Государство и рыночная инфраструктура

Становлению рыночных отношений в России в значительной степени препятствует неразвитость рыночной инфраструктуры. Важнейшей обязанностью государства является оказание решающе­го влияния на процесс формирования инфраструктуры рынка. В свя­зи с этим его экономическая политика должна предусматривать це­лый комплекс специальных мер, затрагивающих важнейшие элемен­ты рыночной инфраструктуры: кредитную систему и коммерческие банки; эмиссионную систему и эмиссионные банки; организацион­но оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах; аукционы, ярмарки и другие формы организа­ционного небиржевого посредничества; систему регулирования за­нятости и центры (государственные и негосударственные) содейст­вия занятости (биржи труда); информационные технологии и сред­ства деловой коммуникации; транспортные агентства по изучению рынка, рекламные и информационные агентства, консультационные и аудиторские компании.

Государственная поддержка предпринимательства может включать в себя как прямое финансовое субсидирование, льготное кредитова­ние и селективное гарантирование кредитов, так и предоставление льгот по налогообложению, участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий, формирование и регулирование рынка труда, предоставление выгодных государственных заказов. Важ­ную роль играют содействие в подготовке кадров и развертывание го­сударственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики, обеспечение правовых льгот предприниматель­ской деятельности в свободных экономических зонах, координация деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Какое влияние оказывает изменение форм собственности на организационную структуру?

2. Как внешняя среда и предпринимательская инфраструктура воздействуют на организационные формы?

3. Какие организации формируют инфраструктуру предпринима­тельской деятельности?

4. Как влияют рыночные механизмы на организационную структуру предприятия? Какие новые структурные звенья возникают в условиях перехода к рынку?

5. Как разделяются функции между собственником и руководителем в условиях рынка?

6. Охарактеризуйте субъекты экономических отношений на малых и средних предприятиях.

7. По каким признакам выделяются малые предприятия?

8. Каковы тенденции развития малых предприятий в России?

9. Какие способы реорганизации акционерных обществ предусмот­рены законодательством?

10. Какие особенности характерны для инфраструктуры акционерных обществ?

11. Как распределяются функции управления в органах управления акционерным обществом?

12. Какова роль и как организована деятельность государственных предприятий?

13. Какие основные изменения происходят в структуре государст­венного управления при разгосударствлении собственности?

14. Какие основные задачи должно решать государственное управление в переходный период в условиях России?

15. Как государство воздействует на формирование рыночной инфраструктуры?

16. Что включается в понятие «институциональные основы рыночной экономики»?

17. Какие тенденции развития организационных структур характерны для современной России?

Часть V. ИНТЕГРАЦИЯ

Глава 24. КОРПОРАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Изменения в организации и методах функционирования предпри­ятии как субъектов хозяйствования обусловлены процессами прива­тизации собственности и сдвигами в системе управления, в результа­те которых хозяйственное управление отделилось от управления ад­министративного, а контроль за выполнением основных функций перешел от государственных органов к руководству предприятий.

В переходной экономике с осуществлением дерегулирования го­сударственного сектора, отходом от директивных методов руководст­ва и упразднением существовавших ранее иерархических структур возрастает роль ассоциативных форм деятельности и интегрирован­ных .структур управления предприятиями на основе рыночных прин­ципов ведения хозяйства. Утверждаются новые формы интеграции хо­зяйствующих субъектов: 1) путем вхождения предприятий в вертикаль­ные структуры (корпоративные группы), реорганизованные из отрас­левых структур или создаваемые заново; 2) на основе формирования горизонтальных ассоциативных образований.

Формирование и усиление корпоративных структур — одна из важ­нейших тенденций развития экономики. Именно крупные структуры составляют своего рода каркас индустриально развитых стран и ми­рового хозяйства в целом, повышают уровни макроэкономического регулирования производства, стабильность экономического сотруд­ничества (в том числе международного), выступают в качестве парт­неров государства в выработке и реализации стратегической линии в процессе модернизации экономики. Промышленные группы являют­ся эффективной формой консолидации материальных ресурсов и про­изводственного капитала разных компаний. Эти общемировые тен­денции начинают проявляться и в России.

Тенденция к созданию крупных структур корпоративного типа ак­тивно пробивала себе дорогу и в условиях централизованной плано­вой системы управления. Это и эксперимент по созданию совнархо­зов, когда многие отраслевые министерства упразднялись и вводилась комплексная организация управления взаимосвязанными производ­ствами на территориальной основе, и возврат к отраслевому принци­пу, однако, с созданием при этом государственных комитетов меж­отраслевого значения, и наконец, крупномасштабная практика об­разования производственных, торгово-производственных объединении, агропромышленных и территориально-производственных ком­плексов. Нельзя не упомянуть и о государственных производствен­ных объединениях, создававшихся уже в период перестройки. Даже при резком спаде производства крупные предприятия (с численнос­тью промышленно-производственного персонала более 500 человек) обеспечивали подавляющую часть всего объема выпуска продукции в стране.

Все эти формы интеграции предприятии, позволявшие формаль­но организовывать совместную производственно-хозяйственную де­ятельность, оказались заблокированными тем, что в условиях господ­ства государственной собственности и предельной централизации управления невозможно было обеспечить реальное слияние финан­сового и промышленного капитала, их органическую взаимозависи­мость, использование рыночных механизмов конкуренции, ценового регулирования. Не разрушение, а трансформация этих форм интегра­ции в рыночные структуры могла дать реальный шанс появлению хол­дингов, консорциумов, хозяйственных объединений — современных корпораций ассоциативного типа.

