Разработка программ социально-экономического развития как механизма управления реализацией прогнозов

Социально-экономическая ситуация, выражающаяся в системном кризисе экономики страны, особенно остро коснулась муниципальной экономики. Причинами этому послужил перенос бремени финансирования отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность населения, на муниципальный бюджет, без увеличения доходной базы этого бюджета. Практически все ЖКХ, большая часть здравоохранения, образования, культуры и спорта, а также социальная защита населения теперь является областью интересов органов местного управления. Помимо этого возникла необходимость вмешательства местного управления в проблемы занятости населения, обеспечения общественной безопасности и другие стороны жизнедеятельности населения. Практически территориальные образования все больше превращаются в производственные корпорации, имеющие свои экономические интересы. Перспективы развития территорий в настоящее время являются объектом экономического планирования и управления.

Основными факторами, сформировавшими ситуацию в городе за последние несколько лет, явились:

- ухудшение демографической ситуации, миграционные процессы, рост численности не занятого в производстве трудоспособного населения и другие моменты являются следствием экономического кризиса и ограничивают возможности экономического роста;

- снижение бюджетного финансирования социальной сферы, как следствие экономического кризиса в городе, оказали значительное влияние на социальную политику города, не позволяя формировать стратегию оптимального социального управления;

- дисбаланс финансовых потоков в городе имеет тенденцию к увеличению, что негативно отражается на программах развития городской экономики;

- попытки промышленности преодолеть спад, обусловленный общим экономическим кризисом, не рациональной структурой промышленности, не конкурентоспособностью предприятий на рынке и другими факторами, пока не достигли запланированного уровня, и оказывают решающее влияние на возможность стабилизации ситуации;

- не контролируемая ситуация на товарных рынках привела к стратегической зависимости от импорта продукции из других регионов и зарубежных стран, что делает экономику очень чувствительной к изменениям на рынке.

Очевидно, что в условиях нестабильности, единственным вариантом гарантирующим развитие экономики будет разработка инвестиционной программы, направленной на усиление экономического потенциала города, повышение эффективности функционирования экономики города, решения социальных задач.

Основной формой планирования долгосрочного развития территории являются комплексные целевые программы социально-экономического развития (СЭР), включающие в себя и территориальные и отраслевые аспекты планирования, основной целью которого является повышение качества жизни населения. Качество жизни отражается на населении, прежде всего в возможности найти работу или получить доходы, обеспечивающие высокий прожиточный минимум, а также получить в городе комплекс услуг, позволяющих максимально удовлетворить свои жизненные потребности.

Программа СЭР определяет механизм управления социально-экономическим развитием города со стороны органов местного самоуправления. В качестве стратегического ориентира социально-экономического развития города предложен комплексный подход к развитию экономической базы, заключающийся в выделении и поддержке предприятий – стратегических партнеров Администрации города. Формирование необходимых условий для стабильного функционирования предприятий позволит обеспечить занятость населения и увеличение их доходов, устойчивую работу муниципального хозяйства, сохранение и последовательный рост объемов и качества услуг, оказываемых жителям. Продукция, производимая на данных предприятиях, является стратегически важной для экономики города и республики, именно этим обуславливаются установленные приоритеты.

Программа социально-экономического развития города является документом, определяющим стратегические направления развития. Эффективность программы в долгосрочном аспекте определяется улучшением социально-экономической обстановки и повышением уровня жизни населения, а в краткосрочном аспекте развитием экономической деятельности предприятий города и достижением средних социальных нормативов потребления для населения.

Список литературы

1. Аганбегян С.И. Основные методические положения оптимизации и размещения

производства. М.: 1978

2. Айдаев Г.А. Управление социально-экономическим развитием города. Улан-Удэ Бурятское книжное издательство, 2000 – 158 с.

3. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М.: Прогресс, 1985. -327 с.

4. Акофф Р. Искусство решения проблем. - М.: 1983.

5. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.

6. К.Браунли. Статистическая теория и методология в науке и технике. М.: Наука 1977

7. Гранберг А.Г. Моделирование социалистической экономики. М.: Экономика, 1888 г.

8. Елтаренко Е.А. Оценка и выбор решений по многим критериям. М.: МИФИ.1995

9. Котлер Ф. Изменение рынка и прогнозирование. Пер. с англ. №715, ВНИИПРиМ, 1998 – 48 с.

10. Льюис К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. /Пер. с англ. и предисл. Е.З.Демиденко.-М.: Финасы и статистика, 1986 – 133с/.

11. Математическая экономика на персональном компьютере. – М.: Финансы и статистика, 1991

12. Методические рекомендации по разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. М.: Минэкономики РФ, 1999 г.

13. Основы экономического и социального прогнозирования / Д.М. Крук, В.С. Лукин, В.Н. Мосин и др. - М.: Высш. шк., 1985.

14. Теория прогнозирования и принятия решений./ Под ред. С.А.Саркисяна.- М.: Высшая школа, 1977.-351 с./

СОДЕРЖАНИЕ

1. Методология прогнозирования социально-экономического развития.................................................................... 3

1.1. Основные понятия прогнозирования........................................................................................................................... 3

1.2. Методы прогнозирования социально-экономического развития....................................................................... 6

1.2.1. Экспертные методы.................................................................................................................................................. 6

1.2.2. Количественные (формализованные) методы.................................................................................................. 7

2. Формализация методики прогнозирования.................................................................................................................... 14

2.1. Основные подходы методики прогнозирования.................................................................................................... 14

2.2. Экономико-математические модели, используемые в подмоделях................................................................. 17

3. Методические рекомендации по прогнозированию социально-экономического развития города............... 21

3.1. Демографические показатели..................................................................................................................................... 22

3.2. Промышленность........................................................................................................................................................... 22

3.3. Агропромышленный комплекс.................................................................................................................................... 24

3.4. Лесное хозяйство............................................................................................................................................................ 25

3.5. Транспорт......................................................................................................................................................................... 26

3.6. Приватизация................................................................................................................................................................... 27

3.7. Малое предпринимательство...................................................................................................................................... 27

3.8. Инвестиции....................................................................................................................................................................... 28

3.9. Труд и занятость............................................................................................................................................................. 30

3.10. Прогноз денежных доходов, расходов и сбережений населения................................................................... 33

3.11. Потребительский рынок............................................................................................................................................. 35

3.12. Развитие отраслей социальной сферы................................................................................................................... 42

3.13. Охрана окружающей среды...................................................................................................................................... 44

3.14. Составление финансового баланса по территории г.Улан-Удэ..................................................................... 45

4. Разработка информационного обеспечения прогнозирования социально-экономического развития....... 55

4.1. Структура программного комплекса........................................................................................................................ 55

4.2. Информационное обеспечение системы................................................................................................................. 57

5. Анализ и прогноз развития города Улан-Удэ............................................................................................................... 60

5.1. Анализ социально-экономического развития города.......................................................................................... 60

5.2. Потенциал развития экономики города.................................................................................................................. 62

5.3. Факторы устойчивого роста........................................................................................................................................ 67

5.4. Механизмы реализации стратегии развития.......................................................................................................... 72

5.5. Разработка программ социально-экономического развития как механизма управления реализацией прогнозов 80

** Базовые и прогнозные показатели по труду определяются в среднегодовом исчислении. Деление ФЗП, начисленного всем работникам на численность работников только списочного состава, связано с избежанием занижения уровня среднемесячной заработной платы в случае учета работников, имеющих вторичную занятость.

Наши рекомендации