Экономические и социальные проблемы местного самоуправления.
Система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-государственной природы, осуществляя связь между населением и государством. Основные принципы ее построения отражены в следующих положениях:
- местное самоуправление - это власть, которая действует в рамках строго обозначенных государством законов;
- выборность органов местного самоуправления;
- обладание собственными ресурсами для того, чтобы реализовывать свои полномочия;
- оно обладает собственными предметами ведения, а также имеет собственную компетенцию.
В настоящих условиях самыми распространенными и часто встречающимися способами формирования муниципальной собственности являются:
1) муниципализация - это передача за выкуп или безвозмездно имущества из собственности государства или частной собственности в собственность муниципального образования;
2) покупка - это приобретение имущества на финансовой основе;
3) дарение - выражается в передаче имущества на безвозмездной основе;
4) строительство новых объектов и др.
Расширению и развитию экономических основ местного самоуправления способствуют также реформы по перераспределению полномочий и имущества, а также разделение муниципального имущества и хозяйства связано с переходом к «двухтиповой» модели организации территории местного самоуправления.
Собственность муниципального образования защищается и признается в равной степени наряду с государственной собственностью.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ имущественные права муниципального образования закрепляют за собой следующие 3 основные правомочия: право распоряжения, пользования и владения муниципальным имуществом.
Обеспечение процесса воспроизводства в муниципальном образовании является основной экономической функцией в системе местного самоуправления. Для этого необходимо в дальнейшем расширить правовые возможности муниципальных органов власти и укрепить их финансово-материальную базу, т. к. с получением юридической самостоятельности, муниципальные образования не получают экономической возможности ее реализовать.
Несмотря на то что социальные функции местного хозяйства значительно увеличились, оно так и не смогло перераспределить ресурсы в свою пользу. Выделение собственных предметов ведения было связано с формированием полноценных органов местного самоуправления, при этом возникала необходимость в формировании и стабильных бюджетных отношений. Хотя местные органы власти и получили право самостоятельно формировать местный бюджет, устанавливать и регулировать местные налоги и сборы, выдавать и получать кредиты, огромное количество муниципальных образований остаются дотационными, поскольку полностью зависят от вышестоящих уровней власти.
При расширении финансовой базы у местного самоуправления возникает серьезная проблема, связанная с финансовыми ресурсами на региональном и федеральном уровнях, что значительно понижает возможность проводить муниципалитетами собственную социально-экономическую политику, направленную на комплексное развитие территорий. В процессе реформирования системы государственного управления и экономики возникла проблема «депрессивных» регионов, в числе которых оказалась значительная часть территорий, до начала реформ обладавших развитой экономикой, стабильно перечислявших в бюджет страны немалый доход. Регионы России довольно долгий период времени разделены на 2 неравные группы: 10—15 регионов относятся к регио-нам-донорам, а подавляющее большинство представляют собой депрессивные регионы.
В конечном итоге появление подавляющего числа депрессивных регионов является следствием не одного структурного кризиса, а во многом общего кризиса реформирования, который связан с глобальными просчетами, носящими макроэкономический характер; неправильным выбором приоритетов реформ, темпа их реализации; неудачным заимствованием западных моделей организации рышочных отношений (хорошо работающих в развитых странах, но совершенно не подходящих для РФ), а самое главное - отсутствием эффективной региональной и федеральной политики, отвечающей особенностям России, учитывающей менталитет населения отдельных регионов и их национальные стратегические интересы.
Сравнительный анализ регионов по уровню получаемых дотаций и субвенций из федерального бюджета показывает, что в наиболее бедственном положении сегодня оказались аграрные регионы.
На уровне федераций должно быть осуществлено управление отраслями, имеющими значение с точки зрения геополитики для страны, а также регионами, которые обязаны обеспечивать эффективное духовное, социальное и экономическое развитие.
Что касается области финансов — осуществление финансовой политики, использование и распределение денежных ресурсов для обеспечения национальной безопасности, государственного управления, осуществления международной деятельности, проведения НТП, политики в области культуры, здравоохранения, образования, экологии, а также правовое обеспечение денежных процессов на местном и региональном уровнях и регулирование межбюджетных отношений.
На уровне субъекта Федерации управление должно стимулировать конкретизацию экономических условий для развития и расширения предприятий, находящихся на этой территории, способных при инвестиционной поддержке улучшить социально-экономическое положение, не только свое, но и всего региона. В сфере финансов основными функциями субъекта Федерации являются: обеспечение денежно-кредитной, финансовой, налоговой политики региональной администрации; оценка состояния денежных ресурсов, направлений и источников их использования; повышение эффективности налоговой системы; формирование внебюджетных фондов, выпуск областных ценных бумаг. Особо важным направлением деятельности является финансовая помощь местному хозяйству.
Для перехода на более качественный уровень управления очень важны разработка и внедрение новых инноваций и технологий управления финансами, также необходимо уделять как можно больше внимания дотационным регионам и решать проблемы в границах этих территорий. Одним из вариантов решения этих проблем является принятие новых и усовершенствованный: законов с четко продуманными пунктами и единой идеей, а также контроль за их соблюдением и наказание в случае невыполнения или нарушения.