Модель открытой экономики Манделла-Флеминга

Модель Манделла-Флеминга — это модель малой открытой экономи­ки, которая используется с целью оценки результатов проведения раз­личных видов экономической политики при фиксированных и плаваю­щих обменных курсах.

Модель Манделла-Флеминга исходит из того, что вклад нацио­нальной экономики в мировой рынок невелик, в связи с этим основ­ные параметры ее развития заданы мировым рынком, т. е. извне.

Модель Манделла-Флеминга впервые для открытой экономики была разработана в 60-х гг. XX в. и представляет собой модифицирован­ную модель IS-LM для открытой экономики. Эти модели исходят из ста­бильных цен и объясняют причины колебаний величины совокупного дохода. В моделях иллюстрируется взаимодействие между товарным и денежным рынками. Их отличие состоит в том.что если модель IS-LM выражает закрытую экономику, то модель Манделла-Флеминга — малую открытую экономику. Функционирование экономики, согласно этой мо­дели, обусловлено системой обменного курса валюты.

Модель Манделла-Флеминга включает в себя три уравнения:

Y + C(Y-T) + I(r) + G + NX(e), IS;

M/P = L(r,Y), LM;

r=r*.

Первое уравнение характеризует товарный рынок, второе — денеж­ный рынок, третье показывает, что внутренняя процентная ставка (r) определяется уровнем мировой процентной ставки (r*).

Модель содержит триэндогенные переменные: Y, r и е. Предлагает­ся построить дваграфика. В каждом графике одна из переменных ве­личин двух переменных. Модель Манделла-Флеминга Y-rпредставлена на графике (рис. 13.3).

Модель открытой экономики Манделла-Флеминга - student2.ru

7. Микроэкономическая модель [microeconomic model] —экономико-математическая модель, отражающая функционирование и структуру отдельного элементаэкономической системы, взаимодействие его с другими элементами системы в процессе еефункционирования. (см. Макроподход и микроподход). Четкого отграничения микромоделей отмакромоделей нет. Как правило, этот термин относят, однако, к изучению деятельности таких ведущихзвеньев экономики, как домашнее хозяйство (потребитель) и фирма (производитель). Домашнее хозяйствостремится к максимизации полезности, фирма — к максимизации прибыли. Соответственно, к М.м. относят,например, модели спроса и потребления, модели поведения фирмы, модели ценообразования, моделирынка товаров, рынка капиталов и других частных рынков.

М.м. описывает поведение конкретных экономических объек­тов (вплоть до отдельной личности —потребителя или производителя), принимающих решения (осуществляющих вы­бор возможныхальтернатив) в условиях функционирования социально-экономической системы. Каждый объект получаетили покупает, или добывает каким-то иным путем нужную ему информацию, распределяет имеющиесяресурсы, разрабатывает правила выбора альтернатив и стратегию дальнейших действий и т.д. Исходя изэтого, можно выделить три существенные области применения М.м.: ценообразование, принятие решений обобъеме производства и продаж, распределение доходов. Отличие М.м. от макромоделей: бóльшаязависимость от внешней среды, дезагрегация показателей. Так же, как и макроэкономические модели,микромодели могут быть статическими и динамическими, детерминированными и вероятностными,дискретными и непрерывными.

Рыночное равновесие — это такая ситуация на рынке, когда спрос и предложение равны между собой.

Но всегда возникает ситуация, когда при изменении различных факторов, между спросом и предложением возникает дисбаланс и рыночное равновесие теряется. Ранние экономисты, представители классической школы, рассматривали рыночное равновесие как ситуацию, способную самостоятельно придти к точке равенства. Они считали, что рынок имеет способность к саморегуляции и приходит к равновесию самостоятельно без каких-либо внешних вмешательств.

В экономической теории существуют два подхода к рассмотрению рыночного равновесия.

1 подход. По Вальрасу.

Швейцарский экономист Леон Вальрас рассматривал рыночное равновесие исходя из их количественной оценки. Рассмотрим данный подход на графике.

Модель открытой экономики Манделла-Флеминга - student2.ru
Установление рыночного равновесия по Вальрасу

В точке Е показано первоначально сложившееся на рынке равновесие, которому соответствуют QE количество товара по цене PE. Именно в точке Е кривые спроса и предложения пересекаются, что говорит о том, что при таком объеме и цене товара спрос и предложение равны. Но при увеличении цены товара до уровня Р1 количество спроса сократиться до уровня Q1D, а объем предложения товара наоборот увеличится до уровня Q1S. Возникнет излишек производителя, в результате которого продавцы пытаясь избавиться от лишнего товара начнут снижать цены на него. В итоге спрос на дешевый товар начнет расти. Данный цикл будет продолжаться до того, пока на рынке не восстановится равновесие.

При снижении цены товара до уровня Р2 спрос на него возрастет до уровня Q2D и будет превышать предложение, которое сократится до уровня Q2S. Возникнет излишек потребителя в результате чего на рынке сложится дефицит на товар. Но излишний ажиотаж на дешевый товар будет оказывать давление на цену, которая рано или поздо станет повышаться. А при повышении цены производители в свою очередь начнут увеличивать предложение товара до тех пор, пока рынок не будет насыщен.

Условие установления рыночного равновесия по Вальрасу можно представить в виде равенства:

QD(P) = QS(P)

Данное равенство показывает, что по Вальрасу величины спроса и предложения являются функцией цены.

2 подход. По Маршаллу.

Английский экономист и один главных представителей неоклассической школы Альфред Маршалл считал, что цена является единственным фактором, устанавливающим рыночное равновесие.

Модель открытой экономики Манделла-Флеминга - student2.ru
Установление рыночного равновесия по Маршаллу

На данном графике также показана равновесная точка Е при которой спроса и предложения равны. Но в случае, если цена спроса P1D будет превышать цену предложения P1S, производители тут же отреагируют на это увеличением предложения с уровня Q1 до уровня QE и цена установится на уровне PE. В случае же, если цена спроса P2D будет ниже цены предложения P2S, то продавцы будут уменьшать количество предложения, а покупатели сократят свой спрос, в результате чего востановится равновесная цена.

Условие установления рыночного равновесия по Маршаллу можно представить в виде равенства:

PD(Q) = PS(Q)

Таким образом, данное равенство показывает, что по Маршаллу цена является функцией объемов спроса и предложения.

Наши рекомендации