Фазы внедрения контроллинга.

1. Принятие решения. Не следует принимать решение о разработке и внедрении системы контроллинга в условиях резкого ухудшения основных показателей деятельности предприятия. Лучше это делать с появлением первых слабых сигналов (индикаторов) о возможных рисках для перспективного успешного функционирования предприятия.

2. Вхождение контроллинга в «двери» предприятия идет после этапа 1 и назначения исполнителей. Это этап формирования инструментальной базы контроллинга и начальный этап создания службы контроллинга (но еще не систем контроллинга на предприятии в целом). В первую очередь разрабатываются следующие инструменты:

· система планирования (стратегического и оперативного) и бюджетирования на предприятии;

· методика расчёта маржинальной прибыли (по предприятию в целом, отдельным подразделениям, продуктам, клиентам и рынкам);

· методы расчёта затрат по видам, местам возникновения и продуктам;

· система отчётности, ориентированная на конкретных пользователей внутри предприятия;

· методика расчёта эффективности инвестиций и текущей деятельности предприятия.

· методика анализа отклонений плановых и фактических показателей и т.п.

Контроллёры должны уметь «продавать» собственную продукцию внутри предприятия конкретным пользователям, иначе эти инструменты не удастся заставить работать.

3. «Вживание» контроллинга в текущую деятельность предприятия продолжается 2-3 года. За это время контроллеры должны продемонстрировать действенность разработанных инструментов и убедить менеджеров в необходимости их применения в практической деятельности.

4. Занятие прочных позиций. Организационно и инструментально создана служба контроллинга, а система контроллинга получила признание и распространение в подразделениях предприятия

5. Фаза роста значимости и объёма функций контроллинга:

· контроллер выступает в качестве лидера и модератора при формировании рамочных показателей деятельности предприятия;

· контроллеры осваивают новые сферы деятельности (возникают контроллинг маркетинга, логистики, НИР и ОКР и др.);

· появляются подразделения стратегического контроллинга.

20. Темпы внедрения контроллинга.

Темпы внедрения контроллинга. Выделяют 3 подхода к внедрению: «малыми шагами», «бомбометание» и «планируемая эволюция».

Первый подход (небольшими изменениями) не встречает трений в коллективе, но грозит прекращением внедрения.

«Бомбометание» - интенсивное и решительное изменение старой системы управления. Сопровождается сильным трением внутри организации.

«Планируемая эволюция»: подход основан на использовании принципов проект-контроллинга. Проект разбивается на ряд этапов (ступеней) с жёсткими сроками и целями. По завершению ступени проект заново пересматривается, корректируется по срокам и содержанию.

Типичные ошибки при внедрении контроллинга.

Ошибки в понимании сущности и задач контроллинга. К числу очень грубых ошибок, которые могут полностью дискредитировать идею и концепцию контроллинга, следует отнести простое переименование классического бухгалтера в контроллера.

Ошибки в выборе целей. Одно из определений контроллинга звучит так: «Контроллинг представляет собой такую концепцию организации, которая позволяет выявить ответственность за прибыль на предприятии и предложить обоснованные меры по достижению заданного уровня прибыли».

Избыточное или недостаточное количество информации. На многих предприятиях становится практикой ежемесячное предоставление отчета отдела контроллинга правлению или директорату.

Ошибки в выборе источников информации. Во многих организациях проблему источников поступления сигнальной информации, на основании которой судят о степени достижения предприятием поставленных целей, решают достаточно просто — сигналы должны поступать из тех подразделений, которые занимаются вопросами учета, калькуляции, бухгалтерской и статистической отчетности.

Прочие ошибки

Контроллинг маркетинга.

Контроллер в области маркетинга участвует в процессах планирования, координации и контроля, связанных с рыночной активностью предприятия: идет ли речь об изменении сбытовой политики, или о выходе на новые рынки, либо о расширении ассортимента продукции и услуг и т.д.

Стратегический контоллинг маркетинга включает в себя стратегическое планирование и контроль, предусматривающие:

анализ стратегического портфолио (матрица "продукт-рынок");

методическую и информационную поддержку менеджмента при выборе и обосновании идей нового продукта;

координацию стратегических планов.

Оперативный контроллинг маркетинга предусматривает решение ряда задач.

