Тема 1: Финансы и финансовая система государства
Тема 1: Финансы и финансовая система государства
Экономическая сущность финансов: признаки и функции.
Финансы – совокупность экономических отношений, возникших в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (в частности в процессе распределения ВВП и НД).
Основные признаки финансов:
· Денежные отношения
· Распределительный характер финансовых отношений
· Финансовые отношения связаны с формированием и использованием фондов денежных средств гос-ва и хоз. Субъектов
Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют следующие функции:
1. распределительную
2. контрольную
3. регулирующую
Распределительная –НД распределяется на фонд накопления и фонд потребления, а затем перераспределяется между производственной и непроизводственной сферами, а также по регионам.
Национальный доход |
Фонд возмещения израсход. Средств производства |
Валовой внутренний продукт (ВВП) |
Фонд накопления |
Фонд потребления |
В свою очередь, фонд накопления распределяется на фонды: капитальных вложений, общественных резервов, страховых запасов, производственного накопления.
Фонд потребления на фонды: оплаты по труду в производстве, работников гос. Управления и обороны, потребления, соц. Страхования, и затраты на науку, образование и искусство.
Конечная цель распределения и перераспределения НД и ВВП состоит в развитии производительных сил, укреплении гос-ва, достижении высокого качества жизни широких слоев населения.
Контрольная – контроль над распределением стоимости общего продукта на разных стадиях его движения по фондам и расходованием по целевому назначению.
Соблюдение финансового законодательства, преследуемая цель рациональное и эффективное использование ресурсов.
Регулирующая – используя финансовые рычаги гос-во повышает, либо понижает воздействие на экономику страны. Основные средства вмешательства в производство налоги, гос. Кредиты.
Иногда определяют еще такие функции как, воспроизводственная и стабилизационная. Воспроизводственная обеспечивает непрерывный кругооборот капитала, стабилизационная – стабильные экономические социальные условия.
Понятие системы финансов и ее структура.
Система финансов – совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, направленных на эффективное формирование гос-вом денежных средств и на их эффективное использование.
звенья |
Только предприятия гос. И муниципальных форм собственности |
-местные бюджеты, -местные внебюджетные фонды, -системы местных займов |
-гос. бюджет (главный централизованный фонд страны. По средство, которого гос-во мобилизует перераспределяет фин. Ресурсы страны -гос. кредит (как источник финансирования) -гос. внебюд. фонды (соц. Страх., пенсионный и обязательного мед. Страх.) |
Общегосударственные финансы |
Гос. Предприятия и организации |
Местные финансы |
Финансовые отношения Фонды денежных средств Управление финансами
Сферы финансовых отношений
Местные финансы их роль и значение в национальной экономической системе.
Местные (муниципальные) финансы – совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения, использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения (районы, поселки, города).
Отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.
Муниципальные финансы включают:
-средства местного бюджета,
-муниципальные внебюджетные фонды,
-гос. и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления,
-другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности
Принципы формирования муниципальных финансов: самостоятельность, гласность и гос. финансовая поддержка
Значимость муниципальных финансов в национальной экономической системе обусловлена …………..
Роль и функции Министерства Финансов РФ в разработке и реализации финансовой политики.
Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией. Министерству Финансов РФ отводится главенствующее положение в системе финансовых государственных органов.
Основные задачи министерства финансов, как звена финансовой системы Российской Федерации:
- совершенствование бюджетной системы Российской Федерации,
- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ,
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ,
- разработка проекта федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ,
- управление государственным внутренним и внешним долгом РФ,
- Разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации,
- разработка методологии состояния бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении,
- осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля.
