Транспортная инфраструктура региона.
Транспортная инфраструктура - это совокупность всех видов транспорта и транспортных структур, деятельность которых направлена на создание благоприятных условий функционирования всех отраслей экономики, т.е. совокупность материально-технических систем транспорта, предназначенных для обеспечения экономической и неэкономической деятельности человека.
Другими словами, под транспортной инфраструктурой следует понимать совокупность материально-технических и организационных условий, обеспечивающих быстрое и беспрепятственное выполнение перевозочного процесса.
Инфраструктура - это один из самых фондоемких и инерционных секторов экономики, и поэтому проблемы транспортного обеспечения будут постоянно находиться в центре внимания руководства страны и регионов. Транспортная инфраструктура должна не только поддерживать текущие хозяйственные связи, но и иметь некоторый резерв, призванный обеспечить мобильность экономики. Особенность транспортной инфраструктуры состоит в том, что ее рост происходит медленнее, чем расширение хозяйственных связей. Традиционно эти проблемы проявляются на стыках различных ведомств и видов транспорта.
К объектам транспортной инфраструктуры относятся пути сообщения, технические сооружения, грузовые и пассажирские вокзалы и станции, агентства по продаже билетов и организации перевозок, логистические центры, склады, инженерные сети, коммуникации и т.д. Полную объектную характеристику транспортной инфраструктуры дать довольно сложно из-за ее крайней обширности. Базовыми объектами транспортной инфраструктуры являются пути сообщения и пассажирские и грузовые вокзалы и станции.
Следует различать транспортную систему регионов в целом и транспортную инфраструктуру. В транспортную инфраструктуру регионов не входит подвижной состав, так как он не связан жестко с территорией. Следовательно, транспортная инфраструктура - это не вся транспортная отрасль в целом, а лишь ее часть, или техноструктура: пути, станции, порты и т.д.
Транспортная инфраструктура имеет межотраслевой характер.
Функциями транспортной инфраструктуры на региональном уровне являются обеспечение экономики региона транспортными артериями, удовлетворение потребностей экономических субъектов в транспортных объектах, формирование транспортной сети региона, обеспечение взаимодействия между различными видами транспорта, повышение уровня социально-экономического развития региона.
К путям сообщения относятся автодороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, водные пути, трубопроводы. Вокзал (станция) - здание или комплекс зданий, сооружений и устройств, предназначенных для обслуживания пассажиропотока и грузопотока, управления движением транспортных средств и размещения служебного персонала: автовокзалы, железнодорожные вокзалы, аэровокзалы, речные и морские вокзалы, нефтеперегонные станции.
Можно выделить следующие факторы, влияющие на развитие транспортной инфраструктуры:
1. Природно-климатический. Он оказывает существенное воздействие на развитие практически любых инфраструктурных объектов, не только транспортных. При строительстве авто- и железных дорог, трубопроводов нельзя не учитывать рельефные особенности местности, специфику строения почвенных пород, климатические особенности региона и т.д. Значительные колебания среднегодовых температур требуют применения специальных технологий строительства, сокращают навигационный период на водных видах транспорта.
2. Географический. К географическому фактору отнесем географическое положение региона и его площадь. Так, например, Сибирь является естественным транспортным мостом между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европой. Этот факт сыграет особо значительную роль, если в достаточно сжатые сроки (до того как основные грузопотоки будут перехвачены Китаем и Казахстаном) удастся реализовать проекты реконструкции и развития транспортной инфраструктуры: строительство ряда дополнительных магистралей, развитие Транссиба, создание транспортно-логистических центров и т.д.
3. Ресурсный. Наличие в регионе природных ресурсов стимулирует развитие транспортных артерий, так как добытые ресурсы требуется доставить к месту переработки, а для этого необходимы не только транспортные средства, но и пути сообщения.
4. Расселенческий. С ростом городов возникает повышенный спрос на услуги транспорта как внутри самого города, поскольку растет его население, так и за его пределами. Население близлежащих населенных пунктов, поселков, деревень стремится попасть в город для реализации своей продукции, покупки необходимых товаров, удовлетворения культурно-развлекательных потребностей и т.д. Увеличивающийся спрос стимулирует рост предложения. Открываются новые маршруты, создаются остановочные пункты, устанавливаются кассы по продаже билетов и возникают другие инфраструктурные объекты.
5. Автомобилизация населения. Мировой опыт свидетельствует о том, что автомобильный транспорт способен значительно повысить уровень личной транспортной подвижности населения и обеспечить высокие темпы экономического роста. Полная реализация потенциала автомобильного транспорта может качественно изменить характер социального поведения граждан, оживить рынок трудовых ресурсов, дать людям принципиально новые возможности в выборе места проживания, работы и отдыха.
6. Структурный. Региональная структурная политика связана прежде всего с целевой ориентацией экономического развития региона. Так, например, экономика Иркутской области ориентирована на удовлетворение хозяйственных потребностей страны, что обусловливает развитие добывающих отраслей и отраслей первичной переработки, а не отраслей, выпускающих готовую продукцию. Такая продукция востребована за пределами региона и нуждается в вывозе. В себестоимости продукции доля транспортных расходов весьма велика, что не способствует увеличению ее конкурентоспособности на рынке. Для снижения транспортных расходов необходимо развитие объектов транспортной инфраструктуры.
7. Административно-законодательный. Любая экономическая деятельность регламентируется законодательством Российской Федерации, подзаконными актами, постановлениями и другими документами. Не исключение и деятельность в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры. Федеральные органы власти формируют общую стратегию развития транспортной отрасли, принимают решения о федеральном финансировании строительства и реконструкции того или иного инфраструктурного объекта федерального значения. Данные объекты становятся частью транспортной инфраструктуры регионов.
Развитие инфраструктуры региона непосредственно влияет на формирование рыночного потенциала территории. В то же время региональный транспортный рынок не может эффективно функционировать без развитой инфраструктурной подсистемы. При решении вопросов формирования, развития объектов транспортной инфраструктуры и управления ими на уровне региона не учитывается ее экономическое содержание, а именно системный характер инфраструктуры, вызывающий необходимость координации деятельности ее объектов в целях обеспечения более эффективного обслуживания экономики региона.