Тема. организац. и организац.-правовые формы междунар. бизнеса

КЛАССИФ-Я ФОРМ И СПОСОБОВ ИНТЕГРАЦИИ КОМПАНИЙ

ХАР-КА ОРГ.-ПРАВ. ФОРМ МБ

СУЩНОСТЬ И ОСОБ-ТИ МЕЖДУНАР.СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ

ТЕХНОЛОГИЧ. ПОЛИТИКА МЕЖДУНАР. КОМПАНИЙ

КЛАССИФ-Я ФОРМ И СПОСОБОВ ИНТЕГРАЦИИ КОМПАНИЙ

Классиф. признак Формы и способы интеграции
По способу соподчинения стр-р Вертикальная
горизонтальная
Экономическое содежржание Концерны, картели, синдикаты, пулы, консорциумы
Правовая форма Холдинг, ФПГ, ассоциация
Некоммерч. партнерство
Простое товарищество
Степень центрадизации ф-ций управления Жесткая централизация: концерны и синдикаты
Менее жесткая централизация: диверсифициров. холдинг, конгломерат
Тип воспроизводственной взаимосвязи интегрированный
конгломератный
Степень взаимного влияния (для холдинга) классический холдинг
перекрестный холдинг
По структуре собственности (для холдинга) Горизонтальная стр-ра соб-ти
Вертикальная
Добровольность образя добровольная
принудительная
По наличию экон. самост-ти зависимые предпр-я
юридически самостоятельные
 

2.

Холдинговая компания - финансовая либо фин.-промышл. компания, создаваемая для владения контрольными пакетами акций других фирм с целью делового контроля над ними и управления их деятельностью.

Руководсво холдингом осущ-ся «управляющей компанией» (либо «корпоративным центром»), влад. контрольн пакетами акций и\или паями дочерних компаний. Корпорат.центр – посредник между инвесторами (акционерами) и компаниями, наход. в их владении и\или под их контролем

Главн. задачи корпорат. центра:

· способ. совместн. деятельности

· постоянный поиск возм-ти синергизма

· предотвр-е конфликтов, ненужн. дублировани и излишнего риска

· уст-е правил игры в обл. финансов

· поощрение сотруд-ва, формир-е стартегич. мышления в комапнии

· обеспечение коммуникаций

· контроллинг – предоставление сводн. фин. инф-ии для руководства холдинга и акционеров, помощь бизнес-единицам в принятии упаравленч. решений

Функции корпорат. центра:

· фомир-е общ. видения и перспектив разв-я

· формир-е корпорат. бизнес-портфеля

· формир-е отнош. с акционерами

· формирование компетенций и ресурсов и политики их использования

· политика в отношении рисков

·

Функции бизнес-единиц:

· созд-е стоимости

· полномочия по управлению деят-ю, необход. для достижения стратегич. целей

Роли корпорат. центра:

v финансовый комплекс

v стратегич. архитектор

v стратегич. контролер

v оператор

Классификация типов ХОЛЛДИНГОВ:

· горионт. т вертик.

· нац. и транснац. имущ. и договрн.

· финанс. и уапрвл.

· стратегич. и операцион.

В завис. от орг. стр-ры выделяют холлдинги:

ü Горизонт. – объедин-е однородн. бизнесов, по сути являющиесяструктурами, кот. управляет головная компания.

ü Вертикальн. – объед-е предпр-ий в производств. цепочке (=нефтян.)

ü Диверсифициров. – напрям. не связан. ни торгов. ни производств. отношениями

В завис. от способа устан-я контроля головной компании над дочерними фирмами:

ü Имммущественный холлдинг – материнск. компания владеет контрольн. пакетом акций доччерней.