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
· Подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развития бюджетного федерализма и Механизма межбюджетных отношений с субъектами Федерации,
· Участвуют в установленном порядке В разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу,
· Принимают участие в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройки экономики, поддержки и защиты интересов производителей товаров, исполнителей работ и услуг,
· Участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению расчетов и платежей в экономике,
· Принимают участие в формировании и осуществлении единой политики цен,
· Участвует в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает в установленном порядке их финансирования за счет средств федерального бюджета,
· Разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансирования федеральных инвестиционных программ и бюджета развития РФ,
· Разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, обязательные для исполнения на территории РФ,
· Обеспечивает повышение качества научных исследований в области финансов, кредита и денежного обращения, а также взаимодействует с научно-исследовательскими организациями экономического профиля по выработке предложений об эффективном использовании государственных средств,
· Разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ, исполняет в пределах своей компетенции в федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета, осуществляет использованием средств федерального бюджета
· Совершенствовать методы бюджетного планирования и порядок бюджетного финансирования
· Разрабатывает совместно с Министерством по налогам и сборам и другими Федеральными органами исполнительной власти предложения налоговой политики, развития налогового законодательства и совершенствования налоговой системы в РФ.
Сущность и функции денег.
Сущность денег. Деньги – историческая и экономическая категория.
Исторически: деньги являются продуктом цивилизации и возникают с появлением товарообмена и как производные от обмена.
Экономически: деньги представляют собой средство платежа, измерение стоимости товаров и услуг, и накопления этой стоимости.
Предпосылки появления денег:
· Переход от натурального хозяйства к товарному производству
· Возникновение частной собственности
· Появление гос-ва как институционального устройства, формирующего национальную экономику
Роль денег, заключается в следующем:
· Формирование цен на товары, работы и услуги, активы, факторы производства, установления ценовых пропорций;
· Обслуживание обмена товарами, работами, услугами, активами, факторами производства;
· Формирование эффективной структуры производства в экономике;
· Создание стимула для повышения производительности труда работников;
· Оценка результатов экономической деятельности различных субъектов рынка;
· Перераспределение вновь созданной стоимости;
· Развитие экономической интеграции между странами на основе взаимного обмена товарами, услугами и т. п.
Сущность денег, как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег.
Функции: 1) мера ценности; 2) средство обращения; 3) средство накопления и сбережения; 4) средство платежа; 5) мировые деньги.
Подробнее. 1) Масштаб цен -механизм измерения ценвсех товаров в денежных единицах. Мера ценности – деньгами считают и измеряют цену товара.
Различие между функциями денег, как мерой ценности и масштабом цен.
Мера стоимости (ценности) | Масштаб цен |
Функционирует стихийно независимо от воли гос-ва | Устанавливается в законодательном порядке (носит юридический характер) |
Деньги общественное воплощение человеческого труда | Служат для выражения не ценности, а цены товара |
Деньги используются разнообразных товаров в цены |
2) Деньги выполняют роль посредника при обмене товаров. Для выполнения данной функции нужны реальные деньги.
Товар – Деньги – Товар
3) Деньги, не участвующие в обороте, в том числе в функциях средства обращения, и средства платежа образуют денежные накопления и выполняют функцию накопления. Данная функция является предпосылкой развития кредитных отношений.
5) Появление мировых денег вызвало внешнеторговые связи, оказание услуг внешнему партнеру. Мировые деньги функционируют как: всеобщее платежное средство, покупательное средство, всеобщая материализация общественного богатства.
В роли мировых денег выступают: английские фунты стерлинги, ЕВРО, доллары.
Особенность данной функции:
· В качестве мировых денег используются свободно конвертируемые национальные деньги и в отдельных случаях международные счетные единицы;
· Золото используется лишь в исключительных случаях, для погашения сальдо отрицательного платежного баланса путем предварительной продажи на национальные валюты, в которых выражены международные обязательства.
Формы безналичных расчётов
Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов с установленной формы с соблюдением соответствующего домена документооборота. В зависимости от вида расчётных документов, способа платежа и организации документооборота в Банке, у плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналичных расчётов: расчёты платежными поручениями, расчёты по аккредитиву, расчёты чеками расчёты по инкассо.
