Фазы внедрения контроллинга.
1. Принятие решения. Не следует принимать решение о разработке и внедрении системы контроллинга в условиях резкого ухудшения основных показателей деятельности предприятия. Лучше это делать с появлением первых слабых сигналов (индикаторов) о возможных рисках для перспективного успешного функционирования предприятия.
2. Вхождение контроллинга в «двери» предприятия идет после этапа 1 и назначения исполнителей. Это этап формирования инструментальной базы контроллинга и начальный этап создания службы контроллинга (но еще не систем контроллинга на предприятии в целом). В первую очередь разрабатываются следующие инструменты:
· система планирования (стратегического и оперативного) и бюджетирования на предприятии;
· методика расчёта маржинальной прибыли (по предприятию в целом, отдельным подразделениям, продуктам, клиентам и рынкам);
· методы расчёта затрат по видам, местам возникновения и продуктам;
· система отчётности, ориентированная на конкретных пользователей внутри предприятия;
· методика расчёта эффективности инвестиций и текущей деятельности предприятия.
· методика анализа отклонений плановых и фактических показателей и т.п.
Контроллёры должны уметь «продавать» собственную продукцию внутри предприятия конкретным пользователям, иначе эти инструменты не удастся заставить работать.
3. «Вживание» контроллинга в текущую деятельность предприятия продолжается 2-3 года. За это время контроллеры должны продемонстрировать действенность разработанных инструментов и убедить менеджеров в необходимости их применения в практической деятельности.
4. Занятие прочных позиций. Организационно и инструментально создана служба контроллинга, а система контроллинга получила признание и распространение в подразделениях предприятия
5. Фаза роста значимости и объёма функций контроллинга:
· контроллер выступает в качестве лидера и модератора при формировании рамочных показателей деятельности предприятия;
· контроллеры осваивают новые сферы деятельности (возникают контроллинг маркетинга, логистики, НИР и ОКР и др.);
· появляются подразделения стратегического контроллинга.
20. Темпы внедрения контроллинга.
Темпы внедрения контроллинга. Выделяют 3 подхода к внедрению: «малыми шагами», «бомбометание» и «планируемая эволюция».
Первый подход (небольшими изменениями) не встречает трений в коллективе, но грозит прекращением внедрения.
«Бомбометание» - интенсивное и решительное изменение старой системы управления. Сопровождается сильным трением внутри организации.
«Планируемая эволюция»: подход основан на использовании принципов проект-контроллинга. Проект разбивается на ряд этапов (ступеней) с жёсткими сроками и целями. По завершению ступени проект заново пересматривается, корректируется по срокам и содержанию.
Типичные ошибки при внедрении контроллинга.
Ошибки в понимании сущности и задач контроллинга. К числу очень грубых ошибок, которые могут полностью дискредитировать идею и концепцию контроллинга, следует отнести простое переименование классического бухгалтера в контроллера.
Ошибки в выборе целей. Одно из определений контроллинга звучит так: «Контроллинг представляет собой такую концепцию организации, которая позволяет выявить ответственность за прибыль на предприятии и предложить обоснованные меры по достижению заданного уровня прибыли».
Избыточное или недостаточное количество информации. На многих предприятиях становится практикой ежемесячное предоставление отчета отдела контроллинга правлению или директорату.
Ошибки в выборе источников информации. Во многих организациях проблему источников поступления сигнальной информации, на основании которой судят о степени достижения предприятием поставленных целей, решают достаточно просто — сигналы должны поступать из тех подразделений, которые занимаются вопросами учета, калькуляции, бухгалтерской и статистической отчетности.
Прочие ошибки
Контроллинг маркетинга.
Контроллер в области маркетинга участвует в процессах планирования, координации и контроля, связанных с рыночной активностью предприятия: идет ли речь об изменении сбытовой политики, или о выходе на новые рынки, либо о расширении ассортимента продукции и услуг и т.д.
Стратегический контоллинг маркетинга включает в себя стратегическое планирование и контроль, предусматривающие:
анализ стратегического портфолио (матрица "продукт-рынок");
методическую и информационную поддержку менеджмента при выборе и обосновании идей нового продукта;
координацию стратегических планов.
Оперативный контроллинг маркетинга предусматривает решение ряда задач.
