Тема 2.1 Организационные аспекты осуществления вневедомственных и ведомственных проверок
Проверка −совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства их деятельности, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.
Ревизия − вид проверки финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта, в процессе которой устанавливается законность совершаемых финансово-хозяйственных операций, а также достоверность отражения их в бухгалтерском учете.
Объектами проверки (ревизии) являются:
- имущество;
- хозяйственные операции;
- управленческая деятельность ревизуемой организации.
Основными задачами проверки (ревизии), являются:
1) проверка соблюдения субъектом предпринимательской деятельности законодательства в сфере экономических отношений;
2) проверка законности совершаемых организацией операций, соблюдения порядка распоряжения имуществом и обеспечения его сохранности;
3) своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам государства и организации, установление причин и условий, способствующих их совершению;
4) принятие мер по возмещению причиненного ущерба;
5) выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности проверяемого субъекта;
6) проверка целевого и эффективного использования имущества.
Проверки (ревизии) классифицируются по определенным признакам.
1. В зависимости от субъекта проверки (ревизии) они делятся на внутренние и внешние.
Внутренние (внутрихозяйственные) проводятся специалистами (ревизионными комиссиями) субъекта предпринимательской деятельности.
Внешние проводятся органами, уполномоченными осуществлять контрольную (надзорную) деятельность. Они, в свою очередь, подразделяются на ведомственные и вневедомственные.
2. По организационному признаку проверки (ревизии) могут быть плановые и внеплановые.
Плановые проверки (ревизии) предусмотрены в координационном плане контрольной (надзорной) деятельности в РБ или в области (г.Минске).
Иные проверки (ревизии) являются внеплановыми. Они могут быть назначены при:
- реорганизации, ликвидации юридических лиц;
- прекращении деятельности индивидуального предпринимателя;
- наличии сведений о нарушениях законодательства либо поступлении обращений, требующих проведения проверки (ревизии).
3. По времени проведения проверки (ревизии) бывают:
- предварительные,
- текущие,
- последующие.
4. По полноте охвата проверяемых объектов различают:
- сплошные проверки (ревизии), предусматривающие контроль всех без исключения объектов за весь проверяемый период. Так проверяются кассовые операции, расчеты с подотчетными лицами и другие операции;
- выборочные проверки (ревизии), предусматривающие контроль объектов не за весь ревизуемый период, а за определенные промежутки времени;
- комбинированные проверки (ревизии), при которых одни объекты проверяются сплошным способом, а другие − выборочным.
5. По содержанию и объему программы контроля различают:
- комплексные проверки (ревизии), при которых проверяются все стороны предпринимательской деятельности организации. Разновидностью комплексных проверок являются сквозные, при которых параллельно проверяется деятельность министерств, ведомств, трестов, концернов и т.п. и подведомственных им организаций (обособленных структурных подразделений);
- некомплексные (тематические) проверки (ревизии) проводятся, как правило, специалистами одного профилядля детального изучения отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта или группы объектов.
6. В зависимости от повторяемости контрольных функций различают первичные, дополнительные и контрольные проверки.
Первичные проводятся у конкретного субъекта предпринимательской деятельности по конкретному вопросу (тематике) впервые.
Дополнительные проверки проводятся, как правило, тем же контролирующим органом, который проводил первичную проверку, за тот же период для уточнения и детализации вопросов, по которым возникли разногласия.
Контрольная проверка – проверка устранения проверяемыми субъектами нарушений, выявленных в результате проведения предыдущей проверки.
7. В зависимости от места проведения проверки различают:
- камеральную проверку, которая проводится, как правило, специалистами контролирующих органов по месту своего нахождения на основе документов, представленных проверяемым субъектом и иной информации;
- выездную проверку, которая проводится по месту нахождения (юридического адреса) проверяемого субъекта;
- рейдовую проверку, направленную на оперативное выявление нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения непосредственно в момент их совершения.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 510 от 16.10.2009 «О совершенствовании контрольной деятельности в Республике Беларусь» в целях совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь и определения единого порядка ее проведения проверки вправе проводить только государственные органы и иные организации, включенные в перечень контролирующих (надзорных) органов.
Данным Указом утверждено Положение о порядке организации и проведения проверок, которым определяются права и обязанности контролирующих (надзорных) органов и проверяемых субъектов, а также порядок организации и осуществления контроля (надзора) в Республике Беларусь.
С целью обеспечения единой правовой основы для всех проверяемых субъектов в Указе приведен ряд принципов, на основе которых должны осуществляться контрольные действия. К ним относятся принципы:
1) презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;
2) законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб;
3) открытости и доступности нормативных правовых актов,выполнение которых проверяется;
4) равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;
5) открытости информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на предстоящий период;
6) ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора).
Порядок формирования и исполнения координационных планов устанавливается Комитетом государственного контроля.
Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь формируются органами Комитета государственного контроля на полугодие на основании представленных республиканскими органами государственного управления сводных планов проверок, в том числе в рамках ведомственного контроля.
Для формирования сводного плана все организации, подлежащие проверке, делятся на три группы риска, что влияет на периодичность их проверки:
- организации, отнесенные к высокой группе риска, проверяются не чаще одного раза в течение календарного года;
- организации, отнесенные к средней группе риска, проверяются не чаще одного раза в три года;
- организации, отнесенные к низкой группе риска, проверяют по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.
