Экономико-математические модели, используемые в подмоделях.
Экстраполяция и факторный анализ.
Подмодель 1 рассматривает результаты экстраполяционной процедуры на базе статистических методов (тренда)
Результаты тренда базируются на статистических методах. Построение трендовой модели включает в себя следующие этапы:
Выбор класса функций тренда F(t), {fk(t)ÎF(t), k=1,…,K) , отражающих главную динамику исследуемого процесса. Различают четыре класса функций описывающих экономическое развитие:
· Постоянный рост, описываемый линейной функцией.
· Увеличивающийся рост, описываемый показательной, экспотенциальной, параболической функциями
· Уменьшающийся рост (с пределом и без) описывающийся линейно-логорифмической, степенной, гиперболической функциями. Рост с качественным изменением характеристик описывающийся линейно-логорифмическими, параболическими и логистическими функциями.
Оценивание параметров функции fk(t)ÎF(t) методами регрессионного анализа (например, методом наименьших квадратов) Регрессионной моделью называют модель типа
Y = a + b X + U, где X – независимая переменная (напримаер, рассматриваемый год), Y – зависимая переменная ( например, объем выпуска), U – член ошибки (остаток), равный разнице между фактическими значениями и значениями модели, a и b - параметры модели. Методом наименьших квадратов называют процедуру поиска таких значений параметров, которые при подстановке значений переменных минимизируют сумму квадратов регрессионных остатков.
p p
S= S Ui2 = S ( Yi – (a + b Xi)) 2
i =1 i=1
Расчет значений формальных критериев аппроксимации (используя критерии коэффициента детерминации ). Коэффициент детерминации задается формулой
p Ù _ p _
R2 = S (Yi – Y)2 / S ( Yi – Y) 2
i =1 i=1
( Более подробно см. Математическая экономика на персональном компьютере. – М.: Финансы и статистика, 1991 .стр. 121-124.)
Анализ остаточной компоненты динамического ряда. Остаточная компонента должна удовлетворять критериям – независимость постоянство дисперсии, подчинение нормальному закону распределения).
Выбор функции тренда. Если на предыдущем этапе выбрано несколько функций то “лучшая” выбирается путем сопоставления формальных критериев аппроксимации, анализа остаточной компоненты.
Проведение временной эстраполяции тренда в будущее и расчет доверительного интервала прогноза. ( См. К.Браунли. Статистическая теория и методология в науке и технике. М.: Наука 1977.Стр. 114-125)
В качестве базового метода факторного анализа применяется метод регрессионного анализа. Параметрами (факторами) учитываемыми в регрессионных уравнениях будут следующие:
§ Прирост инвестиций в основной, оборотный капиталы и в совершенствование производства.
§ Использование внутренних резервов (загрузка мощностей, совершенствование организации).
§ Рыночные факторы: инфляция, объем ввозимого товара, уровень доходов населения.
Количество рассматриваемых в данной модели факторов может быть увеличено с соответствующим расширением базы.
(Более подробно см. Гранберг А.Г. Моделирование социалистической экономики. М.: Экономика, 1888 г. стр.259 –270 и вышеприведенную литературу).
Модель межотраслевого баланса
Подмодель 2 рассматривает результаты отработки балансовой модели «производство- потребление» и модели межотраслевого баланса.
Подмодель основана на балансе потребностей и производства определенных групп товаров, а также завозе этих товаров из-за пределов города. Данная подмодель также носит характер оптимизирующей процедуры, где целью является улучшение структуры баланса в конечный год прогноза.
В основу математического аппарата построения баланса можно предложить метод корреляционного анализа, для чего рассчитывается матрица попарных межотраслевых коэффициентов корреляции. При расчете коэффициентов к фактическому выпуску продукции предприятиями добавляется объемы привозимой извне продукции.
Межотраслевой баланс является развитием предыдущей модели и основан на поддержании оптимальной структуры отраслевого выпуска продукции, а также на поддержании межотраслевых связей по объемам продукции. В данной программе применяется модель с внешними связями с коэффициентами ввоза и вывоза. Межотраслевые связи описываются моделью:
_
X = AX + Y + V – W
Где X – вектор, столбец объемов производства, A – квадратная матрица коэффициентов пропорциональности, Y – вектор столбец использования продукции на потребление, накопление и прочие внутренние нужды,V – экспорт, W- импорт. (Более подробно см.См. Гранберг А.Г. Моделирование социалистической экономики. М.: Экономика, 1888 г. стр.155-189, 206-214, 337-339, 362-375).
