, данных, методики необходимые для расчета финансово-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов, государства, муниципальных образований;
Уметь:
- У2.1. анализировать во взаимосвязи финансовые процессы и показатели финансового состояния предприятия (бюджетной организации, органов государства и местного самоуправления);
- У2.2. анализировать данные официальной статистики, нормативно-правовых актов, бухгалтерской отчетности и др. для последующего расчета основных финансовых показателей деятельности предприятия;
Владеть:
- В2.1. методами и приемами сбора и анализа исходных экономических, статистических данных, финансовой информации, нормативно-правовых актов в деятельности предприятия (бюджетной организации, органов государства и местного самоуправления);
- В2.2. методиками расчета финансовых показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
Компетенция 3 (ОПК-3):
- способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;
Содержание компетенции:
Знать:
- З3.1. перечень инструментальных средств, необходимых для сбора и обработки финансово-экономических данных в соответствии с поставленными целями и задачами практики;
Уметь:
- проанализировать результаты полученных расчетов в соответствии с поставленными целями и задачами практики с помощью выбранных инструментальных средств;
Владеть:
- навыками формулирования проблемных областей деятельности предприятия, разработкой направлений их совершенствования и обоснованием полученных выводов;
Компетенция 4 (ПК-5):
- способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений.
Содержание компетенции:
Знать:
- З4.1. содержание основных форм бухгалтерской, финансовой отчетности, официальных показателей финансовой деятельности хозяйствующих субъектов (бюджетных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления);
- З4.2. перечень и источники информации, данных, необходимой для анализа финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности хозяйствующих субъектов различных форм собственности (бюджетов разных уровней);
Уметь:
- У4.1. анализировать текущее финансовое состояние предприятия (бюджетной организации, органов государства и местного самоуправления) и давать ему аргументированную квалифицированную оценку;
- У4.2. рассчитывать и анализировать финансовые показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (бюджетной организации, органов государства и местного самоуправления) на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы, делать на основе проведенного анализа соответствующие выводы, положить их результаты в основу принятия управленческих решений в области финансов;
Владеть:
- В4.1. навыками анализа и интерпретации финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности хозяйствующих субъектов различных форм собственности; .
- В4.2. методами и приемами анализа финансового состояния предприятия (бюджетной организации, органов государства и местного самоуправления) и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений.
Компетенция 5 (ПК-8):
- способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.
Содержание компетенции:
Знать:
- З5.1. современные технические средства и информационные технологии для применения их при написании дипломной работы.
Уметь:
- У5.1. использовать современные технические средства и информационные технологии для применения их при прохождении преддипломной практики, написании дипломной работы.
Владеть:
- В5.1. практическим навыками применения современных технических средств и информационных технологий для применения их при написании дипломной работы.
-
Содержание, способ и форма проведения практики
Общая трудоёмкость преддипломной практики составляет 3 зачётных единицы, 108 часов, включая 28 часов самостоятельной работы студента (СРС).
Способ проведения практики: стационарная (хозяйствующие субъекты, органы местного самоуправления г. Твери) или выездная (хозяйствующие субъекты, органы государственной власти и местного самоуправления Тверской области).
Форма практики - непрерывная.
Программа преддипломной практики разбивается на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный (табл. 1).
Таблица 1.
Разделы практики, трудоемкость работ и формы текущего контроля
№ п/п | Разделы (этапы) практики, виды учебной и производственной деятельности | Трудоёмкость учебной и производственной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | Формы текущего контроля | |
Недели | ||||
подготовительный этап | Зачет по технике безопасности, проверка дневника практики; оценка | |||
- инструктаж по технике безопасности | - | |||
- ознакомление с уставными документами | - | |||
- самостоятельная работа | ||||
Основной этап | ||||
- мероприятия по сбору, обработке, систематизации, анализу фактического материала | проверка дневника практики; оценка | |||
- самостоятельная работа | ||||
Заключительный этап | - | |||
- Подготовка, исправления, дополнения отчёта | Опрос, зачет с оцнкой | |||
- Подготовка к защите отчёта | ||||
- Защита отчёта | ||||
ИТОГО, час | ||||
На первом, подготовительном этапе проводится инструктаж по технике безопасности, происходит ознакомление с порядком прохождения практики, выдается задание и изучаются уставные документы.
Второй, основной этап, включает в себя 2 части.
Первой частью является ознакомление с предприятием как базой практики. В процессе ознакомления с предприятием обучающийся обязан:
- ознакомиться с организационно-правовой формой предприятия;
- составить схему организационного построения предприятия;
- изучить уставные виды деятельности;
- составить схему экономических подразделений предприятий, изучить распределение их функций;
- оценить оснащенность предприятия компьютерный техникой и уровень автоматизации экономических задач;
- определить влияние организационно-технологических особенностей предприятия и характера выпускаемой продукции на организацию финансов.
Вторая часть основного этапа практики должна включать рассмотрение нескольких (не менее трех) из предложенных ниже тем в рамках профиля подготовки студента «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» по направлению «Экономика» 38.03.01
Во второй части также обозначаются выявленные в процессе анализа проблемы и разрабатываются направления совершенствования выявленных проблемных областей деятельности предприятия, дается оценка их перспектив.