Последствия преодоления кризисов в экономике и в обществе.
Все экономические кризисы оказывают определенное - иногда парадоксальное - влияние на состояние государственных институтов, общества, культуры и даже моды.
Традиционно в эпоху кризисов государственные структуры оказываются более конкурентоспособными на рынке труда. Государство, в отличие от коммерческих структур, всегда имеет в своем распоряжении финансовые ресурсы и может гарантировать чиновникам постоянную оплату и социальные льготы. Даже если государственная зарплата ниже "коммерческой", многие профессионалы делают выбор в пользу государства, поскольку оно обещает большую стабильность (известно, что госструктуры проводят сокращения штатов намного реже частных компаний). В силу этого, популярность государственной работы значительно возрастает в периоды кризисов. В силу этого, популярность государственной работы значительно возрастает в периоды кризисов.
В условиях экономического кризиса государственные институты часто становятся более коррумпированными. Это становится естественным последствием роста их влияния на экономику. Именно от чиновников часто зависит будущее коммерческих структур: например, распределение государственных заказов или выделение финансовой помощи. Это создает питательную среду для коррупции. Первые тревожные звонки уже прозвучали: в начале 2009 года влиятельная общественная организация Transparency International предупредила о возможном росте коррупции по всему миру.[19,c.350]
Еще одним проявлением экономического кризиса является рост популярности военной службы в государствах, где армия переведена на профессиональные рельсы. Молодые люди, у которых оказывается меньше шансов найти себя в гражданской жизни, с большей охотой подписывают контракты с армией.
Одним из последствий экономических проблем является рост популярности религии. К примеру, исследование Университета Техаса показало, что во все периоды экономических кризисов, прошедших в США с 1968 по 2004 год, число прихожан протестантских церквей значительно увеличивалось. Однако есть и противоположные данные: к примеру, Центр Исследований Ресурсов Экономики и Развития проанализировал влияние азиатского финансового кризиса на общества Таиланда, Южной Кореи и Филиппин. Как оказалось, во времена экономических трудностей люди начинали значительно реже посещать церкви, мечети и храмы и даже меньше молиться. Причина была проста: многие жители этих стран пытались работать на двух и более работах, тратили больше времени на поиск дешевых продуктов и товаров и т.п., что сокращало количество времени, которое они могли потратить на духовную жизнь.
Кризис, как правило, приводит к уменьшению популярности ресторанов, баров и кафе, где продается алкоголь, однако он отнюдь не способствует трезвости. Потребители спиртного начинают покупать более дешевые напитки в магазинах, причем предпочитают более дешевые сорта. При этом люди пьют больше - для того, чтобы снять стресс и забыться. Много пить начинают и люди, которые до наступления трудных времен не увлекались подобным видом досуга.
Традиционно экономический кризис приводит к уменьшению числа туристов. Логика здесь достаточно проста: при снижении доходов и росте безработицы у людей остается меньше свободных денег, которые они способны потратить на отдых и развлечения. Однако эта зависимость не абсолютна. К примеру, Университет Квинсленда проанализировал последствия азиатского кризиса конца 1990-х годов на местную индустрию международного туризма. Как оказалось, число иностранных туристов, посетивших эти страны, действительно сократилось, однако в тех государствах, которые девальвировали свои национальные валюты, резкого спада не наблюдалось, а восстановление рынка началось неожиданно рано.
Традиционно одной из первых жертв кризиса становится культура. Музыканты, актеры, художники, архитекторы сталкиваются с резким сокращением количества заказов. Однако влияние кризиса на культуру этим не ограничивается.
Выводом из данного параграфа является то, что каждый экономический кризис приводит к изменениям в образе жизни и мировосприятии людей. Иногда эти изменения кратковременны и малозначительны, иногда - весьма серьезны и долговечны. Традиционно экономический кризис приводит к уменьшению числа туристов. Логика здесь достаточно проста: при снижении доходов и росте безработицы у людей остается меньше свободных денег, которые они способны потратить на отдых и развлечения.