Организация работы коммерческого банка с пластиковыми и кредитными картами зарубежных и российских платежных систем
Черкалина Ю.,
студентка факультета экономики
РГУ имени С.А.Есенина
Научный руководитель – Наумов О.В.
Ключевые слова: платежная система, банковская карта, Visa, MasterCard, безналичная оплата.
В настоящее время происходит бурное развитие платежных систем. Сейчас коммерческий банк невозможно представить без эмиссии, внедрения и обслуживания пластиковых и кредитных банковских карт. Банковская карта является классическим инструментом комплексного обслуживания частных клиентов. В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемой частью сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт показывает степень интегрированности банковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.
Однако, несмотря на давнюю историю развития карточного бизнеса в зарубежных банках, в условиях развития российской банковской системы этот инструмент появился сравнительно недавно, и эффективность его использования только набирает свои обороты.
Масштабы и характер использования платежных карт обоснованно рассматриваются в качестве одного из важнейших индикаторов уровня развития банковского бизнеса. Банковская карта – это многоразовый платежный и кредитный инструмент длительного пользования, обладающий наиболее высокой на сегодня степенью защиты от подделок и к тому же содержащий идентификационную информацию о держателе карточки, позволяющий производить проверку его платежеспособности.
Банковская пластиковая карточка предоставляет круглосуточный доступ к банковскому счету, у держателя такой карты появляется целый ряд преимуществ. Полный перечень этих преимуществ зависит от типа карты.
Однако какой бы ни была карточка, ее преимущества перед наличными: надежность, удобство, простота, экономия, доход, контроль. [2, с. 115]
По мере развития банковского дела, совершенствования технологий безналичных расчетов и оказания электронных банковских услуг появились различные виды пластиковых карт, различающихся назначением, способами защиты от подделки, функциональными и техническими характеристиками, а также технологией расчетов.
Ещё вчера пластиковые карты считались элитным средством, которое было доступно только высокооплачиваемым категориям населения. Сегодня же - всё изменилось. Пластиковые карты начали превращаться в демократичное средство расчетов. Выпуск пластиковых карт позволяет привлечь новых клиентов, а также даёт уникальностью возможность - овладеть новыми технологиями.
Статистика эмиссии карт банками России свидетельствует о падении темпов прироста и насыщении рынка. Согласно данным ЦБ РФ, рост эмиссии карт в III квартале 2014 года составил 0,6%, тогда как за аналогичный период 2013 и 2012 годов 2,4% и 4,1% соответственно. На 01.07.2014 года количество эмитированных карт составило 220,61 млн. штук. Таким образом, на одного экономически активного гражданина в среднем приходятся почти 3 банковские карты. Но, для того, чтобы совершенствовать инструменты безналичного расчёта, необходимо развитие эквайринга. В столице он развит довольно хорошо, а вот в регионах ситуация складывается немного хуже. [1]
Конкуренция на рынке банковских карт подталкивает банки к поиску новых, отличительных предложений клиентам. Линейка кредитных продуктов, удобный интернет- и мобильный банк, количество банкоматов и пунктов заказа и выдачи карт, тарифы являются основными инструментами конкуренции банков. Все они стандартны и ориентированы на количественные показатели, а значит в той или иной мере доступны банкам-конкурентам.
Качественное же отличие от предложений конкурентов может быть достигнуто за счет придания картам банка дополнительного функционала, предоставляемого партнерами банка: студенческой карты, карты сети автозаправочных станций, карты лояльности торговой сети, транспортной карты, карты профессионального или политического объединения, карты спортивного или иного клуба. Синергия интересов банка и его партнеров позволяет объединить маркетинговые усилия с целью предложить общему клиенту универсальный продукт и приводит к снижению расходов на привлечение и удержание клиента.
К концу 2015 года в России появится национальная платежная карта. В настоящее время национальная система платежных карт (НСПК) разрабатывает бренд «пластика», основой которого станет русское название, понятное как в нашей стране, так и за рубежом.
Создать национальную платежную систему (НПС) Россия пытается с 2003 года. И в этом направлении даже были сделаны некоторые шаги: появился закон «О национальной платежной системе». Но наша страна так и не обзавелась НПС. В ней просто не было необходимости.