Структура генерального и частного бюджетов.
4.1. Смета (бюджет) –это финансовый документ, созданный довыполнения предполагаемого действия, - это прогноз будущих финансовых операций
Планирование – одна из важнейших функций управления – это процесс оперативных действий, которые должны быть выполнены в будущем, с целью получения доходов и эффективного использования ресурсов.
Бюджет- это операционный финансовый план, который отражает расходы и поступление доходов от хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Виды бюджетов:
1. По срокам:
· Текущий бюджет (год);
· Оперативный бюджет (квартал, месяц);
· Скользящий бюджет (непрерывный)-по мере завершения месяца или квартала к бюджету добавляется следующий детализированный бюджет, чем обеспечивается непрерывное внутригодовое планирование.
2. По назначению:
· Оперативный (текущий) – это план доходов и расходов, связанных с операционной деятельностью (только хозяйственная деятельность);
· Финансовый бюджет –отражает предполагаемые источники финансовых средств (капитальные вложения) и их использование в плановом периоде.
3. По методам разработки:
· Статичный (жесткий)-он рассчитан на конкретный уровень реализации (уровень деловой активности) (жесткий бюджет);
· Гибкий бюджет – это динамичный план, составляется для определенного диапазона деловой активности. Он учитывает уменьшение затрат в зависимости от изменения уровня реализации. Для его состояния затраты делят на переменные и постоянные.
4. По уровню детализации:
· Генеральный бюджет ( в целом для предприятия).Он состоит из двух основных частей: оперативный бюджет, финансовый бюджет;
· Частичный (частный) – это бюджеты по центрам ответственности, устанавливают планы в разрезе лиц, ответственных за их исполнение.
4.2. Генеральный бюджет –это всесторонние представления разработанных менеджерами операционных и финансовых бюджетов на будущие периоды времени, обычно на год.
Основная цель генерального бюджета – объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений на базе частных бюджетов.
Этапы составления генерального бюджета:
1. Составления бюджета продаж;
2. Подготовка других бюджетов менеджерами центров ответственности;
3. Переговоры по согласованию основного бюджета между менеджерами центров ответственности и руководством предприятия, в результате которых возникают и фиксируются обязательства между ними;
4. Утверждение бюджета высшим руководством;
5. Рассылка утвержденного бюджета по ответственности на снижение уровня предприятия.
В результате составления генерального бюджета создаются 3 документа:
- прогнозируемый баланс (бухгалтерский баланс; форма1)
- план прибыли или убытков (форма 2)
- план движения денежных средств (отчет о движении денежных средств; форма 3)
В отличии от финансовой отчетности формы бюджета не стандартизированы. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.
Тема 5 Методика формирования бюджета предприятия
Одной из основных целей бюджетирования является обеспечение координации различных организационных функций, что и находят свое отражение в порядке составления бюджетов
Первым формируется бюджет продаж.
Когда предприятие знает сколько будет продано продукции, можно определить сколько ее нужно произвести. При этом нужно обязательно учесть, как внешнее, так и внутренние факторы, оказывающие влияние на объем продаж.
Внешние факторы:
- деятельность конкурентов;
- стабильность поставщиков и покупателей;
- уровень спроса и его сезонные колебания;
- результативность рекламы и др.
Внутренние факторы:
- отсутствие необходимых материалов или средств для других приобретений
- уровень производственных мощностей
Тема 6. Финансовый бюджет
После составления производственной программы предприятие может определить свои потребности в дополнительном оборудовании, в дополнительных производственных мощностей,, т.е в инвестициях.
Кроме того если существует возможность продажи новых видов товаров, также возникает необходимость вложения инвестиций в целях развития новых направлений бизнеса.
Для того чтобы оценить потребности в инвестициях, а также определить потенциальные источники их финансирования, необходимо разрабатывать бюджет капитальных вложений.
Наиболее рациональной формой его составления является двухсторонняя таблица по типу баланса. В левой части отражается потребность в дополнительном оборудовании, а в правой имеющиеся и требуемые источники финансовых инвестиций
Следующим шагом разработки финансового бюджета является бюджет движения денежных средств (кассовый план). Этот бюджет решает 2 задачи:
1. Позволяет определить дополнительные потребности в привлечении заемных средств в случаи если возникнет нехватка денег
2. Из этого бюджета можно узнать остаток денежных средств на конец периода, необходимых для составления баланса
Реальное движение денежных средств как правило не совпадает с информацией сформированной по методу начисления, чтобы оценить реальные денежные потоки, а значит и платежеспособность предприятия. Необходимо перейти от метода начисления к кассовому методу, т.е составить прогноз движения денежных потоков.
Решающим этапом в разработки финансового бюджета является состав прогнозного баланса(прогнозный бюджет) для этого используются данные выше перечисленных бюджетов, а также сведения о начальных остатках отдельных видов имущества и обязательств, которые берутся из отчетного баланса за предшествующий период.
Наличие прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках отражает положение, которое окажется перед предпринимателем через год.
Составленный и утвержденный бюджет доводится до сведения всех исполнителей, для этого генеральный бюджет дифференцируется по отдельным подразделениям, при этом реальная концепция управления по центрам ответственности.