Платёжные поручения
Платёжное поручение может быть оформлено как в электронном виде, так и на бумаге. Получив его, банк переводит определённую сумму на счет получателя, сняв её со счета плательщика. Поручение составляется в 4 экземплярах, из которых один остается в банке, один возвращается плательщику, два отправляются в банк получателя.
Сфера применения платёжных поручений практически не ограничена: расчеты за товары и услуги, платежи в бюджеты, уплаты по займам и кредитам и т.д.
Аккредитивы
Аккредитив может служить своего рода гарантией при заключении разного рода сделок.
Это обязательство банка выплатить определенную сумму предъявителю некоторого документа. Таким образом, данный документ может служить эквивалентом какой-то суммы денег и являться средством финансирования торговой сделки.
Способов оформления аккредитивов существует несколько. К недостаткам этой формы расчётов можно отнести сложность оформления документов и высокие проценты банков по комиссиям.
Чеки
Чек – это ничем не подтвержденное распоряжение банку выплатить сумму со счёта чекодателя. Это распоряжение может быть выполнено банком только в случае, если на счету чекодателя имеется данная сумма.
Выписав чек, чекодатель не может отозвать его до истечения срока предъявления к оплате. Чеки могут быть денежными (для выдачи наличных) и расчётными (для перевода на другой счёт).
В России, чтобы пользоваться чеками, нужно заключить соглашение с банком, входящим в «Чековый синдикат», внести вклад на специально открытый для этого счёт и получить чековую книжку.
Инкассо
Инкассо – это банковская операция, затрагивающая товарные отношения. Банк, выполняя поручение своего клиента, получает средства и зачисляет их на счёт клиента взамен за отгруженную им продукцию или оказанные услуги.
Используется чистое инкассо (только финансовые документы) и документарное (финансовые и коммерческие документы).
Платёжные требования
Платёжным требованием называют документ, которым кредитор хочет получить уплату некоторой суммы от должника через банк. Такая форма расчётов распространена в условиях командно-административной экономики.
Сущность и функции кредита
Кредит - это ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и, обычно, с уплатой процентов. Выражает экономические отношения между кредитором и заемщиком.
Причины возникновения кредита:
необходимость обеспечения непрерывности воспроизводственного процесса;
· в условиях обособления товаропроизводителей как собственников кругооборот индивидуальных капиталов обособлен от кругооборота общественного капитала и осуществляется неравномерно, в результате у одних хозяйствующих субъектов образуется либо убыток временно свободных денежных средств, либо их недостаток;
· образование временно свободных денежных средств или дополнительной потребности в них у населения (сбережения) и у государства (накопление).
Как следствие возникла потребность в аккумуляции временно свободных денежных средств и их перераспределении, а также в возникновении институтов, выполняющих эту функцию (кредитных организаций - банков). Основная цель их деятельности - получение прибыли в виде ссудного процента. Таким образом, кредит выступает в форме движения ссудного капитала (СК) - или стоимости.
Кредитные отношения - это все денежные отношения, связанные с движением стоимости на возвратной основе. В данном контексте понятие стоимости аналогично макроэкономическому понятию - «кредитная масса».
Субъектами кредитных отношений выступают кредитор и заёмщик. Условия возникновения кредитных отношений:
участники кредитных отношений должны быть юридически самостоятельны (физические лица - дееспособны в правовом отношении) и способны отвечать по своим обязательствам;
совпадение экономических интересов кредитора и заёмщика;
наличие у кредитора необходимых кредитных ресурсов.
Кредитные отношения проявляются в виде кредитных сделок, разнообразных по форме и содержанию.
Объектом кредитных отношений выступают денежные средства, предоставленные в ссуду.
Принципы кредитования:
срочность;
возвратность;
платность;
обеспеченность кредита;
целевое использование.
