Постиндустриальное общество: базовые основы становления
На смену индустриальному хозяйству, основу которого составляет промышленное производство, приходит другая система, основанная на производстве и потреблении информации как основной движущей силе развития. Информация становится наиболее важным фактором производства. Это подтверждают данные об изменениях в структуре занятости. Так, растет доля занятых в области науки, образования, наукоемких услуг и обслуживания. При этом доля простого (низко- и малоквалифицированного труда) имеет тенденцию к снижению. Изменяется характер труда у промышленных рабочих – растет доля времени на обслуживание и ремонт техники, в то же время снижается «работа у станка». В развитых странах падает доля промышленного производства в ВВП. Растут затраты на закупку информационной техники. 70% мирового ВВП в той или иной степени зависит от информации, циркулирующей в информационных системах.
Каждая стадия развития продукта должна представлять собой хозяйственную систему. Хозяйственная система имеет основной набор звеньев разделения труда, относительно замкнутый цикл воспроизводства и устойчивое институциональное оформление. На аграрной стадии в качестве хозяйственной системы выступала община, на индустриальной ‒ национальная экономика. Возникает естественный вопрос, что является хозяйственной системой на информационной стадии?
Понятно, что на информационной стадии разделению труда становится тесно в национальных рамках, и оно начинает охватывать мир в целом. В этом и состоит причина того, что глобализация и информационные технологии идут рука об руку. Однако заявить, что мировая экономика пришла на смену общине и национальному хозяйству, на наш взгляд, нельзя. Отсутствует институциональное оформление этого глобального хозяйства. Можно предположить, что такой институционально оформленной хозяйственной системой на информационной стадии является сеть.
Существование интернет-пространства, в свою очередь, представляет собой фактор становления и развития «сетевой экономики». Дадим ее определение. Сетевая экономика ‒ системно организованная многоуровневая пространственная структура взаимосвязей в телекоммуникационных и интернет-сетях, которая включает в себя сферу производства, хранения, поиска и передачи новых информационных технологий и продуктов. Таким образом, важным отличием сетевой экономики является создание и применение инструмента, обеспечивающего эффективное хранение, поиск и передачу информации.
Если мы исходим из гипотезы, что хозяйственная система принимает форму сети, значит взаимодействие рынка и плана на информационной стадии в перспективе возможно только в сети. Каким же образом это взаимодействие осуществляется?
М. Кастельс, называя признаки новых сетевых корпораций, дает, на наш взгляд, очень удачное определение ‒ «плоская иерархия». Плоские, горизонтальные отношения характерны для рынка, иерархичность ‒ для плана. Парадоксальный термин «плоская иерархия» говорит о соединении принципов рынка и плана. С одной стороны, циркулирование информации в сети сужает сферу действия таких носителей информации как рыночные цены. Предприятие, как звено сети, строит свое поведение не на основе цен, которые предлагают партнеры или конкуренты, а на основе непосредственного получения информации об условиях производства и потребления. Э. Тоффлер пишет о группах совместного владения информацией. В развитых странах в отношениях между предприятиями становится нормальным компьютерное представление и обмен данными о поставляемой продукции на всех этапах ее жизненного цикла (CALS–технологии). Значит, рынок в сети делает шаг в сторону плана.
Но, с другой стороны, циркуляция информации в сети делает ненужным и традиционное управление предприятиями из единого планирующего центра. Координация деятельности элементов сети более эффективна за счет горизонтальной передачи информации. То есть, план делает шаг в сторону рынка. Таким образом, сеть в силу своей природы начинает соединять рынок и план в некое более сложное единство.
Постепенная интеграция рынка и плана в информационной экономике должна означать, что принцип цены и принцип объема перестают так резко противостоять друг другу. И действительно, сеть представляет собой модули (принцип цены), связанные в единое целое (принцип объема). Можно предположить, что, с одной стороны, организованная информация, циркулирующая в сети, создает условия, чтобы отдельные сетевые модули больше ориентировали свою структуру и отношения затрат и результатов на реализацию интересов сети (целого). Сеть получает возможность исключать из своего состава бездельников и людей, стремящихся к необоснованному обогащению. То есть, принцип цены все в большей степени вбирает в себя принцип объема.
С другой стороны, организованная информация создает условия для большего учета сетью интересов отдельных модулей. Во-первых, появляется больше возможностей определять случаи, когда неэффективность модулей связана не с бездельем, а с действием по-настоящему объективных причин. Во-вторых, стремление модулей к лучшей жизни получает развитие в способности сети к гибкой перестройке. Таким образом, принцип объема проникается принципом цены.
В итоге, можно заключить, что, несмотря на наше весьма еще слабое понимание экономического устройства сети, она выступает, по сути, новым способом существования рынка и плана в их взаимодействии, и готовит выход за пределы как плана так и рынка. Она готовит эпоху после разделения труда.
11Институты плановой экономики