Современные кредитные продукты коммерческих банков и пути их совершенствования

Рысева О.,

бакалавр факультета экономики

РГУ имени С.А.Есенина,

Научный руководитель – Булеков О.Е.

Ключевые слова: кредитный продукт, кредитование, овердрафт, кредитная линия, ипотека, потребительское кредитование, образовательный кредит.

Кредитные продукты являются неотъемлемой частью современного мира и экономической жизни.

Кредитный продукт – это банковский продукт, внутреннее содержание которого заключается в установлении, развитии и/или прекращении кредитных взаимоотношений между банком и клиентом. [5, с. 133].

Необходимость и возможность кредита обусловлена закономерностями кругооборота и оборота капитала в процессе воспроизводства: на одних участках высвобождаются свободные денежные средства, на других возникает потребность в них.

С помощью кредита облегчается процесс перелива капитала из одной отрасли в другую с учетом состояния рынка.

Объемы кредитования предприятий и населения растут ежегодно. Интерес к данной услуге со стороны организаций обусловлен возможностью увеличения ресурсов, осуществлению дорогостоящих инвестиций в производство. Кредитные продукты банков, которые ориентированы на юридических лиц, также являются средством поддержки функционирования малого и среднего бизнеса.

Граждане получают возможность улучшения качества жизни, приобретения желаемого имущества без многолетнего накопления средств.

Среди современных кредитных продуктов для юридических лиц выделяют:

- Овердрафт. Овердрафт является займом, который выдается предприятиям для покрытия разрывов по основному расчетному счету, в случае, если на нем отсутствуют денежные средства. Лимит кредитования по овердрафту обычно зависит от среднемесячных оборотов по счету. Погашение овердрафта производится поступлением средств на расчетный счет юридического лица;

- Кредит без конкретного целевого назначения, который заключается в зачисление средств на счет юридического лица единой суммой;

- Целевой кредит. При этом целевое назначение может быть самым разным: пополнение оборотных средств для приобретения сырья, приобретение основных средств, вложение в строительство, научные разработки;

- Кредитную линию. Предоставляет возможность юридическим лицам поэтапно использовать заемные средства в рамках установленного лимита. Кредитная линия может быть как возобновляемой так и невозобновляемой.

При возобновляемой кредитной линии устанавливается определенный лимит, в рамках которого можно погашать и снова брать необходимые средства, оптимизируя тем самым денежные потоки организации. Невозобновляемая кредитная линия позволяет в течение определенного времени по частям получать денежные средства в пределах установленного лимита, однако, частичное погашение такого кредита не увеличивает объема доступных средств;

- Бизнес-ипотеку - кредит для малого и среднего бизнеса под залог приобретаемой коммерческой недвижимости (офисов, торговых площадей, складов, производственных помещений).

Одним из наиболее современных банковских кредитных продуктов являются Инвестиционный и Инновационный кредит.

Под инвестиционным кредитованием, как правило, подразумеваетпроектное финансирование, т.е. предоставление кредитных ресурсов на реализацию конкретного проекта, связанного с приобретением имущества на срок более одного года и с погашением кредита из средств, полученных заемщиком при реализации кредитуемого проекта. Основным предназначением Инновационного кредита является финансирование инноваций, которые вводит организация.

Для предоставления данного вида кредита, банки, как правило, в обязательном порядке требуют доказательства конкурентоспособности продукции, наличия патента, заключения экспертизы, подтверждающей инновационный вид изобретения. Данный кредитный продукт выгоден для предприятий, которые создают «ноу-хау» продукцию и только выводят ее на рынок.

Относительно недавно в линейке кредитных продуктов появилось кредитование франчайзинговых программ.

Данный продукт обычно относится к категории "кредиты для малого бизнеса" и представляет собой классический банковский кредит, хотя и с некоторыми особенностями.

Основная особенность заключается в том, что потенциальный заемщик предварительно выбирает компанию-франчайзера, по франшизе от которой он будет строить свой бизнес на деньги банка.

В некоторых случаях франчайзеры несут дополнительную ответственность перед банком-кредитором в виде поручительства либо в виде выкупа бизнеса франчайзи через определенный срок.

Согласно данным Сбербанка, наибольшее количество кредитов на покупку франшизы приходится на сектор розничной торговли. Примечательно, что предприниматели выбирают недорогие франшизы, первоначальные вложения по которым не превышают 3 млн руб. [1].

Физическим лицам банки предоставляют следующие финансовые продукты:

- Ипотечные кредиты ( для приобретения объектов недвижимости);

- Кредиты без определенного целевого назначения;

-Потребительские кредиты (на покупку бытовой техники, электроники и других предметов быта);

- Кредиты на покупку автотранспорта;

- Кредитные карты.

Ипотека относится к числу самых востребованных продуктов кредитования, позволяющим приобрести недвижимость на вторичном рынке, загородный дом, земельный участок под строительство, стать участником долевого строительства. Срок такого кредита может составлять несколько десятков лет. Ипотечное кредитование отличается крупными суммами займов и серьезным подходом к проверке платежеспособности заемщика. При этом приобретаемая недвижимость остается в залоге у кредитора до момента окончательного расчета. Для удобства потенциальных заемщиков банки размещают на своих сайтах ипотечные калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать будущие платежи и определиться с суммой кредита.

Потребительское кредитование на современном этапе осуществляется, как правило, с привлечением услуг агентов (предприятий розничной торговли, что позволяет клиентам получить кредитные средства на приобретение понравившегося товара непосредственно в магазине). В крупных торговых центрах также работают банковские консультанты. Физические лица активно используют потребительское кредитование для покупки бытовой техники и мебели.