Сущность кредита проявляется в его функциях.
Функции кредита:
аккумуляция временно свободных денежных средств;
· перераспределительная - это перераспределение денежных средств на определенных условиях и с последующим возвратом;
· экономия издержек обращения - это частное замещение наличных денег кредитными деньгами через развитие безналичного расчета;
· регулирующая функция - это регулирование объема совокупного денежного оборота, осуществляемое государством в целях воздействия на хозяйственные процессы;
· эмиссионная функция - выражается в том, что в процессе кредитования создаются платежные средства;
· контрольная функция - реализуется в процессе наблюдения за деятельностью заемщиков и кредиторов при оценке кредитоспособности и платежеспособности клиентов при контроле за соблюдением принципов кредитования.
Тенденции развития
Существует мнение, что последние 30 лет рынок развивается в сторону того, что он представлял собой примерно 90 лет назад. А основная разница между глобализацией тогда и сейчас состоит в характере капитала, который обслуживает торговые и инвестиционные потоки. С одной стороны, значительная его часть – это криминальные денежные средства, т.е. те, которые используются для финансирования теневой экономики, организованных преступных группировок и коррумпированной части госаппарата. Согласно статистике ООН в международной финансовой системе каждый день легализуется примерно 300 млн долл. Годовой оборот наркобизнеса (400 млрд долл.) является третьим по объему после торговли нефтью и оружием.
С другой стороны, с приобщением все большего числа стран к рыночной системе хозяйства большинство из них становятся реципиентами главным образом спекулятивного капитала. В результате они страдают из-за резкого несоответствия скорости его движения и сроков создания традиционных, материальных технологий, на которых они специализируются. Масштабные вложения спекулятивного капитала, которые поощряются политикой правительств, ориентированной на преждевременную либерализацию финансовых операций, неэффективны для государств с неразвитой экономической структурой и экспортной базой. Капитал уходит, не успев создать ничего реального и оставляя после себя одни разрушения.
Противоположный взгляд на глобализацию выражается в кругах американских финансистов, которые считают, что мир живет в период, аналогичный, периоду Промышленной революции. Только сегодня речь идет о компьютерах и телекоммуникациях, о революции в технологиях, которая увеличивает производительность, экономический рост, способствует мировой финансово-технологической интеграции, под влиянием которой усиливается конкуренция и разрушается механизм ценообразования, действующий в корпорациях, что сдерживает инфляцию. А когда инфляция находится под контролем, возрастает возможность увеличения жизненного уровня людей.
Развитие американской экономики на протяжении последнего десятилетия подтверждает этот оптимизм. И хотя многие экономисты сомневаются, что оживление роста производительности в американской экономике сохранится, и опасаются, что оно вызвано спекулятивным бумом, как это уже было в середине 80х годов в экономике Великобритании, а несколько позже – Японии, отрицать лидирующие позиции США в создании и распространении высоких информационных технологий и роль этих технологий в усилении зависимости различных финансовых рынков между собой и всех вместе от экономического и финансового влияния США не приходится.
Пионеры освоения этих технологий – США – привлекают наиболее мобильную форму финансового капитала – спекулятивный капитал. Короткий период его обращения соответствует скорости развития информационных технологий и носит для их получателя производственный характер.
Поэтому глобализация как отражение усиления американского влияния в мире и их стремления обеспечить информационную прозрачность всех стран за счет применения стандартных методов статистики, бухучета, отчетности, аудита, техники совершения коммерческих и финансовых операций, а также адекватных для анализа и прогнозирования способов макроэкономического регулирования – убедительная реальность.
Понимание новых условий жизнедеятельности государств, в т.ч. России, должно предопределять выбор ими в XXI веке такой политической, экономической и финансовой стратегии, которая исходит из принципа: поступательное развитие научно-технического прогресса и повышение жизненного уровня людей может быть только общим, не допускающим взаимного уничтожения и побуждающим сильнейших к поиску компромисса с относительно более слабыми.