Оптимизационные управленческие процедуры.
Подмодель 3 рассматривает планы конкретных предприятий
Оценка руководства основана на стратегических инвестиционных программах развития п предприятия и выражается в связях между мероприятиями по управлению производством и конечными показателями производства. В качестве основных входных параметров будут следующие временные ряды:
dVi - прирост объема выпускаемой продукции в натуральном выражении
( i = 1,…,Т), где Т срок прогноза.
dS - прирост цены продукции по годам прогноза либо прогнозируемые предприятиям индексы-дефляторы на свою продукцию
dIкj - прирост инвестиций в основной капитал, где j = - т,…,1,…,т,
-т - время начала инвестиций для получения эффекта в приросте.
dIоj - прирост инвестиций в оборотный капитал
dIтj - прирост инвестиций в совершенствование производства.
dIвi - повышение эффективности производства за счет внутренних
резервов, т.е. без инвестиций. Данный параметр рассчитывается
системой, а не задается пользователем.
Данные временные ряды могут задаваться в сценарном варианте в зависимости от внутренних и внешних факторов, воздействующих на производство. В этом случае указываются основные параметры данных факторов. Для моделирования влияния инвестиций на предприятии применяются модель влияния инвестиций с распределенным лагом на национальный доход, описываемая формулой
Y (t) = y(0) e a0 / ( B + a0)
где В - капиталоемкость национального дохода (отношение темпов производственного накопления к приросту национального дохода) – в нашем случае капиталоемкость продукции, a0 - норма накопления, в нашем случае доля от объема выпускаемой продукции идущая на инвестиции. ( См. Гранберг А.Г. Моделирование социалистической экономики. М.: Экономика, 1888 г. стр. 279 – 294, 355-361, 387-388).
Подмодель 4 рассматривает планы государственного управления.
Данная модель основана на рассмотренном выше нормативном методе. Но в отличие от известного метода предлагается некоторая модернизация. В рассматриваемом программном комплексе администрация города имеет возможность устанавливать не только социальные нормативы в качестве целевых программных показателей выпуска продукции, но и желаемые показатели по всем отраслям. Предусмотрена также процедура оптимизирующая прогноз исходя из определенной целевой функции. Эта подмодель является инструментом, оптимизирующим прогноз и своеобразным методом управления экономикой города. В этом случае вводимые параметры остаются те же, что и в предыдущей модели, однако инвестиции переходят в разряд целевых показателей – т.е. вычисляются как требуемые для обеспечения прогнозных показателей. Данная подмодель работает с инструментами предыдущих подмоделей для определения факторных зависимостей инвестиций и объема выпуска.
3. Методические рекомендации по прогнозированию социально-экономического развития города.
Данные указания составлены на основе «МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ по разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации» Минэкономики РФ 1999 года, а также Методических указаний по составлению программ социально-экономического развития Минэкономики РБ 1996 года.
Основной целью прогноза социально-экономического развития является создание условий стабилизации экономики города и обеспечения устойчивого роста уровня жизни населения. Для достижения поставленной цели необходимо:
замедление темпов экономического кризиса, остановка падения экономических показателей, противодействие сложившимся отрицательным тенденциям, выявление слабых, уязвимых мест и локальные инвестиции;
стабилизация экономики в долгосрочном периоде и создание экономической базы для роста, реформирование производства и отраслей промышленности развитие конкурентоспособных и инновационных производств.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
реструктуризация промышленности города с целью расширения производства конкурентоспособных товаров, поддержки инновационных товаров и технологий, поддержки местных товаропроизводитетелй;
поддержка малого и среднего предпринимательства, проведение политики создания рабочих мест, насыщение товарного рынка;
поддержка ресурсосберегающих и энергосберегающих производств, проведение политики ресурсосбережения в городском хозяйстве;
развитие инвестиционного климата в городе, проведение совместного с другими бюджетными уровнями финансирование приоритетных программ.