ü Договорной – у головной компании нет контрольн. пакета акций дочернего предпр-я, а контроль осущ-ся на осн-ии договора

В завис. от видор работ иф-ций, кот. выполн. головн. компания:

ü Чистый холдинг – головн. компания компания владеет контрольн. пакетом акций доччерних предприятий, но сама не ведет производств. деятельности, а выполняет только контрольно-управленч. деятельности

ü Смешанный холдинг– головн. комапния ведет хоз. деятельность, произв. продукцию, оказ. услуги, но при этом выполняет и управленч. функции по отношению к дочерним предприятиям.

В завис. от производственной взаимосвязи компаний:

ü Интегрированный холдинг–предпр-я связаны технологической цепочкой (=нефтегазовые комплексы)

ü Конгломератный – объединяет разнородные предпр-я , не связ. технологич. процессом

В завис. от степени взаимного влияния комапний:

ü Классический холдинг– головн. комапния контролирует дочерние фирмы в силу своего преобладающего участия в их уставн. капитале. Дочерние, как правило, не владеют акциями головн. компании

ü Перекрестный холдинг –предприятия владеют контрольн. пакетами акций друг друга (=Япония)

www.iteam.r/publications/corporation/section_97/article_3131/

Финансово-промышленные группы (ФПГ)

-это совокупность юр. лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью, либо частично объединивших свои мат. и немат. активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологич. или экономич. интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ. Предприятия обычно ведут общий учет и управляют общими финансами. Нередко члены группы обмениваются акциями друг друга или создают совместные предприятия.

Объединение предприятий в ФПГ позволяет:

· передавать во временное пользование партнерам технологическое оборудование;

· перераспределять имеющиеся оборудования между участниками инвест. проекта;

· объединять усилия предприятий в продвижении продукции через совместно контролируемую торговую компанию

Транснациональные ФПГ отличаются от национальных прежде всего тем, что они обязательно имеют в своем составе юр. лиц, находящихся под юрисдикцией других стран, осуществляющих там производственную или сбытовую деятельность.

СХЕМА построения ФПГ «Центр. компания: промышленный блок + финансовый блок + сервисный блок».

Промышленный блок: группа предприятий, осущ. произв. деятельность в одной или неск. сферах общ. пр-ва

Фин. блок: финансово-кредитные организации, коммерч. банки, инвест., лизинг., страховые, финансовые, трастовые, пенсионные фонды и компании, кот. выполняют в группе функции финансового обслуживания, привлеч-я фин. ср-в, инвест. политики.

Сервисный блок: в зависимотсти от стратегии может включать торгово-посреднические организации, аудиторско-консалтинговые фирмы, научно-исследовательские и опвтно-констркторские организации, институты, предприятия транспортного обслуживания.

КОНЦЕРН

- это добровольное объединение предприятий, обладающее статусом юр. лица и осущ. совместную деятельсть на основе централизации функций научно-технич. и производственного развития, инвет., финанс., природоохранной, внешнеэкономич. и иной деятельности.

Отличит. признаки концерна:

· это централизованный тип взаимодействия компаний;

· входящие в концерн субъекты хоз-я номинально остаются самостоятельными юр. лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому центру;

· в рамках концерна централизовано финансово-экономич. управление, проведение научно-технич. политики, ценообразования, использоавние производственных мощностей, кадровая политика;

· головная компания концерна организуется в виде холдинга(преимущественно смешанного) или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциированных) обществ;

· деятельность концерна ориентирована на производство,поэтому в качестве головной компании чаще всего произв. компания, которая владеет конттрольным пакетом акций дочерних предприятий;

· в рамках данной формыполностью контролируется деятельность образующих ее хоз. субъектов.

В зависимости от характера интеграционных связей между компаниями различают виды концернов:

· Вертикальный концерн – объединяет комапнии разн. отраслей, связ. технологич. последовательностью производства конечного продукта (=горнодобыв., металлургия)

· Горизонтальный концерн – одной отрасли (одно и тоже изделие или стадии производства).

С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов:

· Концерн подчинения – организованный в виде материнской и дочерней компаний;

· Концерн координации – состоит из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, в то же время концерн остается под единым руководство (=автомобильным гигантам).

