Эмиссия ценных бумаг.Организация публичной эмиссии.
При осуществлении публичной (открытой) эмиссии акций, встает задача найти подписчиков на эмиссию, которые при выпуске новых акций играют роль финансовых акушерок. Обычно они выполняют тройную функцию – во-первых, консультацию по процедурным и финансовым вопросам, во-вторых, покупают выпуск и, в-третьих, осуществляют перепродажу акций на открытом рынке. Необходимо создать регистрационный документ для предоставления в комиссию по ценным бумагам и биржам (КЦББ). Регистрационный документ представляет собой детальный объемный документ, который содержит информацию о планируемом финансировании и историю фирмы, особенностях детальности и о планах на будущее. КЦББ изучает этот документ и в случае необходимости внесения каких-либо изменений посылает документ о недостатках. И наконец, исправленный документ принимается комиссией. Причем фирма не имеет право продавать ценные бумаги, пока ожидает решения КЦББ, ни распространять какую-либо информацию, которая могла бы повлиять на продажи.После регистрации фирма подготавливает окончательный проспект, который содержит последнюю цену предложения ценных бумаг и небольшие изменения, внесенные по требованию КЦББ.
Подпиской регистрационного документа и проспектов занимаются менеджеры, юристы, аудиторы, подписчики и их консультанты. Кроме того фирма оплачивает расходы связанные с включением ценных бумаг в реестр, полиграфические и почтовые расходы и др.
Второй крупной статьей расходов на эмиссию является оплата услуг подписчиков. Последние получают прибыль за счет покупки у компании акций со скидкой с цены, по которой они затем перепродавали акции публике.Когда какая-либо компания осуществляет публичную эмиссию , подписчику очень сложно определить, какую сумму инвесторы захотят платить за акции. Некоторые исследователи пытались оценить, насколько успешно подписчикам удавалось определить, стоимость таких выпусков. С редким единодушием они обнаружили, что в среднем инвесторы, которые покупают акции по цене выпуска извлекают очень высокие доходы в последующие недели.Занижение цены предполагает, что любой инвестор может разбогатеть, купив у подписчика неиспытанную акцию, ибо, если акции будут иметь успех, у подписчика не окажется достаточного количества акций, чтобы удовлетворить спрос. Чтобы получить акции по цене выпуска, инвесторы, возможно, должны быть готовы платить косвенным путем, например выплачивая подписчику более высокие комиссионные, чем в иной ситуации. Следовательно занижение цены выгодно подписчику. Это снижает для него риск размещения и принести благодарность инвесторов, покупающих акции.Многие инвестиционные банки и институциональные инвесторы считают, что занижение цены выгодно самой фирме-эмитенту. Они утверждают, что низкая цена предложения первоначальной эмиссии способствует тому, что впоследствии, когда акции поступают на рынок, их цена возрастает, позволяя фирме привлечь больше капитала.
Обычное предложение ценных бумаг компаниями открытого типа.
Формально любая эмиссия ценных бумаг требует одобрение совета директоров фирмы. В случаях, когда эмиссия акций требует увеличения размера уставного капитала, необходимо также согласование акционеров.
Компании открытого типа могут производить эмиссию акций либо путем обычного предложения инвесторам ценных бумаг с оплатой в денежной форме, либо в виде эмиссии прав, размещаемых только среди акционеров компании.Когда компания делает обычное предложение акций или долговых обязательств, она проходит через те же процедуры, что и при первоначальной публичной эмиссии. Другими словами, она регистрирует выпуск в ЦКББ и затем продает его подписчику (или синдикату подписчиков), который, в свою очередь предлагает бумаги широкой публике.
Полочная регистрация.
Когда фирма нуждается в денежных средствах или полагает, что может эмитировать ценные бумаги по привлекательной цене, для оформления эмиссии или эмиссий требуется лишь небольшая дополнительная работа. Это называется полочная регистрация, т.е. регистрационный документ “кладется на полку” и извлекается оттуда по мере необходимости.Предположим, что нашей компании в течение следующего года или около того понадобилось выпустить новые долговые обязательства на сумму до 600 млн. рублей. Она может прибегнуть к полочной регистрации эмиссии на эту сумму. Это значит, что она заранее получит право выпуска долговых обязательств на сумму до 600 млн. рублей, но при этом не будет обязана эмитировать ни на рубль. Ей так же не придется работать с какими-либо определенными подписчиками – в регистрационном документе может быть указан один подписчик или более, с которыми фирма предполагает иметь дело, но позже допускается назвать и других.Теперь фирма может спокойно осуществлять эмиссию долговых обязательств по мере необходимости и в желаемом объеме.Еще один способ осуществления сделки заключается в следующем. Допустим мы обнаружили для себя благоприятную возможность воспользоваться временно низкими процентными ставками. Мы объявляем о желании продать облигации на сумму 1 млрд. рублей. Какие-то конкурентные заявки могут поступать от крупных инвестиционных банков, действующих самостоятельно, другие от синдикатов. Это нас не волнует – если цена нас устраивает, мы выбираем лучшее из предложений.Таким образом, полочная регистрация дает фирмам некоторые преимущества, которых они не имели раньше.
1) Ценные бумаги можно выпускать в любом виде без чрезмерных операционных издержек
2) Ценные бумаги можно выпускать с кратковременным уведомлением
3) Для эмиссии ценных бумаг может быть выбрано оптимальное время, позволяющее воспользоваться преимуществами рыночных условий (хотя любой финансовый менеджер, который способен достоверно определить благоприятные рыночные условия, мог бызаработать гораздо больше денег, увившись и занявшись вместо этого торговлей акциями или облигациями)
4) Фирма-эмитент может быть уверена, что подписчики конкурируют между собой за право размещать ценные бумаги. Фактически она может устроить аукционную распродажу ценных бумаг.
Не все компании, имеющие право на "полочную регистрацию”, реально пользуются им для всех своих публичных эмиссий. Иногда им кажется, что лучше осуществить одну крупную эмиссию по традиционным каналам, особенно когда ценные бумаги, намеченные к выпуску, имеют необычные особенности либо когда фирма полагает, что ей требуется консультация инвестиционного банка или его одобрение на осуществление выпуска. Таким образом полочная регистрация реже применяется бля эмиссии обыкновенных акций и конвертируемых ценных бумаг, чем для обычных корпоративных облигаций.