Совершенствование анализа оплаты труда в бюджетной организации
Шепелева О.,
бакалавр факультета экономики
РГУ имени С.А.Есенина,
Научный руководитель – Пикушина М.Ю.
Ключевые слова: фонд оплаты труда, средняя заработная плата, тарифная ставка, минимальный размер оплаты труда, компенсационные выплаты, выплаты стимулирующего характера.
Анализ оплаты труда занимает важное место в деятельности бюджетного учреждения. Вопросы заработной платы должны быть ключевыми в социальной политике государства. Чтобы уменьшить социальную напряженность, государство должно принимать меры по повышению уровня жизни населения, сохранению опытных специалистов в социальной сфере. [2, с. 246 ]
Среди всех экономических ресурсов заработная плата - самый дорогостоящий элемент и для большинства населения это единственный или по крайне мере, главный источник дохода, поэтому она как вознаграждение за труд выдвигается на первый план.
В бюджетных учреждениях в большинстве случаев используются тарифные системы оплаты труда, которые основаны на тарифной системе разделения заработной платы работников различных категорий.
Основным элементом данной системы являются тарифные ставки. Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. [2, с. 398 ]
Анализ оплаты труда в бюджетном учреждении необходимо начать с анализа изменений расходов на оплату труда. Рассмотрим состав и динамику расходов на оплату труда на примере МБОУ «Ново-Выселская СОШ»
Мамочка, прости меня пожалуйста за все. Я очень плохой человек. Меня вчера обидела Аня. Люблю страну. Идет Саша по шоссе.
Рис.1. - Динамика роста заработной платы МБОУ «Ново-Выселская СОШ» за 2011-2013 гг., тыс. руб.
Фонд оплаты труда работников МБОУ «Ново-Выселская СОШ» состоит из базовой части и прочих выплат. В 2013г. фонд оплаты труда увеличился на 64% или на 2519,0 тыс.руб. Фонд оплаты труда увеличился за счет увеличения минимального размера оплаты труда, увеличения величины тарифных ставок и выплат стимулирующего характера для привлечения специалистов в сельские школы.
В структуре фонда оплаты труда в 2013г., 2014г., 2015 г. наибольший удельный вес занимает базовая часть, что свидетельствует об увеличении гарантированной заработной платы административно-управленческого персонала, педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, иных категорий педагогического персонала, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала общеобразовательного учреждения. Удельный вес прочих выплат в 2015 г. уменьшился на 0,7% по отношению к 2013 г.
Анализ использования фонда заработной платы производится в двух направлениях: по видам выплат и в разрезе основных категорий персонала.
Я люблю свою маму. На улице ярко светит солнце. Завтра пойду в школу. Скоро майские праздники. Мы с друзьями пойдем в поход.
Рис.2.-Анализ фонда заработной платы по видам выплат в МБОУ «Ново-Выселская СОШ» за 2013 г., %
Рис. 3.-Анализ фонда заработной платы по видам выплат в МБОУ «Ново-Выселская СОШ за 2015 г., %
В МБОУ «Ново-Выселская СОШ» в 2015г. по отношению к 2013г. произошли значительные изменения структуры фонда оплаты труда. Так повысилась доля оплаты по тарифным ставкам на 0,74 процентного пункта, оплата стимулирующих выплат на 6,44 процентного пункта. По всем остальным пунктам произошли уменьшения: доплат на 0,51 пунктов, больничных листов на 0,21 и компенсационных выплат на 0,69 процентных пунктов. Также уменьшилась оплата отпускных и классного руководства на 3,65 и 2,08 соответственно. За анализируемый период наибольший удельный вес в структуре фонда оплаты труда по видам выплат занимает оплата списочного состава по тарифным ставкам 65,24 %, а наименьший- оплата за классное руководство 0,45%.
Анализ использования средств на оплату труда по категориям персонала показал, что увеличение фонда оплаты труда всего персонала связано с ростом средней зарплаты работников и уменьшения численности работников на 4 чел. Фонд оплаты труда и средняя заработная плата за отчетный период увеличилась как у руководителей, так и учителей, и работников ОП.[4, с. 169 ]
Анализируемый период характеризуется ростом абсолютных значений как по общему годовому фонду оплаты труда школы, так и по показателям средней заработной платы одного работника.
Проанализировав состав, структуру фонда оплаты труда можем сделать вывод, что:
1. Увеличение фонда оплаты труда напрямую зависит от изменения МРОТ.
2. Общий объем расходов на оплату труда персонала определяется в зависимости от количества штатных единиц.
3. Заработная плата каждого сотрудника бюджетной организации установлена в виде оклада.
У общеобразовательного учреждения не так много способов по регулированию оплаты труда. Экспериментировать и внедрять новые правила самостоятельно не позволяют жесткие рамки бюджетного финансирования. Поэтому нужно искать дополнительные источники доходов.[1, с. 78]
Организация дополнительных платных образовательных услуг в сельской школе нужна для того, чтобы каждый учащийся имел возможность получить интересующие его знания и навыки в своей школе независимо от того, наберется ли группа в 15 учащихся, или только 7–10 человек, а может, и еще меньше.
Школа могла бы реализовать такие программы:
-проведение занятий с углубленным изучением образовательных предметов (русский язык, математика, английский язык, химия, физика);
-оказания репетиторства учащимся других образовательных учреждений (подготовка к ГИА и ЕГЭ);
-создание спортивных и физкультурных секций;
-обучение танцам, хореографии, искусству, живописи, музыке, театральному искусству, графике, скульптуре, народным промыслам;
-обучение фото-, видео-, радиоделу, кройке, шитью, вязанию, домоводству.
Организовать дополнительные платные образовательные услуги рекомендуется и для получения дополнительных средств на развитие материально-технического обеспечения школы, и на формирование фонда оплаты труда педагогов.
Сделать профессию учителя привлекательной, привлечь квалифицированных специалистов в школу можно, прежде всего, достойной оплатой труда.
ЛИТЕРАТУРА
1.Беляев А.Н. Современные формы и системы оплаты труда[Текст]/ А.Н. Беляев.- Изд-во «Дело и сервис», 2015 - 224с.
2.Бориленко В.И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности [Текст] учебник и практикум для академического бакалавриата / В.И. Бориленко. - Москва: Юрайт, 2016.- 455с.
У меня самая хорошая мама на свете.
3.Бочков, Д.В. Новая система оплаты труда: (обобщение регионального опыта) [Текст]: учебно-методическое пособие / Д.В. Бочков, Н.П. Пядочкина. – Изд. Директ-Медиа, 2016. - 117 с.
4.Конюкова, Н. И. Оплата труда персонала [Текст]: учеб. пособие / Н. И. Конюкова ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, Сиб. ин-т управления. - Новосибирск: СибАГС, 2015. – 205с.