Помимо общемировых тенденций корпоративного развития в Рос­сии действуют специфические факторы, диктующие необходимость коренного поворота к формированию корпоративного звена. Поиск новых форм кооперации и актуальность интеграционных процессов обусловлены обвальным падением спроса и объемов производства, нехваткой инвестиций и оборотных средств, сокращением государст­венных заказов и неопределенности перспектив. К числу специфиче­ских российских факторов, побуждающих предприятия к объедине­нию в крупные структуры, можно отнести и такой, как рост трансакционных издержек в результате отказа от прямого государственного управления и изменения характера взаимоотношений между предпри­ятиями в ходе экономической реформы. Восстановление разрушен­ных производственно-технологических связей и структурная перест­ройка производства невозможны без координации деятельности всех звеньев технологической цепочки и привлечения крупных финансо­вых ресурсов. Организационное построение интегрированной промы­шленной компании в условиях рыночных отношений рассмотрим на примере хозяйствующих субъектов нефтяного сектора.

В последние годы произошли структурные преобразования нефтяного сектора России путем создания нефтяных акционерных компании, обеспечивающих добычу нефти, ее переработку, а также сбыт нефти и нефтепродук­тов, в целях формирования конкурентного рынка и защиты интересов по­требителей. Структурная перестройка предусматривает создание вертикаль­но интегрированных нефтяных компании путем консолидации принадле­жащих государству акции акционерных обществ по добыче нефти, ее пере­работке и сбыту нефтепродуктов. Нефтяные компании объединяют входя­щие в их состав акционерные общества, отделения, филиалы и представи­тельства, используя механизмы планирования, финансирования, коорди­нации и контроля при сохранении операционной самостоятельности под­контрольных предприятий.

Основными критериями формирования нефтяных компаний являются производственно-технологическая целесообразность их создания, обеспечи­вающая сбалансированность объема добычи нефти, ее переработки и покры­тия потребностей экономики в нефтепродуктах, сохранение сложившихся транспортных потоков и хозяйственных связей, обеспечение конкурентоспо­собности отечественных предприятий на внутреннем и внешнем рынках нефти и нефтепродуктов. Обязательным условием создания вертикально интегри­рованной нефтяной компании является включение в ее состав акционерных обществ по добыче нефти, ее переработке и сбыту нефтепродуктов. Кроме них, в состав нефтяных компаний могут быть включены отраслевые маши­ностроительные предприятия, научно-исследовательские организации, а также геологоразведочные организации, организации строительства в неф­тегазовых отраслях и др. Нефтяные компании и подконтрольные им акцио­нерные общества могут участвовать в финансово-промышленных группах. Контракты на поставку нефти, продуктов ее переработки и нефтяного газа для федеральных нужд и по межправительственным соглашениям заключа­ются государственными заказчиками с нефтяными компаниями и другими юридическими лицами.

Нефтяные компании могут создаваться в форме:

· акционерных обществ (компаний) без непосредственного закрепления за государством части их собственности;

· акционерных обществ (компаний) с частичным закреплением за госу­дарством их собственности;

· государственных компаний при полном закреплении их активов в го­сударственной собственности.

Форма собственности компаний не может служить основанием для по­лучения экономических и финансовых льгот либо привилегий. Деятельность нефтяных компаний регулируется едиными государственными нормативами и рыночными условиями. Организационная структура нефтяной компании представлена на рис. 24.1.

Таким образом, используется двухуровневая структура управления неф­тяным комплексом: первый уровень (нижний) — нефтяные компании, обес­печивающие управление группой подконтрольных акционерных обществ за счет владения пакетами их акций; второй уровень (верхний) — федеральные органы управления, обеспечивающие управление нефтяными компаниями че­рез своих представителей в советах директоров этих компаний и государст­венное участие в их капитале.

Наряду с крупными вертикально интегрированными компаниями в неф­тяном секторе получают развитие мелкие и средние предприятия. Создание небольших компаний, как частных, так и со смешанной собственностью, спо­собствует ускорению ввода в эксплуатацию месторождений с небольшими объ­емами разведанных запасов, созданию дополнительных рабочих мест, конку­ренции на рынке энергоресурсов.

В последующих разделах данной главы рассматриваются основ­ные формы интеграции предприятий, получившие развитие в совре­менных условиях. Наиболее широко распространенным структурам, таким, как финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации и международные совместные предприятия, посвящены отдельные главы (главы 25 —27).

Корпорация

В практике стран с развитой рыночной экономикой корпорация является наиболее распространенной формой организации управле­ния крупным производством.Корпорация (акционерное общество) — это организация (союз организации), созданная для защиты интересов и при­вилегий ее участников и образующая самостоятельное юридическое лицо. Корпоративное законодательство устанавливает за корпорацией пра­во выступать в качестве юридического лица независимо от ее владель­цев. Корпорация может от своего имени подписывать контракты, брать кредиты, выдавать ссуды и т. д., причем отдельные акционеры не не­сут ответственности за ее действия. Такое юридически независимое существование корпорации крайне необходимо для того, чтобы ком­пания могла нормально функционировать при наличии огромного числа индивидуальных акционеров.

 
  государство и рыночная инфраструктура - student2.ru государство и рыночная инфраструктура - student2.ru государство и рыночная инфраструктура - student2.ru государство и рыночная инфраструктура - student2.ru

Рис. 24.1. Организационная структура вертикально интегрированной нефтяной компании

О главных ориентирах корпоративного управления можно судить по приводимому в табл. 24.1 перечню проблем, выдвигавшихся на пер­вый план в развитии мировой экономики в разные периоды второй половины XX века.

Таблица 24.1

Наши рекомендации