Банкротство кредитных организаций. Механизм финансового оздоровления и санации проблемных банков.
Признаки банкротства банка:
1. Не способность банка удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательствам по уплате в гос. бюджетные фонды в течение 14 дней;
2. Если в ходе ликвидации банка обнаружится недостаток имущества для удовлетворения требований кредиторов.
В Российской Федерации выделяют следующие факторы, вызывающие банкротство кредитной организации:
• недостаточная величина собственного капитала банка;
• низкое качество активов банка (при этом критериями качества выступают ликвидность и диверсифицированность активов);
• низкое качество ресурсной базы (критериями качества являются зависимость от межбанковского кредита, стабильность депозитной базы);
• несогласованность активов и пассивов по срокам и суммам в результате просчетов по управлению ликвидностью;
• низкий уровень менеджмента банка, когда не обеспечивается состыковка всех элементов, т.е. не используются на высоком уровне активы банка, неграмотность в управлении, мошенничество;
• плохая репутация банка.
Помимо указанных факторов большое влияние на устойчивость банка оказывает внешняя среда — экономическая и политическая обстановка в стране, законодательная база, эффективность работы Центрального банка.
Санация коммерческих банков
Санация (финансовое оздоровление) как система государственных и банковских мер по предотвращению банкротства банков, улучшению их финансового состояния предполагает проведение ряда мероприятий.
Приоритетным направлением являются мероприятия по финансовому оздоровлению:
1. Финансовое выздоровление - меры в досудебном порядке (добровольные или принудительные); (денежное вливание)
2. Введение временной администрации - принудительное
3. Реорганизация, либо добровольная либо принудительная.
Финансовое оздоровление (ФО)
- неоднократное неисполнение обязательств не более 3 дней, см.40-ФЗ
- нарушение Н1 и норматив текущей ликвидности > 10%
- уменьшение СК больше чем на 20% за год
Предупредительные меры, а потом принудительные.
Основные формы ФО:
1. Оказание финансовой помощи учредителями и иными лицами (размещение денежных средств в долгосрочные депозиты, взносы в УК, предоставление поручительств и гарантий по кредитам банка, отсрочка и рассрочка платежа банку, перевод долга с КО на акционеров)
2. Изменение структуры активов и пассивов (замена неликвидных активов ликвидными, приведение активов в соответствии по срочности с пассивами, увеличение СК, сокращение удельного веса краткосрочных обязательств и обязательств до востребования, заняться сокращением расходов КО, продавать активы, не приносящие доходы и не профильные)
3. Изменение организационной структуры (увольнение, сокращение филиальной сети, введение ДБО)
4. Приведение в соответствие УК и размеров собственных средств (реальная величина)
Банк может выбрать и вторую меру по предупреждению банкротства — реорганизацию.
Прекращение деятельности банка может происходить путем его реорганизации:
Слияние(создание нового банка с передачей ей всех прав и обязательств 2х или нескольких банков с прекращением их деятельности);
Присоединение(прекращение деятельности одного или нескольких банков с передачей прав и обязанностей действующему банку);
Выделение(создание одного или нескольких банков с передачей им части прав и обязательств от действующего банка без прекращения его деятельности);
Разделение(прекращение деятельности действующего банка с передачей прав и обязанностей создающимся новым банкам);
Преобразование(Изменение организационно-правовой формы).
Введение временной администрации - специальный орган управлений, который назначается ЦБ на срок не более 6 месяцев до восстановления либо до вынесения судом решения о банкротстве. Основания те же, но хуже, + есть основания для отзыва лицензии.
Обязан БР ввести эту администрацию, когда лицензия уже отозвана.
Функции и полномочия временной администрации широкие (сделки с недвижимостью, иным имуществом, стоимость которого больше 1% от стоимости А, любые операции, связанные с аффилированными лицами)
Банкротство:
1) Судебное решение о признании КО банкротом, назначается конкурсный управляющий.
2) Если выявляются признаки преднамеренного банкротства то решение о привлечении к ответственности
Если есть виновные действия/бездействия то судом может быть наложена субсидиарная ответственность по денежным обязательствам КО. Эти лица не в праве в течении 10 лет приобретать акции КОй больше 5% УК, а руководство не может занимать такую должность в течение 3х лет + погашение долгов за счет собственного имущества. Не привлекут к субсидиарной ответственности акционеров с меньше 10% голосующих акций; те кто голосовал за ликвидацию КО и те кто не был надлежит образом уведомлен о внеочередном собрании акционеров.
Заявление о признании банка банкротом. С таким заявлением в арбитражный суд должен обратиться Банк России в случае, если к моменту отзыва лицензии у банка имеются признаки несостоятельности (банкротства), или наличие этих признаков установлено временной администрацией, назначенной после отзыва лицензии.
При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве банка применяется процедура конкурсного производства. Конкурсный управляющий в течение 15 дней публикует в местной печати по месту расположения банка объявление о решении арбитражного суда о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства.