1. Формирование и контроль ценовой политики

2. Формирование и контроль сбытовой политики:

3. Формирование и контроль коммуникационной политики:

Как уже отмечалось выше, контроллинг осуществляет информационую и методическую поддержку менеджмента, что позволяет поднять эффективность управления предприятия по установленным целям.

Контроллинг логистики.

Логистический контроллинг – это упорядоченный и по возможности непрерывный процесс обработки данных о логистической системе для выявления отклонений или расхождений между плановыми и фактическими значениями показателей материального потока, а также анализ этих отклонений для выявления причин расхождений.

Существует два вида логистического контроллинга: стратегический и оперативный.

Стратегический контроллинг направлен на выполнение логистической стратегии предприятия и установление индикаторов раннего выявления расхождения между плановыми и фактическими величинами.

Оперативный контроллинг направлен на создание соответствующей системы учета и контроля показателей материального потока, а также на принятие своевременных решений по улучшению соотношения «затраты-прибыль». При этом оперативный контроллинг может быть направлен на достижение краткосрочных целей, к примеру, увеличение скорости оборота запаса.

Финансовый контроллинг.

Финансовый контроллинг представляет собой контролирующую систему, обеспечивающую концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности, своевременное выявление отклонений фактических ее результатов от предусмотренных и принятие оперативных управленческих решений, обеспечивающих ее нормализацию.

Основными функциями финансового контроллинга являются:

• наблюдение за ходом реализации финансовых заданий, установленных системой плановых финансовых показателей и нормативов;

• измерение степени отклонения фактических результатов финансовой деятельности от предусмотренных;

• диагностирование по размерам отклонений серьезных ухудшений в финансовом состоянии и существенного снижения темпов финансового развития;

• разработка оперативных управленческих решении по нормализации финансовой деятельности в соответствии с предусмотренными целями и показателями;

• корректировка при необходимости отдельных целей и показателей финансового развития в связи с изменением внешней финансовой среды, конъюнктуры финансового рынка и внутренних условий.

Контроллинг инвестиций.

Главная задача контроллинга инвестиций направлен на достижение целей предприятия в сфере инвестиционной деят-сти.

Основное направление контроллинга – инвестиционная деятельность:

-планирование и координационное инвестирование деят-сти в рамках стратегического и оперативного план ирования на предприятии.

-Реализация инвестиций (проект контроллинга)

-Контроль за реализацией инвестиций включающий текущий и проверочные расчеты, а также контроль бюджета инвестиционного проекта кроме того в задачи контроллинга инвестиций входит: инициирование новых инвестиционных проектов и выработка предложений по их реализации, а также проведение подготовительных работ перед приобретением новой собственности.

Инвестиционный контроллинг поддерживает процесс по выбору продолжительности проектов на этапах поиска оценки, при том должны быть решены следующие задачи:

-создание системы инвестиционного планирования, формирование методики осущ. Инвестиционных расчетов и определение критериев для принятия решений.

-Установление оптимальных качественных параметров имеющих значение для крупных проектов, расчет эффективности, инвестиционных проектов (смотри методы расчета эффективности на базе статистической рентабельности, срока окупаемости, чистой приведенной ст-сти, внутренние нормы рентабельности)

-В области контроля инвестиционного контроллинга обеспечивает создание целенаправленной системы контроля над реализацией проекта.

Контроллинг инноваций.

В настояще время особую роль приобретает процесс управления инновациями в условиях возрастающей динамичности рынков, кроме того технологических инноваций и продуктовые в большинстве своем сопряжены с рисками и значительными объемами инвестиций.

В первую очередь, речь идет о рисках как, технические, временные и финансовые. Инновации на предприятии можно рассматривать как в виде отдельных проектов, поэтому целесообразно использовать концепцию контроллинга (проект контроллинга).

Основная задача проекта контроллинга явл. Надзор за ходом выполнения проекта (анализ источников финансирования, дат, сумм). Контроль и информационная поддержка эффективного управления подразделений контроллинга само не работает план. инвестиц.проекта, но его реализация специалиста находится в составе проекта группы.

Ф-ции контроллеров кот.работают в проект.группе, входят: учт вполненных задач, фиксация фактических и плановых сроков выполнения и использования мощностей.

По данным учета и проводимых расчетов подразделения контроллинга предоставляют руководителю проекта аналитический отчет в кот. указываются отклонения фактических т данных плановых.

Наши рекомендации