КОНГЛОМЕРАТ

- это органиацион. форма интергиции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общости.

- это совокупность организаций, кот. не имеют какких-либо производственных основ, но объединенные организационными или финансовыми связями (=Nestle, General electric).

КОНСОРЦИУМ

- это временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, образуемый чаще всего для совместной борьбы за получение заказов и их совместное исполнение.

Осн. цель создания консорциумов – реализация крупномасштабных проектов, программ, выполнение заказа, когда по производственным, финансовым, техническим или иным причинам требуется объединение усилий нескольких коммерческих организаций: промышленных и (или) кредитно-финансовых.

Консорциум не обладает статусом юридического лица; спец. порядок создания и регистрации объединений в форме консорциумов законодательством не предусмотрен.

Основные черты консорциума:

1. согласованность цели участников в реализации крупного проекта;

2. временный характер создания, определяемый сроком договора или достижением поставленной цели – реализация конкретного проекта;

3. договорной характер взаимоотношений между участниками;

4. отсутствие статуса юр. лица;

5. сохранение партнерами юр. самостоятельности;

6. не формируется орг. структура, за исключением небольшого аппарата (= совет директоров);

7. субъекты могут одновременно входить в несколько консорциумов;

8. современные консорциумы часто являются межгосударственными (иногда в качестве участника выступает целое государство).

КАРТЕЛЬ

- объединение, как правило, хоз. субъектов одной отрасли, которые вступают между собой в соглашения, касающееся различных сторон коммерческой деятельности субъектов хоз-я – соглашение о ценах, о рынках сбыта, объемах производства, ассортименте, условиях найма рабочей силы (OPEC)

! Горизонтальный тип интеграции (одноотрасл). В основном подпадают под антимонопольное законодательство, исключение – с/х.

Характерные признаки картеля:

1. это форма сговора группы пр-ля с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получение монопольной прибыли;

2. сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия, а также фин. и юридич. самостоятельность;

3. совместная маркетинговая деятельность;

4. наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкций к нарушителям.

ТРЕСТ

- это объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юр., производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деят-ю осущ-ся из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответсвии с долевым участием отдельных предприятий.

! это самая жесткая из всех рассмотренных форм интеграции.

· При этой форме интеграции объединяются все стороны хоз. деятельности предприятий, а не какая-либо сторона, как в картеле или синдикате.

· Обычно специализируются на одном или нескольких аналогичных видов продукции.

· Все предприятия подчин. одной головной компании.

· Все тресты обслуживают связанные с ними торговые предприятия.

В случае межотраслевых объединений тресты представляют собой комбинаты.

Недостатки:

· неповоротливость

· невосприятие достижений НТП

· высокая вероятность бюрократизации и полной замены экономич. отношений на административные

ПУЛ

-(общий котел) форма объединения компании, отличающийся тем, что прибыль всех учатсников компании поступает в общий фонд, а затем распределяется между ними согласно заранее установленной пропорции. В РБ официально нет.

Особенности:

· форма монополистических объединений компаний;

· объединение компании обычно носит временный характер;

· в рамках пула устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли.

Разновидности:

1. торговый – объединение, в котором участники договариваются о накоплении и задержке на складах какого-либо товара до момента, наиболее выгодного для его продажи по повышенным ценам в результате искусственно созданного дефицита.

2. патентный – соглашение более чем 2-х компаний о взаимном использовании патента. Участники получают доход в размере квоты, назначаемой при вступлении в пул, от прибыли, кот. дает использование патента.

3. биржевой (спекуляции на бирже) – объединение фин. средств для повышения или понижения курса акций на фондовой бирже и в спекулятивной игре на разнице в курсах.

