Финансы предприятий. Принципы организации финансов предприятий. Формирование финансов в условиях рыночной экономики.

Финансы предприятий — составная часть всей финансовой системы.

Финансы хозяйствующих единиц находятся в зависимости от проводимой государством экономической политики. К основным направлениям государственного регулирования финансовой деятельности предприятий относятся: ценообразование, налоговая система, денежное обращение, кредит, формы платежей и расчетов, организация обращения ценных бумаг (фондовый рынок), государственное лицензирование хозяйственной деятельности, внешнеэкономические связи, бюджетное финансирование.

На финансовое состояние предприятий наиболее существенное влияние оказывают: неправильная эмиссионно-денежная политика без учета объемов товарной массы и реальных интересов предприятий; либерализация цен без их необходимого регулирования; снижение инвестиционной активности и неправильная бюджетная политика; кредитно-банковская политика и тенденции фондового рынка; кризис платежей; неправильная экспортно-импортная политика государства.

В основе организации финансов предприятий лежат следующие принципы:

самостоятельность в области финансово-хозяйственной деятельности;

самофинансирование;

заинтересованность в результатах работы;

ответственность за эти результаты;

образование финансовых резервов;

деление средств на собственные и заемные;

первоочередное выполнение обязательств перед бюджетом;

финансовый контроль за деятельностью предприятий;

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств — основных и оборотных, — которые инвестированы в процесс производства.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают: выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, различные целевые поступления (плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т.д.), мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.

Процессы приватизации государственной собственности привели к тому, что появился и играет важную роль еще один источник финансовых ресурсов — паевые и иные взносы членов трудового коллектива.

До перехода на рыночные условия хозяйствования значительные финансовые ресурсы предприятия получали на основе внутриотраслевого перераспределения денежных средств и бюджетного финансирования.

Предприятия могут получать финансовые ресурсы: от ассоциаций и концернов, в которые они входят, — лишь в том случае, если это предусмотрено механизмом использования соответствующих денежных фондов; от вышестоящих организаций — при сохранении отраслевых структур; от органов государственного управления — в виде бюджетных субсидий на строго ограниченный перечень затрат. Зато в условиях функционирования рынка ценных бумаг появляются такие виды финансовых ресурсов, как дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, а также прибыль от проведения финансовых операций.

20. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства. Состав и структура федерального бюджета. Бюджетный дефицит и управление им.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Функции государственного бюджета:

Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

Легально контролирует действия правительства

Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей.

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом.

Структура государственного бюджета:

- Налоговые доходы: акцизы, платежи за пользование природными ресурсами, таможенные пошлины

- Неналоговые доходы: доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от внешнеэкономической деятельности, прочие неналоговые доходы

- Доходы целевых бюджетных фондов

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Наши рекомендации