Организация финансового контроля и его виды.
Контроль за состоянием экономики и развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая определяет назначение и содержание финансового контроля.
Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценка экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.
Основная отличительная черта, от других видов контроля, финансовый контроль связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды.
Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Критерии классификации финансового контроля | Виды по критериям |
По субъектам проведения | Государственный, реализуемый через общий государственный контроль (президентский, контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов) и ведомственный (структурных подразделений министерств, госкомитетов и других органов государственного управления); негосударственный (внутренний, внутрифирменный, корпоративный) и внешний - аудиторский (независимость, вневедомственный). |
По сфере финансовой деятельности | Бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный и контроль за денежной массой |
По форме проведения | Предварительный, текущий (оперативный) и последующий |
По методам проведения | Проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизия |
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. (пример: на макроуровне - составление и утверждение бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны, на микроуровне - процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес планов, составление прогнозного баланса, а также учредительных договоров, договор о совместной деятельности и т.д.)
Текущий - производится в момент совершения денежных сделок. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансовых денежных расчётов. Большую роль в этом играет бухгалтерские службы.
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетный финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки.
14. Финансовая политика государства: содержание, задачи и виды.
Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Через финансовую политику, являющиеся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие на экономическое и социальное развитие общества.
Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение эффективное использование для осуществления государством его функции.
Субъект проводимой финансовой политики - государство.
Содержание финансовой политики многогранно. Можно выделить 3 основные звена, включенные в финансовую политику:
1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
2. Создание адекватного финансового механизма.
3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
Структура финансовой политики В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение глобальных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки намечаются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.
Финансовая политика включает в себя: антимонопольную, бюджетную, ценовую, денежно-кредитную, налоговую, и таможенно-тарифную политики, которые тесно связаны и взаимодействуют между собой.