Основые средства: сущность, классификация и оценка
Сарычева Д.А.
бакалавр факультета экономики
РГУ имени. С.А.Есенина
Научный руководитель – Сомова Т.Ю.
Ключевые слова: экономика, бухгалтерский учет, основные фонды, наука, капитал, учение, нормативные документы.
Как известно, показателями наличия основных средств принято считать показатели их стоимости. Поскольку правомерность такого решения вопроса вызывает обоснованное сомнение, то для его разрешения необходимо раскрытие сущности понятия «основные средства». Этот термин узаконен в нормативных документах, в частности в положениях по бухгалтерскому учету, как обобщающее наименование объектов, имеющих вещественное выражение и используемых в процессе производства в течение длительного времени в качестве орудий труда. До недавних пор в качестве подобного понятия применялся термин «основные фонды» и поэтому в статистике, например, господствовала «статистика основных фондов» [1, с. 97-118; 2, с. 324-361 и т.д.], и вообще чехарда с этими понятиями в экономической литературе существует до сих пор, равно как в цитируемом учебнике, автор которого вначале утверждает одно, а затем обратно противоположное.
Установить, откуда появился термин «основные фонды», позволяет небольшой исторический экскурс по материалам цитируемого учебника. После пролетарской революции 1917 года, как известно, происходила интенсивная замена терминов экономической науки на новые (как будто от этого зависело изменение сущности явлений – А.В.), и поэтому термин «основные фонды» был введен в оборот взамен понятия «основной капитал», а термин «оборотные фонды» должен был заменить «оборотный капитал» и т.д. Это следует из учебника, в котором однозначно указано что, «Необходимо строго отличать понятие «основные фонды» от понятия «основной капитал». Понятие «основной капитал» дано К. Марксом для капиталистических условий, в которых он (основной капитал) характеризует общественные отношения эксплуатации» [2, с. 325].
Правильность таких выводов подтверждается тем, что понятие «фонды» в русском языке имеет содержание, означающее «денежные средства» [3, с. 684], поскольку термин «фонд» иностранного происхождения, то из словаря иностранных слов узнаем, что он означает запас, накопление, капитал, денежные средства, предназначенные для определенных целей [4].
Исходя из этого, приходим к выводу, что словосочетание «основные фонды» было решено использовать как синоним термина «основной капитал», в новых условиях совершенно обоснованно, и применение его как обобщающего наименования орудий труда, имеющих вещественное выражение неправомерно.
В то же время имеется возможность проиллюстрировать, настолько легко можно внести путаницу в излагаемый материал, некорректно употребляя термины. Для этого достаточно внимательно прочитать фразу из того же учебника до конца: «В условиях капиталистического производства основнойкапитал – средства труда принадлежат исключительно классу капиталистов и служат в их руках средством эксплуатации рабочего класса, средством присвоения прибавочной стоимости. В условиях же социалистического производства роль средств труда, и в частности, роль основных фондов совсем иная» [2, с. 325]. Проблема заключается в том, что автор теперь отождествляет основной капитал со средствами производства, т.е. со «средствами труда», хотя чуть раньше утверждал обратное. Основной капитал это не орудия труда, а деньги, авансированные на них, включая и ту часть, которая находится в обороте, т.е. еще не приняла денежную форму, а вот «основные средства» – это обобщающее наименование вещественного выражения орудий труда. Именно так поступают многие авторы до сих пор, т.е. они не различают вещественное выражение орудий труда (потребительную стоимость) и денежное выражение их стоимости (меновую стоимость).
И то и другое понятия необходимы экономической науке, и поэтому их следует употреблять весьма корректно и аккуратно.
Первичным документом учета основных средств является инвентарная карточка, в которой регистрируются признаки каждого инвентарного объекта и, в частности, полный срок полезного использования, цена и другие, и которая является регистром аналитического материального учета. Синтетический учет основных средств ведется на активном счете 01 по первоначальной или восстановительной стоимости(после переоценки) стоимости объекта.
В то же время аналитический и синтетический учет капитала, авансированного на основные средства, должен осуществляться в рамках бухгалтерского финансового учета.
В силу этого совокупность основных средств организации может быть охарактеризована на определенный момент: на начало и конец периода (месяца, квартала, года), а также в среднем за период – количеством инвентарных объектов.
На основе абсолютных показателей, выраженных в инвентарных объектах, может быть охарактеризовано движение (поступление и выбытие основных средств) в разрезе причин и тем самым рассчитаны относительные показатели поступления и выбытия основных средств, а не показатели движения стоимости.
