Анализ показателей деловой активности.
Таблица 10. Расчет ФЦ и ОЦ компании ОАО «Аэрофлот»
ОДЗ | 3,99 | 5,22 | 4,47 |
ПОДЗ | 90,17 | 68,93 | 80,58 |
ОЗ | 29,29 | 39,93 | 47,93 |
ПОЗ | 12,29007375 | 9,015739594 | 7,511032955 |
ОКЗ | 4,910535942 | 5,770626178 | 5,161514491 |
ПОКЗ | 73,31175339 | 62,3849109 | 69,74697071 |
ФЦ | 29,15 | 15,56 | 18,34 |
ОЦ | 102,46 | 77,95 | 88,09 |
Так как билеты зачастую отдаются различным агентствам для продажи, что характерно для отрасли авиаперевозок, то «Аэрофлот» получается деньги только после реализации этих билетов в различных агентствах, поэтому ПОДЗ (табл.2.3.1) и его оптимизация чрезвычайно важна для рассматриваемой компании. В целом этот показатель за рассматриваемый период уменьшается (2009г.- 90 дн., 2010г.- 69 дн., 2011г.-80 дн.), что является положительной тенденцией.. Не стоит забывать, что основной деятельностью в данной отрасли являются услуги, поэтому период оборачиваемости запасов протекает довольно быстро (в случае «Аэрофлота» в 2009г.-12дн., 2010г.- 9-дней,2011г.-8дн.). Что касается периода оборачиваемости кредиторской задолженности, то такой крупной компании как «Аэрофлот», лидеру отрасли авиаперевозок в России, выдаются кредиты в больших суммах на поддержание своей деятельности. В связи с этим, период оборачиваемости кредиторской задолженности довольно длинный (табл.2.3.1), но это приемлемо для компании такого уровня и требуется для поддерживания первого места на рынке России.
Мы можем заметить, что в 2010 году временно улучшились все периоды оборачиваемости, кроме периода оборачиваемости запасов. Все остальные показатели стали ухудшаться в 2011, но период оборачиваемости запасов продолжил улучшаться, что в итоге сказывается на финансовом и операционном циклах. В результате вышеописанного, мы видим, что в 2011 году циклы стали длиннее, чем 2010, но все же короче, чем в 2009. На основании всех вышеперечисленных аргументов мы можем сделать вывод о постоянном росте компании.
Выводы по результатам анализа
Оценка ключевых показателей
Мы обобщили важнейшие показатели финансового положения ОАО «Аэрофлот» по качественному признаку и разделили их на две категории: положительные и вызывающие опасения. Особое внимание было уделено показателям по состоянию на конец 2011 года, а также их динамике с 2009 по 2011 год.
Показатели финансового положения и результатов деятельности организации, имеющие положительные значения:
· Коэффициенты текущей, критической и абсолютной ликвидности показывают, что компания способна платить по своим долгам (является ликвидной), и поэтому привлекательна для инвесторов и надежна с точки зрения кредиторов.
· Темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности примерно уравновешивают друг друга, что является положительной тенденцией.
· Оборачиваемость дебиторской задолженности и её период связаны со спецификой деятельности компании, так как билеты зачастую отдаются различным агентствам для продажи, и «Аэрофлот» получает деньги только после их реализации, а также немаловажную роль играет взнос предоплаты при бронировании билетов. Значения оборачиваемости запасов и их периода достаточно малы, что объясняется тем, что компания работает в сфере услуг по воздушным перевозкам, а значит не имеет потребности в больших запасах, а также тем, что компания достаточно эффективно ими управляет. Так, можно заключить, что наиболее удачным для компании был 2010 год: финансовые и операционные циклы были самыми короткими среди исследуемых периодов. На основании этого можно сделать вывод о постоянном росте и динамичном развитии компании «Аэрофлот».
· Показатели рентабельности ROA, ROTA, RONA, RNOA в 2010 году заметно увеличились по сравнению с кризисным 2009 годом, что связано с возобновлением спроса на авиаперевозки и, соответственно, увеличением прибыли. Однако после 2010 года компания стала развиваться более плавно, так как экономика и рынок начали постепенно восстанавливаться после кризиса, что привело к снижению показателей рентабельности. Соотношения между показателями во всех периодах соответствуют норме, что говорит о стабильном и устойчивом финансовом состоянии ОАО «Аэрофлот». Так, на данный момент компания вновь становится стабильной и финансово устойчивой, эффективной с точки зрения собственников.
· Эффект финансового левереджа тоже достаточно высок, что говорит о том, что компания активно привлекает и использует заёмный капитал эффективнее, чем в предыдущем году.
Показатели финансового положения и результатов деятельности организации, вызывающие опасения:
· Доля собственных средств компании выше, чем доля заемных, но превышает она ее незначительно и имеет тенденцию к уменьшению.
· Коэффициент автономии на всех этапах больше 0,5, но постепенно коэффициент снижается, что говорит о плавной потери автономии компанией. Увеличение доли заемных средств связано с активным развитием компании в последние годы, а для ускорения темпов развития используются заемные средства.