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации на основе общероссийских сценарных условий разрабатывают городские прогнозные сценарии, определяющие стратегию развития на соответствующий период исходя из необходимости решения существующих проблем и имеющихся ресурсов.
Разработка сценарных условий, как правило, осуществляется в двух вариантах: основном или целевом и пессимистическом.
Важнейшей задачей является мобилизация всех источников формирования инвестиций: средств предприятий; сбережений населения; иностранных инвестиций; средств федерального, республиканского и городского бюджетов и другие.
Демографические показатели
Первоисточником получения сведений о населении является перепись населения. Текущая оценка численности населения производится на основании итогов последней переписи населения к которой ежегодно прибавляется количество родившихся и прибывших на данную территорию и вычитается число умерших и убывших с данной территории. На основании итогов очередной переписи уточняется оценка численности населения за предыдущий период. Для определения фактической численности населения используется статсборник 09-10 «Социальная сфера г.Улан-Удэ». Прогнозные показатели определяются рассчетно с использованием экстраполяционных методов.
Промышленность
Прогноз промышленного производства должен формироваться с учетом среднесрочной программы Правительства Российской Федерации, концепции промышленной политики, федеральных, республиканских и городских программ, тенденций развития производства, анализа положения на внутреннем и внешнем рынках, размеров поставок продукции для государственных нужд и других условий промышленной деятельности.
При расчетах прогнозных показателей промышленной продукции необходимо учитывать влияние следующих факторов:
размеров предполагаемого платежеспособного спроса на различные виды промышленной продукции со стороны внутреннего рынка (района, республики ) и для вывоза за пределы республики;
при расчетах внутреннего платежеспособного спроса на продукцию производственного потребления учитывается предполагаемый спрос других отраслей экономики (сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, непроизводственной сферы и др.), а также внутрипромышленное потребление;
при расчетах потребности в потребительских товарах необходимо оценить платежеспособный спрос с учетом динамики денежных доходов населения, расширения спроса на продукцию собственных товаропроизводителей при повышении ее качества;
при определении влияния внешней торговли на объемы выпуска промышленной продукции следует учитывать возможный экспорт продукции, уровень таможенной защиты отечественных производителей.
Прогноз объема промышленной продукции (без внутризаводского оборота) в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость и акциза) по отраслям, городам, министерствам, ведомствам, акционерным обществам и предприятиям разрабатывается, исходя из отчетных данных за предыдущий год, оценки ожидаемых объемов за текущий год и произведения прогнозируемой на следующий год динамики промышленного производства на индекс-дефлятор оптовых цен на промышленную продукцию.
Vj = Vi * Tj * Kj, где
Vj – ожидаемый объем продукции прогнозного года (например, 2003)
Vi – фактический объем продукции предыдущего года (например, 2002)
Ti – индекс физического объема, отражающий динамику промышленного производства, (например, 2003 год по отношению к 2002 году)
Kj – индекс-дефлятор прогнозного года к текущему. (например, 2003 года к 2002 году)
Динамика промышленного производства рассчитывается на основе прогнозируемого выпуска важнейших видов продукции в натуральном выражении по методике расчета индекса физического объема Tj промышленной продукции, утвержденной Госкомстатом России 21.11.96 года по согласованию с Минэкономики России.
В качестве базы для расчета выпуска промышленной продукции в сопоставимых ценах по городу используется отчет за 1995 год в действующих ценах. Для этого пересчитываем выпуск продукции с использованием цепного метода расчета (перемножая выпуск продукции за 1995 год на физические индексы объемов за соответствующие последующие года вплоть до прогнозного). Индексы физического объема берем из статсборника «О социально-экономическом положении города Улан-Удэ» за соответствующие годы. (Например, для расчета выпуска продукции в 2003 году в ценах 1995 года мы фактический выпуск продукции в 1995 году умножаем на фактически сложившийся индексы роста (изменения) физического объема за 1996, ..., 2002 и на прогнозируемый индекс физического объема 2003 года).
Для расчета продукции в действующих ценах при оценке текущего года и прогноза на следующие годы (по вариантам) используются индексы-дефляторы. Среднегодовые индексы-дефляторы рассчитываются по следующей формуле (для всех годов).
