Обеспечение экономической безопасности государства и бизнеса

Государственное регулирование экономических процессов в условиях кризиса требует создания системы экономической безопасности.

Для успешного решения задач по обеспечению безопасности государства и бизнеса необходимо иметь четкое теоретическое представление о сущности экономической безопасности. Только на основе общей теории экономической безопасности можно выстроить алгоритм действий государства и хозяйствующих субъектов, обеспечивающий последним принятие таких мер и подходов, которые предотвратили бы критические ситуации и возможность потерять экономическую независимость страны.

В научной литературе, к сожалению, нет единого понимания сущности экономической безопасности. В Толковом словаре В.И. Даля безопасность определяется как положение, при котором опасность не угрожает кому-нибудь или чему-нибудь. Однако такое толкование данного понятия является слишком общим.

В Законе РФ «О безопасности» содержится конкретизация этого термина в контексте социально-экономического положения общества. В нем безопасность трактуется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Еще более направленным является взгляд на безопасность с точки зрения состояния и тенденции развития защищенности жизненно важных интересов социума и его структур от внутренних и внешних угроз и опасных воздействий.

Если рассмотреть безопасность с позиции микроэкономики, то под этим термином следует понимать такое состояние субъекта, при котором вероятность нежелательного изменения каких-нибудь его качеств, параметров принадлежащего ему имущества и затрагивающей его внешней среды должна быть невелика (меньше определенного предела).

Анализ генезиса понятия «безопасность» позволяет дать ему следующее определение: «Безопасность — это такое состояние экономической системы, при котором ей не угрожает опасность, сохраняется ее независимость, надежность, целостность, есть защищенность от опасности или существующих угроз». Разумеется, безопасность предприятия, региона, государства — это не постоянное явление, а результат целенаправленных воздействий по предотвращению опасностей и угроз, а в случае их возникновения — восстановления равновесного состояния экономической системы.

Стратегия обеспечения экономической безопасности строится на основе официального принятия в стране нормативных актов, основными из которых являются Конституция РФ, Закон РФ «О безопасности», Концепция национальной безопасности РФ, введенная Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 и Государственная стратегия экономической безопасности РФ (основные положения), одобренная Указом Президента РФ от 29 января 1996 г. № 608.

Государственная стратегия экономической безопасности включает:

1) перечень и общую характеристику всей совокупности как внутренних, так и внешних угроз экономической безопасности страны;

2) национальные интересы в области экономики, а также критерии и показатели состояния национального хозяйства, отвечающие требованиям экономической безопасности;

3) меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.

Экономическая безопасность выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны и ее независимости. Именно так понимает экономическую безопасность известный российский ученый академик Л. И. Абалкин: «Это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию».

По мнению автора, безопасность как экономическая категория представляет собой соотношение системы удовлетворения социально-экономических потребностей с совокупными затратами труда и ресурсов. Только при этом она может гарантировать такое состояние национального хозяйства, которое позволяет удовлетворить всю совокупность реальных, действительных экономических потребностей общества, обеспечить его экономическую независимость, стабильное расширенное развитие, защищенность от внутренних и внешних угроз и влияния непредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов.

Обеспечение экономической безопасности предполагает анализ и оценку характера реальных и потенциальных внутренних и внешних опасностей и угроз, чрезвычайных (экстремальных) и кризисных ситуаций, а также прочих неблагоприятных факторов.

В связи с этим важное значение имеет классификация угроз экономической безопасности (см. рис. 8.3).

 
  Обеспечение экономической безопасности государства и бизнеса - student2.ru

Рис 8.3. Развернутая классификация угроз экономической безопасности

В Государственной стратегии экономической безопасности РФ отмечается, что промышленно развитые страны и крупные иностранные корпорации стремятся использовать ситуацию России и стран СНГ в своих экономических и политических интересах.

Для того чтобы противостоять давлению извне и своевременно предотвратить реальные внешние опасности и угрозы, их необходимо выявить. В современных условиях, по мнению автора, наиболее опасными из них являются:

Ø рост внешнего долга и связанное с ним увеличение расходов бюджета на его погашение, а также усиление попыток использовать долг в качестве давления при принятии важнейших экономических и политических решений;

Ø усиление завоевания иностранными фирмами внутреннего рынка России и, следовательно, возрастание зависимости страны от импорта многих, в том числе и стратегических, товаров;

Ø вытеснение российских предприятий из традиционных внешних рынков, особенно военной и машиностроительной продукции;

Ø скупка иностранными фирмами российских предприятий с целью контроля над ними и создания условий для обеспечения конкурентных преимуществ, как на внешнем, так и на внутреннем рынках;

Ø неустроенность таможенной границы и недостаточный экспортный и валютный контроль;

Ø неразвитость инфраструктуры экспортно-импортных операций и др.