Для определения необходимости назначения плановой проверки субъекта, отнесенного к средней или низкой группам риска, контролирующим (надзорным) органом может использоваться контрольный список вопросов (чек-лист), который направляется проверяемому субъекту для получения информации о соблюдении им законодательства.
Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается. Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки.
Координация плановых проверок осуществляется органами Комитета государственного контроля, а координация проверок, включенных в сводные планы проверок, – представившими их государственными органами.
Координационный план размещается на официальном сайте Комитета государственного контроля либо его органов в сети Интернет соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки.
Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции имеют право:
· свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта для проведения проверки;
· проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
· требовать и получать от проверяемого субъекта необходимые для проверки документы (их копии), иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества;
· направлять письменные запросы контрагентам проверяемого субъекта для получения копий документов и иной информации, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости – проводить встречные проверки;
· истребовать у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;
· привлекать экспертов, специалистов;
· получать доступ к базам и банкам данных проверяемого субъекта;
· вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;
· использовать технические средства для сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
· на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки приостанавливать (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ) проверяемых субъектов;
· изымать у проверяемого субъекта подлинники документов, имеющих отношение к выявленным нарушениям, на срок, не превышающий срок проведения проверки либо требовать представления выписок из них или копий;
· проводить контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг;
· изымать на срок, не превышающий срок проведения проверки, для направления на техническое освидетельствование кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры;
· требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
· получать в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях сведения о счетах и вкладах (депозитах) проверяемого субъекта;
· знакомиться в территориальных органах государственного казначейства Министерства финансов с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, получать сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов, по другим вопросам, возникающим в ходе проверки;
· проводить проверки фактического наличия ценностей в кассах и кассовых помещениях, складах, архивах, иных местах хранения ценностей, требовать от представителей проверяемого субъекта проведения инвентаризации, а также проверять ее результаты;
· проводить отбор проб и образцов продукции и направлять их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;
· осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.
Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие обязаны:
· проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством;
· предъявить проверяемому субъекту служебное удостоверение и предписание на проведение проверки;
· внести определенные законодательством сведения о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) (при их представлении);
· проводить проверки в рабочее время проверяемых субъектов;
· требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке;
· производить отбор образцов (проб) в количестве (по нормам), установленном (установленным) Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации;
· соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов;
· при проведении проверки соблюдать служебную этику;
· ознакомить представителей проверяемого субъекта с результатами проверки;
· заблаговременно путем направления уведомления вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, иных лиц. Уведомление вручается лицу под роспись либо другим способом, обеспечивающим его надлежащее извещение;
· требовать от представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;
· соблюдать охраняемую законодательными актами тайну;
· принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства;
· принимать необходимые меры по возмещению вреда, причиненного государству, иным лицам;
· передавать в установленных случаях материалы проверок в органы уголовного преследования и суды;
· вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушения;
· осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.
Проверяемые субъекты имеют право:
· получать от контролирующих (надзорных) органов информацию об основаниях включения проверки в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;
· требовать от проверяющего предъявления служебного удостоверения и предписания на проведение проверки;
· отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение;
· не допускать к проведению проверки проверяющего, отказавшегося внести необходимые сведения в книгу учета проверок;
· не выполнять требования проверяющего, если его требования не относятся к вопросам, подлежащим проверке;
· присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
· заявить отвод эксперту, специалисту;
· просить о назначении эксперта, специалиста из числа указанных им лиц;
· представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, специалиста;
· присутствовать с разрешения должностного лица контролирующего (надзорного) органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
· знакомиться с заключением эксперта, специалиста;
· указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами;
· требовать в установленном порядке возмещения ущерба, причиненного действиями (бездействием) проверяющих;
· получить копию предписания на проведение проверки, акт (справку) проверки, а также промежуточный акт – в случае его составления;
· обжаловать решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих.
Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера обязаны:
· выполнять законные требования контролирующих (надзорных) органов и проверяющих;
· обеспечить допуск проверяющих к проверке и предоставить необходимые для проверки документы, а также допустить проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности;
· обеспечивать проверяющим возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для проведения проверки (в случае их наличия);
· обеспечить проведение инвентаризации, контрольных обмеров, контрольных запусков в производство сырья и материалов, расчетов и экспертиз, а также других действий по проверке деятельности проверяемого субъекта;
· обеспечить возможность осуществления отбора проб и образцов, проведения испытаний;
· изготавливать в установленных случаях за свой счет копии изымаемых документов;
· возмещать в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь, затраты, связанные с проведением исследований, испытаний и экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, а также стоимость израсходованных проб и образцов;
· содействовать проверяющим в проведении проверки;
· давать по требованию проверяющих письменные и устные объяснения по вопросам деятельности проверяемого субъекта, представлять справки, расчеты;
· являться в контролирующий (надзорный) орган по его вызову;
· представить проверяющему затребованные информацию и (или) документы или сообщить об их отсутствии;
· предупредить проверяющих о том, что проверяемые ими сведения относятся к охраняемой законодательными актами тайне;
· принять меры к устранению выявленных контролирующим (надзорным) органом по результатам проверки нарушений, возместить вред, причиненный государству, иным лицам.