Оценка внешних условий.
Короткий инвестиционный цикл и высокая эластичность по цене предложения сланцевой нефти из США наряду с другими факторами будут в ближайшие годы удерживать цену на нефть в диапазоне 40-50 долл./барр. (в постоянных ценах 2016 года).
Доходы федерального бюджета.
В среднесрочной перспективе несмотря на низкие прогнозные цены на нефть нефтегазовые доходы продолжают обеспечивать треть доходов федерального бюджета. При этом условием роста этих доходов в номинальном выражении, обеспечивающего балансировку бюджета при стабильных ценах на нефть и прогнозируемых ограничениях на рост добычи и физобъемов нефтегазового экспорта, становится постоянное номинальное обесценение рубля.
Потенциально эта ситуация создает риски повышения налоговой нагрузки в следующих бюджетных циклах.
В качестве основной меры по мобилизации доходов Минфин предлагает собирать до 50% от чистой прибыли по принадлежащим государству акциям компаний и прибыли ФГУП. Не отвергая саму идею, мы считаем нужным продумать еще ряд вопросов. Компании с госучастием имеют частных владельцев, которые тоже претендуют на дивиденды. Надо оценить, как изъятие половины прибыли в каждом случае скажется на привлекательности компании для инвесторов (особенно с учетом предполагаемого сокращения участия государства) и, соответственно, на ее развитии. Кроме того, перспектива изъятия 50% чистой прибыли может стимулировать компании сокращать прибыль, раздувая затраты. Отсюда вытекает, по крайней мере, что государство должно создать эффективную систему контроля за динамикой и структурой затрат у госкомпаний.
Предложение Минфина усилить борьбу с «серыми зарплатами» с целью повысить собираемость налогов и взносов во внебюджетные фонды с работающих в тени и полутени, безусловно, соответствует принципу справедливости налогообложения. Однако следует учесть, что в условиях ожидаемой в ближайшие годы стагнации в экономике, это сильно затруднит выживание людей, особенно в глубинке. Нам понятно, что вывести зарплаты из тени не получится быстро, и поэтому нужна серьезная программа вывода из тени, содержащая условия, стимулы, меры контроля, этапы, а не надежда быстро и кардинально изменить ситуацию силами налоговиков и полиции.
Расходы федерального бюджета и бюджетной системы.
Проект ОНБП предполагает сокращение объема расходов бюджетной системы в 2017 году до 35,6% ВВП против 37,3% ВВП в 2016 году (36,5% ВВП без учета реализовавшихся гарантий федерального бюджета по кредитам ОПК). Единственный раздел, по которому ожидается рост относительно ВВП (с 13,4% до 13,5%) - это Социальная политика, расходы по остальным разделам в % ВВП либо сокращаются, либо остаются неизменными.
Рис. 34. Распределение расходов госбюджета
При распределении бюджетных средств необходимо определить, кому и сколько их причитается. Для этого составляется бюджетная роспись.
Бюджетная классификация- это группировка доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджетов.
С помощью бюджетной росписи определяются получатели бюджетных средств, распорядители госсредств (органы госвласти, уполномоченные распоряжаться средствами госбюджета и распределять их между получателями). Росписи, относящиеся к получателям бюджетных средств, утверждаются распорядителями бюджетных средств.
Скрыть рекламу:Не интересуюсь этой темойНавязчивое и надоелоСомнительного содержания или спамМешает просмотру контентаЯндекс.Директ
На счетах казначейства хранятся бюджетные средства.
Сбор, расходование, хранение средств госбюджета организуются специальным государственным, финансовым институтом — казначейством. Существование казначейства объективно обусловлено необходимостью соблюдения принципа единства местасбора, хранения и выплаты бюджетных средств.