ТДЦ (g)
(g-1)
IД (g) = ;
(g-1) ТФО (g)
(g-1)
ТДЦ - темпы изменения объемов в действующих ценах за рассматриваемый год к базовому (данные годового отчета по форме 1-П или СО);
ТФО - индексы физических объемов за тот же период;
g - рассматриваемый год;
(g-1) - предыдущий год.
Данные о динамике и выпуске промышленного производства в целом и по отраслевой структуре промышленности показываются по полному кругу предприятий (включая малые и совместные предприятия, а также промышленность непромышленных организаций) и по крупным и средним предприятиям.
Реестр входящих документов для расчета данного раздела:
Статбюллетень №15-2,1 «Основные экономические показатели работы предприятий промышленности г.Улан-Удэ»
Статсборник №09-1 «О социально-экономическом положении г.Улан-Удэ»
Агропромышленный комплекс
Общий объем продукции сельского хозяйства представляет собой денежное выражение сырых продуктов растениеводства и животноводства, включая продукцию выращивания скота и птицы, стоимость выращивания молодых многолетних насаждений до плодоносящего возраста, изменение объема незавершенного производства в земледелии. Переработанные продукты растениеводства и животноводства в валовую продукцию сельского хозяйства не включаются.
Продукция сельского хозяйства исчисляется в сопоставимой оценке и в действующих ценах в целом по отрасли «Сельское хозяйство», включая продукцию растениеводства и животноводства по производителям сельскохозяйственной продукции по всем категориям хозяйств, в том числе сельскохозяйственным предприятиям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и хозяйствам населения.
Прогнозные оценки валового производства сельскохозяйственной продукции и сырья осуществляются по номенклатуре, определяемой Министерствами экономики Республики Бурятия, Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, в целом по всем категориям хозяйств с выделением крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств населения.
Продукция сельского хозяйства в сопоставимой оценке исчисляется в отчетных ценах 1995 года. Данный показатель определяется расчетно при помощи индексного метода, либо показателей темпов роста к предыдущему году. Этот показатель используется только для характеристики динамики (увеличения, снижения) сельскохозяйственного производства и изменений в его структуре по категориям хозяйств.
Культуры и продукты, которые в расчетах стоимости продукции в сопоставимых ценах не обсчитываются отдельной строкой, включаются в стоимость продукции в суммарном выражении как прочая продукция. Стоимость прочей продукции сельского хозяйства определяется на основе данных за последний отчетный год с учетом предполагаемого изменения в производстве этих продуктов по отношению к продукции, исчисляемой прямым счетом.
Стоимость продукции в действующих ценах рассчитывается с применением индексов-дефляторов цен реализации на растениеводческую и животноводческую продукцию и в целом по отрасли "Сельское хозяйство".
Для расчета индекса физического объема промышленной продукции используется метод, основанный на динамике натуральных показателей продукции по установленному набору товаров с последующей агрегацией в общепромышленный индекс применительно к методике расчета фактического индекса физического объема промышленной продукции (разослана Госкомстатом России республикам в составе Российской Федерации, краям и областям № 10-8-1/257 от 4.06.93.г.)
Реестр входящих документов:
- Статсборник №09-01 «О социально-экономическом положении г.Улан-Удэ»
Лесное хозяйство.
При определении объемов рубок ухода за лесом учитывается фактическое состояние насаждений, динамика показателей лесфонда и контрольные цифры, принятые лесоустроителями при осуществлении инвентаризации лесного фонда. Прогноз показателей рубки ухода в молодняках (осветления и прочистки) и рубки ухода за лесом и санитарные рубки (ликвидная древесина) производится на основе отчетности Рослесхоза № 3-лх.
Объемы работ по лесовосстановлению и защитному лесоразведению должны осуществляться с учетом наличия лесокультурного фонда, определенного в материалах лесоустройства, который включает площади, вышедшие из под сплошных рубок, гари, торфяные выработки, овраги и балки и другие не покрытые лесом земли.
Прогноз отвода площадей под лесовосстановление производится на основе отчетных форм Рослесхоза № 1-лх.
