Понятие эластичности. Эл.спроса и предлож по ценеи по доходу и её вычисление. Факторы, влияющ.на эл-ть

эластичность – безразмерная величина, характеризующая чувствительность спроса(предложения) к колебаниям какого-либо рыночного параметра(цены, расходов на рекламу и тд) эл-ть показывает в какой степени изменится объем покупок или продаж при увеличении /сокращении целевого параметра на 1%.

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. Эластичность=процентное изменение величины спроса/процентное изменение цены товара

На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

Заметное для покупателя изменение уровня цен (резкие и заметные изменения цен приводят к увеличению эластичности спроса на товар);

Величина дохода потребителя ( чем больше доход, тем эластичнее спрос)

Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);

Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

Размер сделанного запаса (чем больше запас тем эластичнее спрос)

ЦЕНОВАЯ эластичность спроса оценивается по модулю.

Формулы для эластичности спроса по цене:

1. Точечная эластичность(при небольших изменениях цены): E=(Q2-Q1)/Q1 : (P2-P1)/P1, где Q1- первонач.величина спроса, Q2- величина спроса после изменения цены.

2. Дуговая эластичность( при значит. изменениях цены): Е=Q2-Q1/Q2+Q1 : P2-P1/P2+P1

Е>1 – эластичный спрос, Е от 0 до 1 – неэластичный спрос, Е=1 – спрос единичной эластичности, Е стремится к бесконечности – абсолютно эласт.спрос, Е=0 – абсолютно неэластич.спрос.

Эластичный спрос- при кот. небольшое изменение цены вызывает существенные изменения объема продаж.Неэластичный – даже большие колебания цен не могут существенно повлиять на спрос.

Эластичность предложения по цене – показывает на ск-ко % изменяется величина предложения товара при изменении его цены на 1%. Так как при увелич цены объем предложения растет, а при снижении цены – падает, ценовая эл-ть предложения как правило положительная.

ФОРМУЛЫ Точечная и дуговая эл-ть так же как и в спросе.

Эластичность предложения по цене определяется рядом факторов:

1. Эластичность предложениям тем выше, чем больше возможности длительного хранения товара и чем ниже издержки его хранения.

2. Предложение товара будет эластично, если технология производства позволяет производителю быстро увеличить объемы выпуска в случае роста рыночной цены на его продукцию или столь же быстро переориентироваться на производство какой-либо другой продукции в случае ухудшения рыночной конъюнктуры и снижения цены товара.

3. Степень эластичности предложения зависит от фактора времени: чем больше у производителя времени «приспособиться» к новым рыночным условиям, связанным с изменениями цены, тем эластичнее предложения. Как правило, предложение неэластично в краткоср периоде и эластично в долгосрочн.периоде.

Эластичность спроса по доходу – безразмерная величина кот.показывает на сколько изменится величина спроса на данный товар при изменении дохода потребителя на 1%. Е=(Q2-Q1)/Q1 : (I2-I1)/ I1 , где Q1-первонач объем, I1-первонач доход потребителя.

Если Е>0, то это нормальные товары: Е от 0 до 1(невключая)- то это товары первой необходимости, если Е>1, то это товары роскоши, Е=1- прочие товары. Если Е<0-это инфериорные товары(т.е.низкого качества,при росте дохода спрос на них уменьш.)

Перекрестная ценовая эластичность спроса. Показывает насколько изменяется спрос на товар Х, при изменении цены товара У на 1%. Е=(Q2-Q1)/Q1 : (P2-P1)/P1, где Q2-Q1-диапазон изменения спроса на товар Х, Q1-первонач.объем покупок товара Х, P2-P1- диапазон изменения цены на товар У, Р1-первонач.цена ед-цы товара У.

Если Е>0, то это товары-субституты(взаимозаменяемые)-если цена на тов.У растет, то спрос сокращ, а так как тов.Х может его заменить то на тов.Х спрос будет расти. Чем выше значение Е, тем более близкие заменители товары Х и У.

Е<0-товары-комплементы (взаимодополняемые)-если цена тов.У увелич, спрос падает,и спрос на тов.Х тоже падает(бензин и машина)

Е=0-нейтральные товары.изменение цена на У не оказывает влияние на спрос на Х.

Наши рекомендации