Основные задачи казначейства:
§ учет налогов и платежей, поступающих в госбюджет;
§ распределение доходов между бюджетами различных уровней;
§ учет льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщиками;
§ взаимные расчеты между бюджетами различных уровней;
§ обеспечение целевого и эффективного расходования средств;
§ управление доходами и расходами госбюджета на счетах казначейства.
Стадии бюджетного процесса
Бюджетный процесс состоит из четырех стадий.
Финансовая помощь
Финансовая помощь из федерального бюджета на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности предоставляется субъектам Федерации при условии подписания соглашения об исполнении его бюджета через Федеральное казначейство.
Субъект Федерации, получающий финансовую помощь из федерального бюджета, не имеет права:
§ предоставлять бюджетные кредиты в размере, превышающем 3% расходов его бюджета;
§ предоставлять государственные гарантии в размере, превышающем 5% расходов его бюджета.
Размер финансовой помощи субъекту Федерации определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг.
Эти нормативы должны разрабатываться с учетом государственных социальных стандартов, т. е. гарантированного государством объема услуг.
Субвенции бюджетам субъектов Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, в частности:
§ расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы;
§ расходов по федеральным целевым программам;
§ капитальных расходов.
Субъекты Федерации могут привлекать целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, вызванных сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях.
Минфин РФ и Счетная палата РФ имеют право провести ревизию бюджета субъекта Российской Федерации — получателя финансовой помощи из федерального бюджета.
Если субъект Федерации получает финансовую помощь в размере более 50% расходов его консолидированного бюджета, то ревизия его бюджета осуществляется в обязательном порядке.
Бюджетам муниципальных образований финансовая помощь оказывается из бюджетов субъектов Федерации.
Эта помощь предоставляется в следующих формах:
§ ассигнований для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности;
§ субвенций на финансирование целевых расходов;
§ бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов.
Ревизионные органы субъекта Федерации, оказывающего финансовую помощь, имеют право осуществить проверку исполнения бюджета муниципального образования — получателя этой помощи.
Законом о федеральном бюджете может предусматриваться финансовая помощь не только субъектам Федерации, но и бюджетам муниципальных образований.
Обычно такая помощь предоставляется на финансирование целевых расходов, предусмотренных федеральными программами или законами. Федеральные органы власти имеют право осуществлять проверки расходования средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований из федерального бюджета.
Межбюджетные трансферты
Для повышения результативности решения текущих задач территориальных бюджетов важную роль играют межбюджетные трансферты.
Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета бюджетной системыРФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.
Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.
Существующие в настоящее время в России межбюджетные трансферты можно разделить на следующие группы:
§ нецелевые (блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
§ целевые трансферты;
§ компенсационные выплаты.
Бюджетным кодексом РФ определены следующие формы межбюджетных трансфертов:
§ Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юр.лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;
§ Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах;
§ Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы.
Целевое назначение и состав межбюджетных трансфертов формируются на основе расходов федерального бюджета с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:
§ дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
§ субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
§ иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
§ межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Многообразие типов и видов трансфертов обусловлено их назначением в практике межбюджетного регулирования. Так в отношениях между центральным (федеральным) правительством и правительствами штатов или муниципалитетов трансферты обычно выполняют следующие функции:
§ выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору государственных услуг на всей территории;
§ компенсация нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов;
§ стимулирование в регионах предоставления расширенных социальных благ населению в объемах, превышающих гарантированный государством уровень, с целью повышения уровня его жизни и социальной обеспеченности;
§ поощрение реализации экономических, социальных и политических реформ нижестоящими органами власти на своей территории;
§ снижение социальной напряженности в регионе, стимулирование экономического роста.
Сущность налогов
Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или препятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.
Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.
Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить какобязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.
Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.
Функции налогов
Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции:
§ фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
§ регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).
Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.
Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).
Рис. 5.1 Введение налога на товарном рынке
С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 5.1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение . Вертикальное расстояние между кривыми и равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.
Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.
Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.
Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.
Классификаци