Транспорт
Объем перевозок (отправления) грузов на прогнозируемый период определяется в зависимости от изменения валового внутреннего продукта с использованием данных о намечаемом развитии производства грузообразующих видов продукции.
При прогнозировании пассажирооборота следует учитывать данные о численности населения, его подвижности, предполагаемом платежеспособном спросе населения на услуги транспорта, уровне реальных доходов населения и транспортных тарифов и другие факторы.
При подготовке прогноза развития транспорта проводится комплексный анализ состояния рынка транспортных услуг во взаимосвязи с общим социально-экономическим положением в стране (городе), выявление устойчивых тенденций в развитии видов транспорта.
Источниками информации для анализа и расчета показателей являются данные статистической отчетности Роскомстата:
протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием - форма 1-ДГ;
количество основных телефонных аппаратов - формы 42-связь (телеф. - стр. 310, гр. 4 и стр. 370, гр. 4), 43-связь (телеф. - стр. 210, гр. 4 и стр. 280, гр. 4);
протяженность междугородних телефонных каналов - формы 41-связь (телеф. - стр. 10, гр. 3);
перевозки грузов по всем видам транспорта - формы 10-ГА, ГО-2, 65-автотранс, 65-ВТ, 65-мор.
При формировании прогнозных показателей по транспорту необходимо исходить из определения этих показателей, данных в Методологических положениях по статистике (Москва, «Логос», выпуск первый, раздел 15), изданных Госкомстатом России в 1996 году.
Приватизация
Прогноз приватизации основывается на принятых законодательных актах по приватизации государственного имущества в Российской Федерации, содержащих прогнозные перечни государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, и открытых акционерных обществ, акции которых, находящиеся в федеральной собственности, предполагается продать, а также изменениях и дополнениях к порядку осуществления приватизации.
Для составления прогноза используются данные формы федерального государственного статистического наблюдения N 2 - приватизация “Сведения о приватизации предприятий (организаций)”, содержащей показатель - количество приватизированных предприятий и форма - N 3 - приватизация “Сведения о результатах приватизации”, которая содержат показатели:
"получено средств от приватизации" (стр. 03), и "в том числе перечисляемые в федеральный бюджет" (стр.20).
Малое предпринимательство
При прогнозировании показателей, отражающих развитие малого предпринимательства, следует учитывать перспективы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, внутренние стимулы саморазвития сферы малого предпринимательства в городах, а также масштабы и результативность мер поддержки малого предпринимательства как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.
Источником информации прогнозируемых показателей служат формы № П-1, П-4 Госкомстата России, утвержденные постановлениями Госкомстата России от 16 сентября 1997 г. № 63 и от 17 ноября 1997 г. № 76.
При отнесении предприятий к категории малых используются критерии, установленные Федеральным законом Российской Федерации от 14.06.95 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Отчетные данные по показателю “Среднесписочная численность работников” определяются в целом по городу и в разрезе отраслей путем суммирования строки 02, столбца 1, раздела 1, формы № П-4 Госкомстата России.
Оценочные и прогнозные данные по показателям “Среднесписочная численность работников” и определяются экспертным путем с учетом темпов роста (снижения) числа малых предприятий и экономических факторов, влияющих на занятость населения в данном городе (уровень безработицы, состояние развития отдельных отраслей и т.д.).
Отчетные данные по показателю “Объем произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг)” определяется в целом по городу и в разрезе отраслей путем суммирования строки 01, столбца 1, раздела 1, формы № П-1 Госкомстата России.
Оценочные и прогнозные данные по этому показателю определяются экспертным путем с учетом экономических факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства в данном городе.
Отчетные данные по показателю “Объем капитальных вложений” определяется в целом по городу и в разрезе отраслей путем суммирования строки 25, столбца 1, раздела 2, формы № П-2 Госкомстата России.
Оценочные и прогнозные данные по этому показателю определяются в соответствии с едиными методическими указаниями по расчету инвестиционной деятельности, а также с учетом средств федеральной и городских программ поддержки малого предпринимательства.
