Использ-е рамочного подхода для диагностики и измен-я организац. к-ры.

Для оценки к-р исп-ся спец. тесты. Они позв-т формировать профиль к-ры. Такие профили строятся в целом для к-ры, для управленч. навыков менеджера и для управленч. поведения. В рез-те появ-ся возмож-сть упр-ния к-рой. Оно предполагает диагностику и измен-е.

Диагностика произ-ся с помощью ведущ. менеджеров сис-мы. Каждый оценивает имеющуюся к-ру, затем рез-ты индивид. оценок группир-ся, обсужд-ся и выбир-ся основн. направленность будущ. к-ры. Здесь исп-ся видения ведущ. менеджеров сред. и низш. звена. На основе этого видения осущ-ся оценка будущ. эффекта.

Схема управления:

Топ- Виде Пере Оце

менедж. ние дача нка

виде эфф

ния екта

 
 

Менедж. Виде Пере Оце

средн. ние дача нка

звена эфф

екта

Менедж.

низш.

звена

Персонал

Кажд. оценивает эффектив-ть на своем уровне, в рез-те формир-ся планы реализации, в них намечаются усиление одних элем-в к-ры и ослабление др. элем-в.

Национальн. аспекты организац. к-р. Основн. мод. национ. к-р.

В кажд. стране формир-ся особая организ. к-ра, т. е. все к-ры разл-ся м/у собой. Эти различия опред-ся след. фак-ми:

1. сис-ма семьи (семейн. отнош-я) – выраб-ся или формир-ся поведение людей, т. е. отн-ние к статусу, полу, возрасту и т. д.

2. сис-ма образ-ния( ценностн. установки, как обеспеч-ся об-во знаниями)

3. экономич. сис-ма – это способ произ-ва и распределения благ в об-ве.

4. полит. сис-ма – это сис-ма власти

5. религия ( мотивация жизни, мораль, ценности)

6. социализация (принципы соц. группировки людей, в основ. ч/з формиров-е труд. коллективов, это основа корпоративн. к-ры)

7. Здоровье – способ предотвращения нарушения здоровья, спосоь исцеления.

8. сис-ма отдыха (объед-е людей в отдыхе, социал-ии, исп-ние свобод. времени).

Каждая нация старается сформировать свои модели к-р, чаще всего они напр-ны на формир-ние имиджа. Поэтому, бильшинство к-р ориент-ны на сравн-е разн. подходов к орган. к-ре. Сущ-т масса моделей.

Мод. Хофстида

Мод. универсальна, оценивают к-ру по 5 перем-м, исп-ся бальная сис-ма. Переменные:

1) дистанция власти – это степ. неравенства м/у руковод-ми и подчин-ми, к-рые считаются нормальной. Самая высок. нормальн. оценка харак-на для РФ (95 из 100 балл.), миним. – Германия-35, США-40.

2) индивидуализм и коллективизм – степ. готовности действовать индивидуально (лид-т США, Франция, РФ=50 бал., миним. бал. – стремление к коллективизму: Китай, Гонконг).

3) мужественность – это отн-ние к настойчивости , самоуверенности – Япония, Зап. Европа.

4) отн-ние к неопределенности ( либо избегание, либо борьба с ней). Самые активн. – США, покорн. – Япония.

5) срочность ориентаций, т. е. способ-сть к накоплению инвестиций в будущее(выс. – Китай, отстал.- РФ=10 б.).

Дост-во: универсальность, применимость любых нац. к-р, возм-сть количествен. оценок.

Мод. Лейн-Дистефано

Основ. переем-е:

1) отн-ние к приподе:

- полное подчинение природе

- гармогия

- господство над природой

2) ориентация во времени – жить прошлым, настоящ., будущ., отраж-ся степ. оптимизма

3) вера в природу человека ( плохие, нейтральн., хорошие люди)

4) ориентация на деят-сть:

- получ-е удовлет-ния от деят-сти

- важность, рез-т деят-сти

- важен процесс деят-сти

5) отн-ние м/у людьми

- жесткая иерархия

- групповые связи

- индивид. связи

6) ориент-я в пространстве

- человек часть об-ва

- каждый человек частное лицо

- умеренный индивидуализм.

Недостаток:качествен. оценки.

Мод. Иошимури

Факторы:

1) восприятие мира

по японск.: интуитивное

по западноевроп.: смысловое (логич.)

2) природа и судьба человека

яп: покорность природе, согласие, стойкость к природе

европ: доминирование над природой, преодоление трудностей

3) поведение человека

яп: групповое

евр: индивидуальн.

4) соц. отн-ния людей

яп: компромисс, гармония, закрытость, стпабильность

евр: конкуренция, критика, нестабильность, конфронтация.

Мод. Ноймана

Суть: в основу заложена вера и ценности:

1) вера в возмож-сть влияния на судьбу, т. е. человек хозяин своей судьбы

2) вера в объективн. орган-цию, кажд. орган-я формир-т цели индивида и реализацию этих целей.

3) вера в работу с персоналом: жестк. отбор, увольнение, свобода передвижения.

4) вера в принятие решения: решения только рацион-е на основе аналитич. подходов.

5) вера в прогресс – обязательность изменений, выявленных прогрессом, исп-ние всех ноу-хау.

Модель Оучи (Z)

Он сделал попытку объединить японс. и америк. к-ры.

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Эта мод. опробована на Америк. фирмах Тойота и Нисан. Этот подход оказался эффективн, это доказывает возмож-сть формир-ния гибридн. к-р.

Факторы:

1. наем работника

США:краткосрочн.

Япония: пожизнен.

Оучи: долгосрочн.

2. Оценка человека

США: количествен.

Япония: качествен.

Оучи: качествен.

3. Продвижение

США: быстрое

Япония: медленное

Оучи: медлен.

4. Карьера

США: узкоспециализированн.

Япония: широкоспециализиров.

Оучи: умеренноспециализ.

5. Контроль:

США: внешн.

Япония: формальн.

Оучи:неформальн. внутренн.

6. Решения:

США: индивид.

Япония и Оучи: группов., на консенсусе

7. Ответственность:

США: индивид.

Япония: групповая

Оучи: индивид.

8. Интерес к человеку:

США: узкий (специалист)

Япония: широкий

Оучи: широкий.внешн. нг всех процессов и рез-т.й и удовлет-ние этих ожиданий. категорий компетентности. -м больш. ним-ся обслуживанием клиентов, производств. а надежность, рентабельность, стаб-сть производ.

Наши рекомендации