В течение последующих дней конкурсный управляющий публикует объявление об осуществлении предварительных выплат кредиторам первой очереди (физ. лица, которые принесли деньги в банк по договору + граждане, перед которыми банк несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровья). Эти выплаты начинаются не позднее 3ого рабочего дня со дня опубликования объявления и продолжаются в течение 3х месяцев. На осуществление предварительных выплат направляется 70% денежных средств, находящихся на корреспондентских счетах банка-банкрота. В срок, не превышающий 6 месяцев со дня открытия конкурсного производства, конкурсный управляющий составляет промежуточный ликвидационный баланс и вместе с реестром требований предоставляет в ЦБ.
Ликвидация считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи о ее ликвидации.
Денежно-кредитная политика Банка России: инструменты и меры снижения инфляции и инфляционных ожиданий. Влияние трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики Банка России на реальный сектор экономики.
«Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики БР».
ДКП – это макроэкономическая политика, проводимая ЦБ, по средствам изменения Денежный массы страны, в целях воздействия на совокупный спрос.
Виды ДКП:
• Стимулирующая (экспансионистская) (ЦБ увеличивает д.массу, в целях стимулирования совокупного спроса и экономическую активность)
• Сдерживающая (контрактивная) (сжимание д.массы, в целях ограничения совокупного спроса и инфляционного роста цен)
Инструменты ДКП:
1. Валютная политика. В рамках который ЦБ проводит валютную интервенцию. Так если ЦБ продаёт иностранную валюту, то Д.Масса страны уменьшается, в результате сокращается совокупный спрос и нац доход страны(и наоборот). Ограничением применения этой политики, является выбор режима валютного курса, а именно валютная политика может применяться только при фиксированном режиме валютного курса
2. Учётная политика. ЦБ изменяет учетную ставку проценту. Если она снижается, то цена кредита для КБ у ЦБ, и в дальнейшем выдаваемых населению снижается. Это приводит, к увеличению экономической активности(рост P, рост i), увеличению спроса и нац.дохода страны. И наоборот
3. Резервная политика. В рамках который ЦБ изменяет норму обязательных резервов. Если ЦБ ее повысит, то увеличится размер обязательных резервов, отчисляемых КБми ЦБку. В результате сокращаются возможности КБ по выдачи кредитов, как следствие падает Совокупный спрос и Нац.доход страны.
4. Политика открытого рынка. В рамках которой ЦБ продаёт и покупает государственные облигации на открытом рынке. Если ЦБ продаёт облигации на открытом рынке, то Д.масса страны сокращается, в результате сов.спрос падает и нац.доход падает.
Денежно-кредитная политика воздействует и на рынок благ посредством: а) изменения ставки процента (эффект Кейнса); б) влияние на реальные кассовые остатки (эффект Пигу); в) воздействие на сектор имущества (эффект имущества и эффект субституции).
Осн элементы совокуп. спроса — потребительские расходы домохозяйств, инвестиции, гос. закупки, чистый экспорт: Yd = C + I + G + NX. Зависимость запланированных объемов покупок конечных товаров и услуг, произведенных в стране от уровня цен, наз-сякривой совокупного спроса. Все точки этой кривой показывают, какой объем конечных товаров и услуг готовы купить все эк. субъекты при запланированном уровне цен. Кривая спроса строится исходя из того, что все факторы, кроме уровня цен постоянны, изменение этих факторов приводит к сдвигу кривой совокупного спроса. Обычно кривая совокупного спроса — это убывающая зависимость от уровня цен.
Эффект реальных кассовых остатков (эффект Пигу): потребительские расходы тоже могут быть чувствительны к изменению Р.При # P потребители сталкиваются с тем, что их S(сбережен)обесцениваются, они становятся беднее. Стремление сохранить уровень благосостояния заставляет эк. субъектов увеличивать сбережения за счет сокращения потребления. Эмпирически эффект Пигу выражен слабо гос.закупки не чувствительны к изменению цен. Эффект реальных кассовых остатков имеет такую последовательность: повышение уровня цен снижение реальных кассовых остатков снижение потребительского спроса снижение совокупного спроса на блага. Снижение уровня цен по этой же цепочке приводит к увеличению эффективного спроса на рынке благ
Эффект ставки процента или эффект Кейнса можно представить в виде следующей цепочки последовательных событий: рост уровня цен уменьшение реального количества денег в обращении увеличение предложения на рынке ценных бумаг снижение их курса повышение ставки процента снижение спроса на инвестиционные блага мультипликативный эффект сокращение совокупного спроса на блага. При снижении уровня цен перечисленные события развиваются в обратном направлении.
Трансмиссионным механизмом денежно-кредитной политики наз-ся цепочка последовательных изменений в эк-ке, вызванных изменением предложения денег. В эк. теории сущ-ют две интерпретации трансмиссионного механизма: кейнсианская и монетаристская. Опираясь на различие представлений об эк-ком механизме, кейнсианцы и монетаристы делают противоположные выводы для этой политики.
Кейнсианская интерпретация:Центральным моментом в данной концепции является изменение процентной ставки, влияющее на спрос на деньги и инвестиционный спрос (рис.1).