Кроме того, для подготовки более качественного прогноза и повышения его эффективности представляется целесообразным использовать дополнительные сведения на основании информации, получаемой из городских налоговых служб (в разрезе отраслей):
сумма налогов, уплачиваемых малыми предприятиями - юридическими лицами;
число малых предприятий (юридических лиц);
сумма налогов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями;
число индивидуальных предпринимателей (физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица).
Инвестиции
Прогноз должен содержать прежде всего анализ состояния инвестиционного потенциала города по направлениям и секторам экономики, при этом особо следует обратить внимание на основные тенденции в инвестиционной сфере, четко проявившиеся в последнее время. Необходимость такого анализа объясняется тем, что инвестиционные возможности каждого города лимитированы реальными проблемами в производственной и социальной сферах, возможностями стимулирования инвестиционной активности. На основе этого анализа в прогнозе должны найти отражение намечаемые практические меры в инвестиционной сфере, проводимая работа по структурной перестройке производства и связанная с ней прединвестиционная подготовка на предприятиях, включающая перестройку управления производством, маркетингом, финансами и персоналом, создание инвестиционной инфраструктуры, финансово-кредитные институты, консалтинговые, инжиниринговые и аудиторские фирмы, наличие информации об инвестиционных предложениях и потенциальных инвесторах. Важное значение в системе принимаемых в прогнозном периоде мер имеет финансовое оздоровление предприятий города, повышение их ликвидности и снижение задолженности, решение проблем неплатежей, вытеснение из взаиморасчетов бартера и денежных суррогатов. Конкретные меры городской инвестиционной политики в прогнозе должны отражать создание условий, стимулирующих инвестиционную деятельность в городе. Для решения этой задачи необходимо использовать достаточно широкий спектр возможностей долевого участия, системы гарантий, налоговых, финансовых и таможенных льгот, страхования и других экономических рычагов. Показатели инвестиций, как в целом по объему, так и в структурном разрезе, должны разрабатываться с учетом всех источников финансирования. Особое внимание должно уделяться привлечению средств частных инвесторов, как отечественных, так и зарубежных.
Инвестиционная деятельность учитывает капиталообразующие инвестиции по всем источникам финансирования, характеризуют полный цикл инвестиционной деятельности и воспроизводства основных фондов на прогнозируемый год в районе, а также во всех предприятиях и организациях независимо от форм собственности.
Общий объем капитальными вложений по городу приводится с распределением по источникам финансирования. а так же по отраслям экономики и социальной сферы.
Показатели социально-экономического развития города приводятся исходя из данных статистической отчетности, темпов и динамики инвестиций, складывающихся в инвестиционной сфере в году, предшествующем прогнозируемому, оценки наличия финансовых ресурсов на прогнозируемый год, необходимости реализации программ регионального уровня, а так же решений Президента и Правительства Республики Бурятия и других нормативных актов.
Прогнозные показатели государственной инвестиционной поддержки города за счет средств бюджета показываются по отраслям экономики и социальной сферы, целевым программам.
Капитальные вложения за счет средств бюджета приводятся с распределением по конкретным статьям бюджета - государственные инвестиции, дотации угольной промышленности, поддержка агропромышленного комплекса, средств бюджетных фондов и т.д.
При обосновании показателей инвестиционной деятельности используются индексы - дефляторы по капитальным вложениям за отчетный период по данным Госкомстата Республики Бурятия, на прогнозируемый период - по расчетам Минэкономики Республики Бурятия. По отдельным отраслям и видам работ рекомендуется рассчитывать соответствующие коэффициенты, определяющие изменение цен в инвестиционной сфере на прогнозируемый период, а так же на единицу мощности (услуг), показывающие или более высокий уровень капиталоемкости, или эффективность затрат.
Результаты городской инвестиционной политики в прогнозе должны трансформироваться как объект непосредственного влияния на стабилизацию социально-экономического положения в городе.
Для составления прогноза используются отчетные данные форм федерального государственного статистического наблюдения по показателям объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования всего по городу, в структуре отраслей экономики и отраслей промышленности, и по источникам финансирования, объем подрядных работ - Форма № П-2 «Сведения об инвестициях», кроме того показатели, характеризующие инвестиции направляемые на реализацию федеральных целевых программ, а также по федеральной инвестиционной программе - Форма № 1-БЗ, инвестиции за счет средств населения на индивидуальное жилищное строительство - Форма № 1-ИЖС, инвестиции по объектам – Форма № С-2 «Сведения о ходе строительства важнейших объектов» и форма № С-1 «Сведения о вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и реализации инвестиционных проектов».