Наряду с проблемами характеристики наличия и движения основных средств возникают проблемы их классификации. Так, по нашему мнению, объекты, используемые для воздействия на предметы труда в сфере производства, т.е. относящиеся к основным средствам не могут быть непроизводственными. Из этого вытекает нелогичность деления основных средств на производственныеи непроизводственные.
Что же касается деления основных средств на активные и пассивные, то к числу активных следует относить те, которые используются в процессе непосредственного воздействия на предмет труда (машины, станки и др.). Другие объекты основных средств – здания, сооружения и т.д., т.е., используемые для обслуживания процесса производства, следует относить к пассивным.
Отмеченные уточнения в содержании категорий требуют существенного изменения содержания бухгалтерской отчетности, то есть с одной стороны отчетность должна давать характеристику движения основных средств по ихвидам, а с другой стороны должна позволять характеризовать движение основных фондов (капитала, авансированного на основные средства).
В связи с этим в отчетности наряду с движением капитала, авансированного на основные средства, следует отражать движение инвентарных объектов.
Исходя из сформулированного для характеристики эффективности использования основных средств следует рассчитывать показатели отдачи по продукции путем деления ее размера на среднегодовое наличие основных средств, выраженное количеством инвентарных объектов.
Вопрос характеристики размера продукции, созданнойпроизводственной компанией, является одним из важнейших в экономической науке и требует его решения.
Для оценки эффективности использованияактивных основных средств следует ввести понятие «полезный результат», который буде характеризовать, то, что создано в процессе использования данного вида основных средств. Оценку эффективности использования пассивных основных средств следует осуществлять на основе размера произведенной продукции организации. На основе полученных результатов следует рассчитывать обобщающий показатель отдачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Курс социально-экономической статистики [Текст]: учебник / М.Г. Назаров, В.Е. Адамов, И.К. Беляевский и др.; под ред. проф. М.Г. Назарова. –2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1985. – 607 с.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений [Текст] / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – М.: ООО Издательство «Мир и Образование», 2013. – 736 с.
3. Статистика транспорта [Текст]: учебник / Под ред. И.В. Кочетова. – М.: Трасжелдориздат, 1941. – 600 с.
4. Словарь иностранных слов [Текст]. – 18-е изд. – М.: Русский язык, 1989. – 624 с.
УКРЕПЛЕНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Слетова Ю.,
студентка 4 курса факультета экономики
РГУ им.С.А. Есенина
Научный руководитель – Эфендиев У.Н.
Ключевые слова: бюджет, доход, муниципальное образование, налог, безвозмездные поступления.
На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем развития местного самоуправления в России является проблема обеспечения бюджетной самостоятельности муниципальных образований. За последние несколько лет острота данной проблемы возросла. Это связано с недостойностью собственной доходной базы местных бюджетов, что подтверждают данные официальной статистики. В России, больше половины муниципальных образований имеют дефицитный бюджет (в 2013 г. – 45%, 2014 г. – 56,7%, 2015 г. – 47,5%). Ко всему этому больше 50% доходов местных бюджетов формируются за счет межбюджетных трансфертов, что означает высокую зависимость от государства.
Доходы от местных налогов не являются основными при формировании местных бюджетов. К примеру, денежные средства поступающие от налога на имущество физических лиц в городских округах составляют лишь около 0,7% налоговых доходов, в поселениях этот показатель немного выше – 1,9%. А вот, поступления от земельного налога для местного бюджета имеют более существенный характер, потому как в городских округах он формирует 14,6% налоговых доходов, а в поселениях 39,8% [1,c. 45].
В виду этого можно отметить, что муниципальным образованиям для повышения самостоятельности и расширения возможностей своего развития необходим поиск внутренних ресурсов формирования собственных доходов.
Такие внутренние ресурсы сосредоточены в области налоговых и неналоговых доходов бюджета [2, с 36].
Для расширения доходной базы за счет местных налогов необходимо реализовать комплекс мер, которые на наш взгляд могут быть следующими.
Первая мера заключается во введении в экономический оборот неучтенных земельных и имущественных объектов.