1. Формирование и контроль ценовой политики
2. Формирование и контроль сбытовой политики:
3. Формирование и контроль коммуникационной политики:
Как уже отмечалось выше, контроллинг осуществляет информационую и методическую поддержку менеджмента, что позволяет поднять эффективность управления предприятия по установленным целям.
Контроллинг логистики.
Логистический контроллинг – это упорядоченный и по возможности непрерывный процесс обработки данных о логистической системе для выявления отклонений или расхождений между плановыми и фактическими значениями показателей материального потока, а также анализ этих отклонений для выявления причин расхождений.
Существует два вида логистического контроллинга: стратегический и оперативный.
Стратегический контроллинг направлен на выполнение логистической стратегии предприятия и установление индикаторов раннего выявления расхождения между плановыми и фактическими величинами.
Оперативный контроллинг направлен на создание соответствующей системы учета и контроля показателей материального потока, а также на принятие своевременных решений по улучшению соотношения «затраты-прибыль». При этом оперативный контроллинг может быть направлен на достижение краткосрочных целей, к примеру, увеличение скорости оборота запаса.
Финансовый контроллинг.
Финансовый контроллинг представляет собой контролирующую систему, обеспечивающую концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности, своевременное выявление отклонений фактических ее результатов от предусмотренных и принятие оперативных управленческих решений, обеспечивающих ее нормализацию.
Основными функциями финансового контроллинга являются:
• наблюдение за ходом реализации финансовых заданий, установленных системой плановых финансовых показателей и нормативов;
• измерение степени отклонения фактических результатов финансовой деятельности от предусмотренных;
• диагностирование по размерам отклонений серьезных ухудшений в финансовом состоянии и существенного снижения темпов финансового развития;
• разработка оперативных управленческих решении по нормализации финансовой деятельности в соответствии с предусмотренными целями и показателями;
• корректировка при необходимости отдельных целей и показателей финансового развития в связи с изменением внешней финансовой среды, конъюнктуры финансового рынка и внутренних условий.
Контроллинг инвестиций.
Главная задача контроллинга инвестиций направлен на достижение целей предприятия в сфере инвестиционной деят-сти.
Основное направление контроллинга – инвестиционная деятельность:
-планирование и координационное инвестирование деят-сти в рамках стратегического и оперативного план ирования на предприятии.
-Реализация инвестиций (проект контроллинга)
-Контроль за реализацией инвестиций включающий текущий и проверочные расчеты, а также контроль бюджета инвестиционного проекта кроме того в задачи контроллинга инвестиций входит: инициирование новых инвестиционных проектов и выработка предложений по их реализации, а также проведение подготовительных работ перед приобретением новой собственности.
Инвестиционный контроллинг поддерживает процесс по выбору продолжительности проектов на этапах поиска оценки, при том должны быть решены следующие задачи:
-создание системы инвестиционного планирования, формирование методики осущ. Инвестиционных расчетов и определение критериев для принятия решений.
-Установление оптимальных качественных параметров имеющих значение для крупных проектов, расчет эффективности, инвестиционных проектов (смотри методы расчета эффективности на базе статистической рентабельности, срока окупаемости, чистой приведенной ст-сти, внутренние нормы рентабельности)
-В области контроля инвестиционного контроллинга обеспечивает создание целенаправленной системы контроля над реализацией проекта.
Контроллинг инноваций.
В настояще время особую роль приобретает процесс управления инновациями в условиях возрастающей динамичности рынков, кроме того технологических инноваций и продуктовые в большинстве своем сопряжены с рисками и значительными объемами инвестиций.
В первую очередь, речь идет о рисках как, технические, временные и финансовые. Инновации на предприятии можно рассматривать как в виде отдельных проектов, поэтому целесообразно использовать концепцию контроллинга (проект контроллинга).
Основная задача проекта контроллинга явл. Надзор за ходом выполнения проекта (анализ источников финансирования, дат, сумм). Контроль и информационная поддержка эффективного управления подразделений контроллинга само не работает план. инвестиц.проекта, но его реализация специалиста находится в составе проекта группы.
Ф-ции контроллеров кот.работают в проект.группе, входят: учт вполненных задач, фиксация фактических и плановых сроков выполнения и использования мощностей.
По данным учета и проводимых расчетов подразделения контроллинга предоставляют руководителю проекта аналитический отчет в кот. указываются отклонения фактических т данных плановых.