Труд и занятость
К прогнозным показателям по трудуотносятся: фонд заработной платы, среднемесячная заработная плата и численность работников**.
При разработке прогноза по фонду заработной платы необходимо учитывать основные параметры сценарных условий и исходную базу статистической отчетности.
Показатели базовых и текущего периодов определяются по данным Госкомстата России с учетом досчета на полный круг предприятий.
Прогноз ФЗП на любом его уровне (федеральном, городском, отраслевом) строится на основе использования системы показателей, охватывающей базисный и прогнозный периоды и включающий:
динамику среднемесячной заработной платы;
изменение численности работающих в условиях структурной перестройки экономики и намечаемой стабилизации производства;
уровень безработицы в целом по территории и масштабы высвобождения из отраслей экономики;
минимальный размер оплаты труда;
ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы;
уровень реального содержания заработной платы;
индекс роста потребительских цен;
На стадии предварительных расчетов по прогнозам краткосрочным и среднесрочным, а также при перспективном прогнозировании целесообразно применение метода прогнозирования ФЗП по доле в валовом внутреннем продукте (ВВП).
При прогнозировании ФЗП применяется комбинация экспертного, экстраполяционного и балансового методов.
В основу прогноза численности работников должно быть положено прежде всего составление демографического прогноза, в том числе расчет динамики роста народонаселения, изменения экономически активного населения, влияния миграции рабочей силы и т.д., а также прогноз изменения численности занятых в экономике с учетом изменения объемов и структуры общественного производства.
Для оценки состояния занятости населения в прогнозном периоде разрабатывается баланс трудовых .Показатели баланса включены в раздел "Труд" прогнозных форм социально-экономического развития.
Для анализа состояния рынка труда используются следующие рассчитываемые Госкомстатом России показатели:
уровень общей безработицы,определяемый как отношение общей численности безработных (по методологии МОТ) к численности экономически активного населения;
уровень официально регистрируемой безработицы (в соответствии с российским законодательством) - отношение численности официально регистрируемых безработных к численности экономически активного населения.
При проверке правильности расчета баланса трудовых ресурсов учитывается, что:
1) численность занятых в экономике равна:
- сумме занятых в материальном производстве и в непроизводственной сфере;
- сумме занятых на предприятиях и в организациях всех форм собственности;
- сумме численности работников по территории и занятых в крестьянских (фермерских) хозяйствах (включая наемных работников), индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан и в личном подсобном хозяйстве.
2) численность трудовых ресурсов - равна сумме занятых в экономике, учащихся, занятых в домашнем хозяйстве, военнослужащих и др. и лиц, не занятых трудовой деятельностью и учебой.
При расчете прогнозных показателей, характеризующих занятость населения, кроме ранее изданных Методических указаний (Москва, “Экономика”, 1980 г.), раздел 19, стр. 508 используются следующие методические документы:
1. Рекомендации к составлению прогнозов занятости, рынка совокупной рабочей силы и социально-экономических последствий безработицы (письмо Минэкономики России от 28 сентября 1992 г.. № АШ- 444/10-100).
2. Методические указания по применению в государственной статистике классификаторов форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (утверждены постановлением Госкомстата России от 20 апреля 1993 г.).
3. Методика расчета баланса трудовых ресурсов в среднем за год, утвержденная Госкомстатом России 13 апреля 1995 г.
4. Основные методологические положения по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу в занятости, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25 мая 1993 г. № 67.
5. Методика расчета общей численности занятых в экономике, утвержденная Госкомстатом России 7 августа 1995 г.
Методика расчета общей численности безработных, уровня общей и зарегистрированной безработицы, утвержденная Госкомстатом России 4 октября 1995 г.
Реестр входящих документов:
Стат. Сборник. № 15-10
Аналитическая записка № 15-38
Стат.бюллетень № 09-7
Комплексный доклад № 09-1
Данные Модельного центра по труду и занятости, Комитета по труду и Министерства социальной политики.