Для примера приведем один регион Российской Федерации. На территории Скопинского района жилой фонд составляет 690,2 тыс. квадратных метров жилья, из них 40,7 тыс. квадратных метров находятся в муниципальной собственности.7,5 тыс. многоквартирных домов, из них только под 4,3 тыс. сформированы земельные участки, (присвоен кадастровый номер, определена кадастровая стоимость), все остальные участки, а то есть более 57 % не поставлены на кадастровый учет, а значит, не подлежат налогообложению. В целом, по оценкам специалистов, более чем 40% жилых домов, дачных участков, парковок для автомобилей и прочих объектов не имеют официальных документов на право собственности.
Решением таких проблем может стать проведение инвентаризации и постановки на муниципальный учет земельных и имущественных объектов. Для этого можно использовать различные способы, а именно: оказать помощь гражданам при оформлении прав собственности на их земельные участки и имущество; создать группы, которые будут заниматься выявлением незарегистрированных объектов недвижимости.
Следующей мерой, которая может повысить поступления в местный бюджет является установление экономически обоснованных налоговых ставков по местным налогам.
В Скопинском районе с 2013 года начали применять новые ставки налога на имущество физических лиц, которые по сравнению с прошлыми годами увеличились. На имущество инвентаризационной стоимостью до 300 тысяч рублей ставка не изменилась и осталась равная 0,1%. Значительно увеличилась ставка на имущество, стоимость которого превышает 1,5 млн. руб., и в 2013 году она составила 1,0 %, старая – 0,5 %. Повышение данной ставки привело к увеличению поступлений от этого налога с 346,4 тыс. руб. в 2012 г. до 449,5 тыс. руб. в 2013 г. Однако местному управлению не следует злоупотреблять повышением налогов, ведь может произойти и обратный эффект, который приведет к снижению налоговых поступлений при установлении слишком высоких ставок налогов[4,c.50].
Но налоговые доходы не единственные средства, которые увеличивают доходную базу местных бюджетов, наряду с ними существенную роль играют неналоговые поступления, доля которых в среднем по территории России составляет 10% общих доходов бюджетов.
И для повышения доходной базы местных бюджетов от неналоговых доходов также можно предпринять ряд действенных мер.
Первая, из которых на наш взгляд, заключается в выявлении неиспользуемых земельных участков, постановка их на учет и предоставление юридическим и физическим лицам по договорам аренды или купли-продажи.
По данным Министерства сельского хозяйства Скопинского района cельское хозяйство района специализировано в растениеводстве - на производстве зерна и обеспечении животноводства кормами, в животноводстве - на производстве молока и мяса. Земли сельхоз назначения в районе составляют 146 тыс. га, из них пашни 100 тыс. га, используется пашни - 63 %. За последние четыре года площадь используемой пашни по всем категориям хозяйств увеличилась на 16 668 га, посевная площадь - на 5 028 га. территория района неиспользуемой пашниза последние годы достигает 40% от общей площади пахотных земель.
Следующей мерой неналоговых доходов может быть увеличение эффективности использования имущества, которое находится в собственности муниципальных образований, посредством сдачи в аренду или во временное владение и пользование.
Очень часто, организации, обратившись в органы местного самоуправления за арендой свободного имущества, получают отказ, без объяснения причин. Такое действие связано с тем, что у руководителей бюджетных учреждений отсутствует всякая заинтересованность в сдаче имеющегося у них имущества, потому как доходы от аренды будут направлены в доход муниципалитетов, а не в доход этих учреждений.
И в заключении хотелось бы отметить, что рассмотренные ранее меры по повышению доходной базы муниципальных образований не единственные. Существует множество и других способов увеличения поступлений доходов в собственные бюджеты муниципалитетов. Однако на пути поиска таких способов присутствуют различные препятствия, которые в основном связаны с отсутствием заинтересованности и желания должностных лиц органов местного самоуправления в осуществлении комплекса мер по привлечению доходов на территории муниципального образования, так как это приведет к уменьшению дотаций, поступающих из бюджета субъекта федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М..: ОМЕГА-Л, 2013г.
2. Гончаренко, Л.И. Доходы и расходы местных бюджетов.//Финансы.-2014.- № 7.- С.56-59.
3. Домбровский А.Н. Резервы доходов и эффективность расходов местных бюджетов // Финансы. 2014. № 6. С. 21–24.
4. Закон РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»//СПС Консультант плюс.
5. Материалы сайта «Федеральная служба государственной статистики» // Режим доступа: URL: http:// http://www.gks.ru
6. Материалы сайта администрации и городской Думы города Скопина // Режим доступа: URL: http:// http://skopin-adm.ru/
7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая, 2013г.