В экономической литературе отмечается, что в настоящее время наибольшую проблему представляют не столько внешние, сколько внутренние опасности и угрозы. Среди них в первую очередь следует назвать следующие:

Ø глубокий спад промышленного и сельскохозяйственного производства за годы рыночных преобразований;

Ø инвестиционный кризис в сфере материального производства, структурный сдвиг в инвестициях в пользу посреднической и финансовой деятельности;

Ø деиндустриализация экономики, разрушение научно-технического потенциала, физическая изношенность производственного аппарата страны;

Ø резкое сокращение внутреннего спроса в связи с обнищанием основной массы населения;

Ø структурная и отраслевая гипертрофированность российской экономики, усиление ее топливно-сырьевой направленности, резкое сокращение наукоемких производств;

Ø резкое сокращение поисковых геологоразведочных работ и, следовательно, снижение взаимосвязи добычи полезных ископаемых и открытия их новых месторождений;

Ø низкая конкурентоспособность отечественной продукции;

Ø возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, нарушение производственно-технических связей между предприятиями;

Ø высокий уровень монополизации экономики, особенно естественных монополий;

Ø кризис денежной и финансово-кредитной системы; сохранение инфляционных процессов;

Ø несовершенство механизмов формирования экономической политики, лоббизм при принятии экономических решений;

Ø негативная политика в сфере приватизации, сильно заниженная оценка приватизируемых объектов;

Ø криминализация экономики, рост коррупции, сращивание чиновничьего аппарата с организованной преступностью, ослабление системы государственного контроля и т.д.

Важнейшим элементом системы экономической безопасности является регулирующая роль государства. Она должна включать прежде всего уточнение экономических интересов и определение приоритетов в хозяйственной деятельности по обеспечению экономической безопасности, проведение экономического мониторинга и разработку мер по выходу из зон пороговых (критических) значений, организацию работы по выявлению, предупреждению, а в случае необходимости предотвращению выявленных опасностей и угроз.

Безопасность экономической системы может быть измерена соответствующими количественными и качественными критериями и показателями. В постановлении Правительства РФ «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» определен следующий их перечень:

Ø способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;

Ø зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране;

Ø уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения;

Ø обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля за их обращением;

Ø уровень имущественной дифференциации населения и безработицы;

Ø доступность для населения образования, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг;

Ø развитие научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки;

Ø сохранение единого экономического пространства и межрегиональных отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций;

Ø обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.

Состояние экономической безопасности государства можно охарактеризовать системой показателей, наиболее значимыми из которых являются:

Ø уровень и качество жизни населения;

Ø динамика валового внутреннего продукта и валового национального продукта;

Ø темпы роста промышленного производства;

Ø динамика инвестиций в национальное хозяйство;

Ø состояние платежного баланса;

Ø сальдо внешней торговли;

Ø структура собственности;

Ø уровень монополизации экономики;

Ø обеспеченность страны ресурсами;

Ø количество и удельный вес неплатежеспособных предприятий;

Ø уровень расходов на НИОКР и др.

Теоретические основы экономической безопасности государства и само понятие «безопасность» зависят от очень многих факторов. Для того чтобы государство не потеряло экономическую независимость, целесообразно разработать программу по его выходу из экономического кризиса, мероприятия, направленные на предотвращение реальных угроз и борьбу с криминальными элементами в экономике. В связи с этим важно понимание сущности экономической безопасности предприятия (предпринимательства).

В настоящее время теория экономической безопасности бизнеса практически не разработана. Очень часто к мерам обеспечения экономической безопасности бизнеса относят только противостояние и защиту от разных экономических преступлений (кражи, мошенничество, недобросовестная конкуренция, промышленный шпионаж, информационная безопасность и др.). Однако это неправомерно.

В книге «Основы экономической безопасности» под редакцией Е.А. Олейникова дано более емкое и содержательное определение:

«Экономическая безопасность предприятия — это состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия в настоящее время и в будущем».

Анализ многочисленных внешних опасностей и угроз, направлений и объектов их воздействия, возможных последствий для бизнеса потребовал бы многотомных исследований. Поэтому рассмотрим наиболее значимые для бизнеса опасности в условиях современной России.

С переходом к рыночной экономике хозяйственные субъекты ощутили влияние такого явления, как конкуренция. В процессе определения для бизнеса основных опасностей и угроз особую значимость имеет классификация конкуренции на добросовестную и недобросовестную.

Добросовестная конкуренция — это стремление к получению максимальной прибыли путем создания лучших товаров и оказания более качественных услуг, снижение издержек производства, внедрение достижений научно-технического прогресса и ноу-хау, рационализации и т.д.

Опыт развития предпринимательства убедительно свидетельствует о том, что многие фирмы часто используют недобросовестную конкуренцию.

Под недобросовестной конкуренцией понимается ожесточенная антагонистическая борьба, ведущаяся между конкурентами с использованием незаконных, порой противоправных действий, средств и методов с целью достижения конкурентных преимуществ.

