Рыночная инфраструктура региона.

С переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, проценты за кредит и др.

Развитый региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций и его закономерностей развития:

- общего объема спроса и объема спроса на отдельные группы и виды товаров;

- структуры спроса одноименных товаров различных предприятий;

- сезонных колебаний спроса по отдельным товарам;

- требований покупателей к качеству товаров.

Изучение спроса дает информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуру рынка, а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии производства и потребления товаров и услуг.

Региональные рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.

Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования.

Рыночная инфраструктура - это сложная организационно-экономическая система, основными элементами которой являются отрасли оптовой и розничной торговли, материально-технического снабжения, кредитования и страхования, информационного и правового обслуживания (строительство дорог, портов, мостов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, образование, наука, здравоохранение, банковский сектор…) Это своего рода каркас на котором основывается рыночная система региона. Она объединяет сферы производства, обращения и потребления в единую последовательную цепочку, обеспечивает ускорение оборота материальных, финансовых и информационных потоков в экономике, способствуя повышению эффективности общественного развития.

Рыночная инфраструктура является одной из подсистем региональной экономики и призвана обеспечить необходимые условия формирования развитых экономических отношений. Элементы этой подсистемы связаны как между собой, так и со всеми субъектами региона. Также существует взаимозависимость между рыночной инфраструктурой и другими отраслями региона (с/х, промышленность), которая заключается в том, что от степени развития инфраструктуры зависит эффективность деятельности других отраслей, т.е. из-за неразвитой региональной инфраструктуры возможно падение эффективности отраслей экономики.

Инфраструктура рынка – совокупность учреждений, обеспечивающих нормальное функционирование рынка (материальные, финансовые и информационные связи).

Элементы инфраструктуры:

· оптовая и розничная торговля;

· материально-техническое снабжение;

· кредитование и страхование;

· информационно-правовое обслуживание.

Конкурентная среда – совокупность рыночных субъектов и факторов, которые определяют характер взаимоотношений между производителями и потребителями региона.

Развитие рыночных преобразований:

1. приватизация;

2. конкурентоспособность региона;

3. предпринимательский климат.

Региональная экономика представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных производств, расположенных на отдельной территории и образует отдельную систему социально-экономических отношений. Экономика региона – сложное и комплексное многоотраслевое хозяйство, для которого в той ил иной степени необходимо решать почти все проблемы развития экономики страны в целом.

Эти отношения охватывают не только производство, распределение, обмен и потребление внутри экономической территории, но межотраслевые и межрегиональные экономические связи.

Рыночная инфраструктура региона – это весьма сложная категория его экономики; к её представлению можно использовать два подхода ограничительный и расширенный.

В первом случае, инфраструктуру региона можно рассматривать как совокупность суботраслей, подразделений предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке в регионе.

Во втором случае, рыночная инфраструктура определяется как экономическая система, обеспечивающая устойчивое развитие всей системы рынков в регионе. В этом случае рыночная инфраструктура региона включает, с одной стороны, её экономический потенциал в его материально – вещественном содержании, о котором шла речь в первом подходе, и, с другой стороны, комплекс экономических отношений, связанных с деятельностью субъектов рынка.

Следует отметить, что рыночная инфраструктура вносит существенный вклад в развитие производительных сил общества посредством повышения эффективности процессов товарного обращения в экономике и оказания комплекса рыночных услуг хозяйствующим субъектам, создающим благоприятное условие для развития отраслей и секторов экономики региона. Состояние рыночной инфраструктуры региона должно соответствовать уровню развития производительных сил в регионе на всех этапах его развития.

29. Цели и механизмы федеральной политики рыночного развития.

Основными целями федеральной региональной политики на предстоящий период являются:

1) обеспечение стабильности и предсказуемости для регионов и муниципалитетов федеральной налоговой политики и политики бюджетных расходов (четкое распределение расходных полномочий и соответствующей доходной базы по уровням власти, предсказуемость тарифной политики на услуги естественных монополий, отмена нефинансируемых мандатов, установление жестких бюджетных ограничений для органов региональной и муниципальной власти);

2) обеспечение свободного перемещения факторов производства (рабочей силы, капитала) на всей территории Российской Федерации;

3) финансовая поддержка беднейших регионов;

4) создание равных условий экономического развития субъектов федерации, а также равных конкурентных условий для предпринимательской деятельности во всех регионах страны.

Ее реализация предполагает решение следующих задач:

1) оптимальное распределение расходных и доходных полномочий между уровнями власти; повышение заинтересованности региональных властей в расширении налоговой базы путем создания стимулов в системе межбюджетных отношений;

2) развитие в регионах инфраструктуры – социальной, инженерной, транспортной, рыночной, производственной, телекоммуникационной;

3) развитие системы межрегиональных инфраструктурных объектов;

4) снижение административных и экономических барьеров межрегионального взаимодействия при перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капитала;

5) проведение согласованной на федеральном и региональном уровне социально-экономической политики с учетом ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ регионов;

Для решения этих задач необходимы:

1) использование региональных программ социально-экономического развития в качестве инструмента проведения реформ федерального Правительства в регионах, включая согласованные действия по совершенствованию регионального законодательства;

2) продолжение реализации федеральных целевых программ развития регионов;

3) использование возможностей отраслевых, социальных и других федеральных целевых программ для развития инфраструктуры и решения социальных проблем в экономически слаборазвитых регионах;

4) приведение в соответствие федеральному законодательству всех нормативных правовых актов субъектов федерации;

5) формирование федеральной социально-экономической политики, исходя из интересов и опыта регионов, имеющих объективно лучшие показатели динамики социально-экономического развития;

6) выделение финансовой помощи регионам из Фонда регионального развития исключительно на конкурсной основе при условии наличия в регионе программы мер, позволяющей вывести его на бюджетную самодостаточность а также индикаторов оценки эффективности реализации этой программы.

Показателями эффективности федеральной региональной политики являются уровни межрегиональных различий по объему валового регионального продукта, индексам потребительских цен, реальным доходам населения, обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры, бюджетной обеспеченности.

Наши рекомендации