4. конкретный – объединение инвестиций на конкретный объект;

5. страховой – для проведения страхования по какому-либо конкретному виду страх. деятельности. Образуется на опред. срок или без прямого ограничения срока действия на основе соглашения. (распространено в России = Сочинский страховой пул, Ядерный страховой пул. Европейский союз страховщиков в рамках ЕС)

СИНДИКАТ

- объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, в целях организации ее коллективного сбыта через единую торговую сеть.

Являются объектами антимонопольного законодательства, м.б. холдингами, фпг. Функционируют в форме АО, ООО и т.д., где каждый из участников синдиката заключает с др. участниками одинаковы договор на сбыт своей продукции.

· сохранение участниками юр., производств. самостоятельности, но ограничение коммерческой самостоятельности;

· отсутствие внутренней конкуренции среди участников;

· централизация сбыта продукции, организация сбыта продукции через единый сбытовой орган.

Распространен в отраслях массовой однородной продукции (горнодобыв., метталлург., химич.) (алмазный синдикат «Де Бирс», Синдикат лотерейных игр)

Иногда сырье для участников общества закупается у определенного поставщика и через определенную контору.

3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС (МСА)

МСА – продолжительная по времени межорганизационное соглашение по сотрудничеству, кот. предусматривает совместное использование ресурсов и/или структуру управления двух и более самостоятельных организаций в 2-х и более странах для совместного выполнения задач, поставленных перед компаниями.

Например: Canon, Minolta и Nikon. Сотрудничество Boeing с Fuji, Mitsubishi и Kawasaki. Аэрофлот + Скай Тим.

МСА – соглашение о кооперации двух и более независ. фирм для достиж. опред. целей.

Характерно для автомобилестроения, электрооборудования, хим. промышленности,

Мотивы вступления компаний в МСА:

o экономия на масштабах производства;

o совместное использование производственных мощностей;

o объединение усилий в производстве компонентов или сборке конечной продукции;

o снижение неопределенности и усиление стабильности развития, поскольку в долгосрочных отношениях с критическим партнером объединяется их опыт и ресурсы;

o снижение рисков в деятельности;

o получение доступа на рынок, где уже сложились опред. отношения, продвижение продукции друг друга;

o передача технологий, знаний и ноу-хау, проведение совместных исследований, обучение персонала;

o совместная разработка и производство технически сложных изделий (средств коммуникации, компьютеров, самолетов и т.п)

Разновидности стратегических альянсов (по способу образования):

· альянсы с акционерным участием в существующих предприятиях;

· альянсы с созданием новых компаний (совм. предприятий);

· консорциумы для реализации инвест. проектов.

Разновидности стратегических альянсов (по сфере деятельности):

· комплексные – совместное осуществление практически всех этапов процесса внедрения товаров и услуг на рынок.

· функциональные – охватывают только одно функциональное направление деятельности партнеров. К ним относятся:

o научно-технические – совместное проведение исследований в процессе разработки новых товаров и услуг (Intel, Samsung, Siemens). Здесь обеспечивается совместн. проведение НИОКР, взаимный обмен производственным опытом, подготовка квалифицированных кадров.

o производственные – компании занимаются производством продукции или предоставлением услуг на совместно используемом или общем предприятии (Toyota и GM, Chrysler и BMW).

o маркетинговые – совместная организация маркетинга или передача друг другу опыта в этой сфере (Coca-cola и Lipton для продвижения чайного напитка Neste).

o финансовые – возникают в связи с необходимостью сокращения финансовых рисков, связанных с реализацией того или иного проекта.

Недостатки МСА:

Ø сложность эффективной координации самостоятельных компаний ввиду различной их мотивации и противоречащих целей;

Ø партнеры могут принимать неоптимальные решения для альянса в целом;

Ø разрешение противоречий, стоящих перед стратегическим альянсом в целом и его отдельн. партнерами;

Ø языковые и культурные проблемы.

4. ТЕХНОЛОГИЧ. ПОЛИТИКА МЕЖДУНАР. КОМПАНИЙ

Технологич. политика международной компании – это набор принципов и действий, на основании кот. выбираются, разрабатываются и внедряются новые продукты и технологич. процессы.