Практика и мировой опыт показывают, что наиболее распространенными видами недобросовестной конкуренции являются:

Ø промышленно-экономический шпионаж;

Ø мошенничество;

Ø коррупция;

Ø ложная реклама;

Ø клевета;

Ø незаконное использование торговой марки;

Ø фальсификация и подделка продукции конкурента;

Ø демпинг с целью подрыва экономической устойчивости конкурента или вытеснения его с рынка;

Ø обман, грабеж, нанесение материального ущерба;

Ø использование информационных ценностей или разработок конкурента;

Ø предотвращение выполнения сделок или контрактов;

Ø скупка контрольного, или крупного, пакета акций конкурирующей фирмы и др.

Достаточно новой для российского бизнеса является угроза потери контрольного, или крупного, пакета акций предприятия. В настоящее время известно немало случаев, когда этим видом недобросовестной конкуренции пользуются зарубежные «партнеры», которые из-за недобросовестности многих отечественных чиновников скупают крупные пакеты акций российских предприятий за бесценок.

Например, по оценке международного аудита, мощности Братского лесопромышленного комплекса составляют приблизительно 2 млрд долл. США. Самым крупным акционером комплекса стало СП «Ореми ВУД», которое приобрело 14% акций меньше чем за 100 тыс. долл. США. К настоящему времени это предприятие увеличило свой пакет акций до 17%.

Американско-швейцарской компанией «КС Фарем Бостон компани» приобретено 17% акций Новолипецкого металлургического комбината за 1 млн долл. США, а стоимость активов этого предприятия международными аудиторами оценивается в более чем 750 млн долл. США.

В. Полеванов в работе «Технология великого обмана» сделал вывод о том, что 5 тыс. крупнейших приватизируемых предприятий России с реальной стоимостью не менее 200 млрд долл. США были фактически проданы за бесценок (около 7,2 млрд долл. США) и оказались собственностью иностранных компаний и их подставных структур. В частности, за бесценок проданы 85 предприятий машиностроения, 77 — металлургии, 66 — в нефтегазовой отрасли, 65 — в химической промышленности.

По мнению автора, собственники, приобретшие имущественные права за бесценок, должны полностью рассчитаться с государством исходя из реальной стоимости предприятий или их имущественные права должны перейти к государству. В качестве компромисса они могут быть управляющими предприятий, если они нормально функционировали в послеприватизационный период.

Для обеспечения экономической безопасности государства необходимо осуществлять следующие мероприятия:

1) предотвращать коррупцию чиновников государственных органов;

2) препятствовать перемещению капиталов из теневой экономики в легальную и наоборот;

3) усилить уголовную ответственность за спекуляцию ценными бумагами, подделку акций, создание «мыльных» акционерных обществ, хищение дивидендов управляющими АО;

4) усилить борьбу с организованной преступностью, улучшить координацию действий против российской и международной преступности в области наркобизнеса и торговли оружием;

5) предотвращать махинации на фондовых биржах, в том числе промышленного шпионажа в интересах иностранных фирм.

Для снижения дальнейшего роста экономической преступности необходимо начать работу по наведению элементарного порядка в области приватизации. Взгляд на приватизацию как исключительно приватизационный процесс должен быть преодолен. Мировой опыт свидетельствует, что понятия «приватизация» и «разгосударствление» везде разделены. Приватизация означает, что государство передает частным предпринимателям все имущественные права. Разгосударствление помимо приватизации предусматривает передачу частным предпринимателям только функций управления. В последнем случае собственность остается государственной. Именно неприватизационный вариант разгосударствления в большинстве случаев дает основной экономический эффект в странах с рыночной экономикой.

Для борьбы с теневой экономикой необходимо оздоровление системы денежного обращения посредством вытеснения рублем нерублевых компонентов денежного обращения — иностранной валюты, обязательств предприятий по неплатежам. Уроки аргентинского кризиса лишний раз подчеркивают актуальность этой проблемы.

Для оздоровления экономической обстановки в стране целесообразно также отказаться от основных фискальных налогов. В первую очередь это касается налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

Налог на добавленную стоимость стимулирует расширение теневых операций, что приводит к сокращению примерно в 2 раза базы налога на прибыль. В свою очередь предприятия, не желая платить налог на прибыль, стремятся к сокрытию прибыли, в связи с этим объем собираемого налога значительно меньше планируемого объема. Действие налога на прибыль способствует развитию теневого бизнеса и наносит ущерб всем формам легального предпринимательства, прежде всего, оказывая негативное влияние на схему производства. Его отмена в настоящее время будет способствовать стабилизации производства и сократит движение теневого капитала.

Для замещения НДС и налога на прибыль в доходной части государственного бюджета следует увеличить налог на операции с недвижимостью, акцизы и ресурсные платежи. Сегодня их величина занижена и экономически не обоснована. Это приводит к расширению спекулятивных видов деятельности.

Наши рекомендации