Механизмы реализации стратегии развития.
Решение задач стратегического развития должно идти по следующим принципам:
- Координация усилий всех заинтересованных сторон.Развитие экономики города тесно связано с реализацией федеральной и республиканской программ развития. Город может являться координатором этих программ, так как социальная политика города тесно связана с развитием расположенных на его территории предприятий и их социальной инфраструктуры.
- Концентрация инвестиционных средств. Город готов к вложению финансовых средств и дотаций (льгот) в наиболее перспективные проекты для получения быстрой отдачи.
- Комплексный характер реформации экономики.Структурная реформация городского хозяйства должна иметь комплексный подход и охватывать все сферы деятельности и все отрасли городского хозяйства, и управление им. В качестве приоритетных направлений развития (стратегий) экономики города на рассматриваемый период, позволяющих обеспечить стабильность и рост, можно выдвинуть следующие:
- ресурсосбережение;
- инновации и конкурентоспособность;
- поддержка местного товаропроизводителя.
Рассмотрим некоторые конкретные механизмы реализации стратегий развития в рамках решения поставленных выше задач:
1. Основным целевым критерием реализации программы является развитие социальной инфраструктуры и отраслей социальной сферы города для удовлетворения запросов населения. Основным принципом развития отраслей социальной сферы будет снижение давления данных отраслей на бюджет города с одновременным увеличением доли данных отраслей в бюджете. Практическая реализация данного положения означает:
Для обеспечения роста промышленного производства необходима реструктуризация промышленности города с целью расширения производства конкурентоспособных товаров, поддержка инновационных товаров и технологий.
- Необходимо устранение диспропорций в развитии отраслей экономики, особенно промышленности, обеспечение сбалансированного подхода к развитию всех отраслей и устранение отставания некоторых отраслей. Город должен более активно участвовать в формировании приоритетных направлений развития предприятий всех форм собственности и уровней подчинения. В основу должно быть заложено преимущественное развитие отраслей, работающих для обслуживания населения города и выпуска товаров для этого, таких как выпуск товаров народного потребления, отраслей социальной инфраструктуры, т.е. выполняющих социальный заказ, а также развитие других предприятий, имеющих спрос на выпускаемую продукцию. В связи с этим реструктуризация промышленности, особенно крупных предприятий, должна предусматривать поддержку тех предприятий, которые в результате проводимых исследований рынка имеют долгосрочный прогноз спроса на их продукцию. Этот прогноз должен быть проведен по единой методике маркетинговых исследований и координировать действия по реструктуризации.
- Необходимо также развитие инновационного и конкурентоспособного на других рынках производства. Объективная оценка ситуации показывает, что единственной возможностью промышленности города конкурировать с другими регионами и странами является внедрение инновационных технологий и разработка инновационной, конкурентоспособной продукции. Высокие коммунальные затраты и транспортные расходы, являющиеся основными сдерживающими факторами для реализации продукции города на других рынках, могут наоборот стать факторами облегчающими конкуренцию для товаров предприятий города в случае их конкурентоспособности или инновационного характера. С этой целью предполагается создание режима наибольшего благоприятствования таким производствам, вплоть до участия в финансировании таких проектов.
Для решения задачи реструктуризации на первых этапах предполагается выделение приоритетных отраслей экономики и предприятий в них, как лидеров, позволяющих обеспечить сбалансированный рост производства по всем отраслям.
- Поддержка предприятий-лидеров позволит создать необходимую финансовую устойчивость экономики города, станет источником увеличения занятости населения, позволит обеспечить работой предприятия сопутствующих отраслей по кооперационным связям. Выделение таких предприятий позволяет на первом этапе сконцентрировать финансовые ресурсы на прорывных направлениях экономики, не распыляя их. Такая поддержка предполагает более тесные связи между предприятиями как одной отрасли, так и межотраслевой кооперации с целью поэтапного включения в процесс развития всех предприятий города.
- Выделение предприятий-лидеров способствует созданию на базе их промышленных групп с привлечением финансового капитала. Инициаторами создания промышленных групп при этом может быть город поддерживая их создание через систему законодательных и финансовых мероприятий.
- В долгосрочной перспективе город может стимулировать создание промышленных групп через создание специальных управляющих компаний. Для этого необходимо обладание долей в акционерном капитале предприятий. Данную долю можно получить приобретая акции на вторичном рынке (что потребует больших инвестиций), а также через органы управления имуществом, либо путем взимания с предприятий задолженностей в бюджет акциями предприятия. Получение пакета акций также может быть условием возврата инвестиций из средст в бюджета развития города промышленным предприятиям (для предприятий согласных с такими условиями инвестирования). Участие в управлении предприятиями или группами предприятий способствует проведению городской политики развития производства и решения социально-экономических задач города.
Расширение финансовой базы города подразумевает развитие инвестиционного климата в городе, проведение совместного с другими бюджетными уровнями финансирования приоритетных инвестиций, создание инвестиционных и финансовых институтов для реализации инвестиционной политики города.
- Развитие инвестиционного климата в городе подразумевает режим благоприятствования инвестициям, направленным на решение социально-экономических задач. Необходимо поощрение деятельности инвесторов с целью повышения эффективности использования производственных мощностей и площадей промышленных предприятий, с этой целью возможно предоставление льготных условий арендных платежей с учетом составления договоров о реновации оборудования. Должно получить также дальнейшее развитие создание свободных территориально-производственных зон для привлечения предпринимателей в производство с использованием льготного налогообложения.
- Проекты санации и реабилитации крупных промышленных предприятий должны получить статус республиканских или, по необходимости, федеральных, так как уникальность и значимость данных предприятий определяется не только на уровне города. Однако город должен участвовать в управлении такими предприятиями для решения своих задач. Совместное управление предприятиями позволит осуществить координацию усилий по развитию и финансированию предприятий.