Упрощенная система налогообложения как инструмент стимулирования развития малого бизнеса
Хренова О.,
студентка факультета экономики
РГУ имени С.А. Есенина
Научный руководитель – Мишакова Н.А,
Ключевые слова: малый бизнес, упрощенная система налогообложения, стимулирование, региональный бюджет, объект налогообложения.
Малый бизнес образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. Малые предприятия представляют самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны [4; с. 4]. Без малого бизнеса рыночная экономика эффективно ни функционировать, ни развиваться не может.
Субъекты малого бизнеса могут применять либо традиционную систему налогообложения, либо специальные налоговые режимы. Вообще, специальные налоговые режимы применяются с целью создания более благоприятных экономических условий функционирования предприятий, упрощения системы учета и отчетности. В частности, упрощенная система налогообложения (далее – УСН) способствует повышению предпринимательской активности населения страны, увеличению удельного веса малых предприятий в общей структуре экономики, росту их конкурентоспособности [5; с. 171].
Упрощенная система налогообложения представляет важную меру либерализации налоговой системы и является одним из направлений финансовой поддержки предпринимательской деятельности. Главная цель данной системы налогообложения - облегчить осуществление предпринимательской деятельности и содействовать дальнейшему развитию малого бизнеса.
В связи с тем, что все поступления от применения УСН идут в региональные бюджеты, а российским законодательством субъектам федерации разрешено применять дифференцированную ставку по УСН по различным объектам налогообложения от 1% до 6% и от 5% до 15%, этот налоговый режим является одним из главных инструментов в руках региональных властей для стимулирования предпринимательской среды (в том числе за счет роста числа предпринимателей).
В настоящее время упрощенная система налогообложения пользуется большой популярностью (таблица 1). Она интересует не только представителей малого бизнеса, но весьма крупные предприятия, работающие в тесном содружестве с малыми.
Таблица 1 - Количество налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, по итогам 2012, 2013 и 2014 гг. в России, ед./чел.
ЕНВД | 2 637 887 | 2 346 563 | 2 144 102 |
ПСН | 88 688 | 122 098 | |
ЕСХН | 121 644 | 98 762 | 94 014 |
УСН | 2 427 473 | 2 477 878 | 2 511 308 |
По данным таблицы 1 видно, что упрощенная система налогообложения играет важную роль в системе специальных налоговых режимов, и интерес предприятий к ней с каждым годом возрастает.
Однако, как и у любой другой системы налогообложения, в УСН существуют свои проблемы. Например, применение данного режима налогообложения может снизить доходы организации или индивидуального предпринимателя. Это объясняется тем, что при УСН не выдаются счета-фактуры, поскольку налогоплательщики УСН не относятся к плательщикам НДС, соответственно они не должны выставлять счета-фактуры покупателям и заказчикам. Безусловно, для самих продавцов это является положительным фактором, но у организаций в результате сделок с предпринимателями и организациями, которые работают по УСН, значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет. Поэтому на практике плательщики НДС, как правило, неохотно заключают сделки с теми, кто освобожден от уплаты этого налога. В настоящее время данный вопрос активно обсуждается. В качестве одного из вариантов решения данной проблемы можно рассмотреть возможность выбора налогоплательщиками УСН будут ли они плательщиками НДС или нет.
Еще одним спорным моментом при УСН является выбор объекта налогообложения. Для того чтобы понять их популярность среди предприятий необходимо учитывать, например, такой критерий как число налогоплательщиков в разрезе применяемых объектов (рисунок 1).
Всего по России по итогам 2014 года насчитывалось более 2,5 млн. налогоплательщиков по упрощенной системе налогообложения, из которых 1,3 млн. человек (единиц) приходится на организации и 1,2 млн. – на ИП. Иными словами, количество организаций и индивидуальных предпринимателей, выбравших УСН, схоже. По данным рисунка 1 видно, что организации практически в одинаковой степени выбирают разные объекты налогообложения. Однако что касается индивидуальных предпринимателей, то они в 4 раза чаще выбирают объектом налогообложения доходы, нежели доходы, уменьшенные на величину расходов.