Осн. задачи технологич. политики компании:

· мониторинг научно-технич. достижений в стране и мире, а также общих технологич. тенденций;

· стимулирование постоянного повышения образоват. и квалифик. уровня персонала компании;

· формирование орг. структуры, наиболее благоприятной для осуществления непрерывного инновационного процесса, обеспечение мотивации персонала.

· координация и достижение согласованности действий различных подразделений компаний по проведению НИОКР.

Типы технологической политики:

1. политика глобального центра– поиск новых технологий в стране базирования для создания новых продуктов и процессов, используя централизованные ресурсы материнской компании и распространение инноваций по мировым отделениям компаниям МНК. (- не учитываются особенности подразделений).

Преимущества: тесное взаимодействие между разработчиками и исполнителями, а также сокращение времени на проведение НИОКР.

Недостаток: результат инноваций не может точно отражать рыночные потребности, возможны трудности с внедрением новой технологии из-за сопротивления со стороны дочерних фирм.

2. политика полицентризма – дочерние компании МНК используют собственные возможности и ресурсы для разработки новых технологий, обеспечивающих их собственные потребности.

Преимущества: позволяет отражать уникальные потребности различных стран.

Недостаток: возможно дублирование разработок, уже проведённых в др. компаниях МНК, возникают дополнительные издержки на НИОКР (время и деньги).

3. распределенная система технологического развития – использование ресурсов национального отделения в целях создания инноваций не только для местного рынка, но и для распространения их на всемирной основе.

Преимущества: возможность объединения инновационных ресурсов всех дочерних фирм и использовать их для всей корпорации. Компания получает возможность реагировать на рыночные изменения.

Недостаток: локальные нововведения, разработанные в одной стране, не всегда приживаются в другой стране.

4. интегрированная система технологического развития – предполагает объединение ресурсов и возможностей всех элементов МНК как на уровне головной компании, так и на уровне дочерних фирм для совместного создания и внедрения инноваций.

Преимущества: в этом случае каждая единица своими собств. уникальными ресурсами способствует разработке совместных инноваций.

Недостаток: требует значительной международной координации, которая может оказаться слишком дорогостоящей и неэффективной.

Задача менеджера компании состоит НЕ в содействии распространению того или иного типа инновационного процесса, а в ПОИСКЕ и ВНЕДРЕНИИ таких орг. систем, которые бы способствовали обеспечению эффективности всех этих процессов.

При реализации технологич. политики предприятия используются такие структуры , как:

· междунар. комитеты и проекты

Международные комитеты – составляются из менеджеров центрального и национального подразделений. Ориентированы на управление опред. проектами и соотв-но создаются на заранее огранич. срок. Задачи:

o область НИОКР;

o координация работ в рамках проектов;

o контроль ходя реализации проектов;

o консультирование руководящих органов фирмы.

Достоинство: улучшение коммуникаций и увеличение готовности к сотрудничеству на уровне нац. подразделений, кот. достигается за счет интенсификации личных контактов менеджеров из разных стран.

Международное управление проектами – схоже с комитетами, но ниже уровень, но более практической значимости. В этом случае назначаются спец. менеджер или команда менеджеров, кот. координируют работу и главное - пытаются сократить сроки проекта.

· междунар. линейные и междунар. штабные организации

Междунар. линейная организация – для обеспечения единой научно –технич. политики. Создается линия функционального подсинения между центральными и местными подразделениями, проводящими НИОКР. Достоинство: снижение издержек на согласование интересов центра и дочерних предприятий, увеличивает эфф-ть проведения НИОКР.

Международная штабная организация – не имеют распорядительных функций, нов отличии от междунар. комитетов действуют на постоянной основе. Главняа задача: экспертиза и координация НИОКР, особенно в комплексных, носящих междунар. хар-р.

· междунар. лаборатории

Наши рекомендации