Рисунок 1- Количество налогоплательщиков, применяющих УСН, по состоянию на 01.01.2015 г. всего по России, ед./чел.
Конечно, возможно имеются причины, по которым ИП выбирают чаще объектом налогообложения доходы. Выгодным данный объект, в первую очередь, будет тогда, когда расходы составляют менее 60% доходов, полученных ИП за налоговый период (если по объектам налогообложения в виде доходов и доходов, уменьшенных на величину расходов, установлены налоговые ставки в размере 6% и 15% соответственно).
Стоит посмотреть выбор ИП объектов налогообложения в различных областях центрального федерального округа (рисунок 2).
По данным рисунка 2 видно, что индивидуальные предприниматели во всех областях ЦФО применяют в качестве объекта налогообложения доходы в несколько раз чаще, нежели доходы, уменьшенные на величину расходов. Наименьший разрыв в выборе объектов виден в Липецкой области, где объект в виде доходов выбирают на 21% больше, чем доходы, уменьшенные на расходы. В первую очередь, это связано с тем, что в соответствие с Законом Липецкой области от 24.12.2008 №233-ОЗ для налогоплательщиков по УСН, выбравшим доходы, уменьшенные на расходы, в качестве объекта налогообложения, налоговая ставка установлена в размере 5%. Если учитывать только то, что каждая организация и ИП желают уплатить в бюджет как можно меньше, тогда такой выбор объектов в Липецкой области необоснован, т.к. налоговая ставка по доходам - 6%, а по доходам, уменьшенным на величину расходов - 5%. То есть в любом случае при наличии любого объема расходов выгоднее применять в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Рисунок 2 - Применение УСН с различными объектами налогообложения ИП в 2014 г. по ЦФО (кроме Москвы и Московской области), ед.
Отталкивает предпринимателей от выбора в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы, чаще всего необходимость вести подробный учет как доходов, так и расходов [3; с. 53]. Ведь в книге учета доходов и расходов, которую должны вести организации и ИП, применяющие УСН, налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, не заполняет сведения о расходах, за исключением тех, которые могут повлиять на его налогообложение. Также не всегда большое значение будет иметь поступающая от контрагентов первичная документация и обеспечение ее сохранности. Это объясняется тем, что в ходе налоговых проверок могут запрашивать только необходимые для проверки документы. Следовательно, если расходы не оказывают влияния на формирование налоговой базы, то и документы, их подтверждающие, не имеют отношения к проверке.
Таким образом, многие налогоплательщики УСН при выборе объекта налогообложения не всегда основываются на экономической выгоде, для многих решающим фактором является наиболее упрощенная система ведения документации и предоставления отчетности. Региональным властям стоит обратить особое внимание на применение пониженных ставок по объекту налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, именно для ИП, так как многие субъекты РФ вообще не используют право дифференцирования налоговых ставок по УСН.
ЛИТЕРАТУРА
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ, часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»;
2. Законом Липецкой области от 24.12.2008 №233-ОЗ «Об установлении налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn48/about_fts/docs/5489450;
3. Климова, М.А. Индивидуальное предпринимательство: организация работы / М.А. Климова – М.: Библиотечка «Российской Газеты», 2014. - №12;
4. Современная оценка экономического и налогового потенциала малого предпринимательства: региональный аспект: монография -М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2013;
5. Шакирова, Р. О снижении стимулирующей роли специальных налоговых режимов вследствие изменений налогового законодательства / Р. Шакирова // Российское предпринимательство: всероссийский ежемесячный научно-практический журнал по экономике. – 2014. - №18;
6. Федеральная налоговая служба [электронный ресурс] / Управление информационных ресурсов и технологий. - Электрон. дан. – М.: Официальный сайт ФНС России, 2016. - Режим доступа: www.nalog.ru, свободный. – Загл. с экрана.