Агентская система, при которой заведение заявки на кредит, оформление с клиентом кредитного договора, а также выдачу товара и кредита осуществляет сотрудник торговой организации самостоятельно, появилась достаточно давно и успешно используется сегодня многими игроками рынка потребительского кредитования. [4].

Автокредитование является одной из разновидностей потребительского кредитования. За кредитом на приобретение автомобиля можно обратиться непосредственно в офис банка. Но наиболее часто выбор подходящей кредитной программы осуществляется в автомобильном салоне.

Одним из наиболее перспективных кредитных продуктов является образовательный кредит. Условия и процентная ставка по образовательному кредиту часто более выгодны чем у обычного потребительского. Некоторые банки предоставляют кредит траншами перед началом учебного семестра. На период обучения часто предоставляется отсрочка по уплате основной суммы долга. Образовательный кредит, представляющий собой особую разновидность банковского кредита, получил свое законодательное оформление со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Широко распространенное и пользующееся популярностью в западных странах образовательное кредитование пока не получило достаточного распространения в Российской Федерации.

Долгое время кредитованием граждан в целях оплаты обучения занимался только Сбербанк России,

Однако система образовательного кредита, разработанная Сбербанком России, малопривлекательна для граждан и не получила широкого распространения. Предлагаемые им кредитные услуги являлись малопривлекательными в силу высокого уровня процентной ставки, с обязательной ежемесячной выплатой процентов за пользование кредитом, невыгодных для граждан условий гарантийного обеспечения кредита.

В настоящее время эти кредиты уже выдают как Сбербанк, так и коммерческие банки, однако по-прежнему пока они не очень распространены. [2, с.33].

Кредитная карта предназначена для совершения её держателем операций, расчёты по которым осуществляются за счёт денежных средств, предоставленных кредитной организацией-эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора. [3, с. 144].

Банки в основном устанавливает лимит исходя из платёжеспособности клиента.

Кредитные карты - один из самых перспективных кредитных продуктов для физических лиц, постепенно заменяющий потребительские кредиты. Основными преимуществами кредитных карт является возможность свободно распоряжаться кредитными средствами (кредитование не носит целевой характер), наличие «беспроцентного» периода, возобновление объема доступных кредитных средств после погашения.

Современная деятельность банков в области кредитования призвана становиться все более массовой и клиентоориентированной, адаптироваться под потребности конкретного клиента, в связи с чем путями совершенствования кредитных продуктов для юридических лиц видятся:

- внедрение отраслевого порядка кредитования;

-участие сотрудников банка в качестве инвестиционных консультантов, которые будут выявлять потребности и возможности клиентов и сами предлагать варианты развития их бизнеса и соответствующие целям предприятия кредитные продукты;

- увеличение срока на который открываются кредитные линии для надежных заемщиков до 5-10 лет;

- упрощение доступа к проектному кредитованию для малого бизнеса;

- существенное смягчение критериев отбора проектов и клиентов, в том числе снятие ограничений по структуре собственности и численности работников для малого бизнеса.

В целях индивидуализации и совершенствования кредитных продуктов для граждан целесообразно внедрение интеллектуального программного обеспечения, которое позволило бы проводить анализ продуктов, используемых клиентом, доступных банковской системе данных о финансовом положении, и на основании анализа формировать предложения актуальные для конкретного физического лица в зависимости от его возраста, должности, семейного положения, региона проживания, наличия других кредитов.

Также актуальным направлением представляется разработка кредитных продуктов с пониженной процентной ставкой, но расширенным страхованием (жизни, здоровья, потери работы), которое снизит банковские риски.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анциферов, Ф. Кредитование франчайзинга // Банковское кредитование. – 2014- № 6.

2. Аронова, С. Образовательные кредиты как новое направление деятельности банков России и их связь с уровнем доходов населения // Банковское право.- 2006. -№ 4.- С. 24 - 27.

3. Воронин А. (ред.) // Национальная платежная система. Бизнес-энциклопедия –ред.-сост. Воронин А. – М: КНОРУС, 2013 – 424 с.

4. Еникеев, А. Приложение BEST PRACTICE // Банковское обозрение.-2015.- № 3.

5. Суходоева Л.Ф., Мудрак А.А. Банковский и кредитный продукт как инновационный термин, фокусирующий клиентоориентированный подход к его экономическому содержанию // Креативная экономика. — 2011. — № 3 (51). — c. 133-138.

6. Информационный ресурсwww.banki.ru

7. Информационный ресурс www.kredity-rf.ru

ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЗА СЧЕТ НЕНАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

Савин А.С.,

бакалавр факультета экономики

РГУ имени С.А. Есенина,

Научный руководитель – Наумов О.В.

Ключевые слова: укрепления доходной части муниципальных образований, муниципальное образование, местное самоуправление, муниципальный бюджет, неналоговые доходы, межбюджетные трансферты.

Ключевая роль в достижении и поддержании устойчивого развития страны принадлежит муниципальным образованиям, которые создаются и функционируют для решения вопросов жизнеобеспечения, связанных общностью проживания граждан и представляют территориально-политическую организацию населения.

Важной особенностью современного этапа развития бюджетно-налоговой системы Российской Федерации является необходимость укрепления финансовой самостоятельности местных органов власти, во-первых, для обеспечения собственных полномочий и, во-вторых, для экономического развития собственных территорий.

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем развития местного самоуправления в России является проблема обеспечения бюджетной самостоятельности муниципальных образований, особенно за счет неналоговых доходов бюджета. За последние несколько лет острота данной проблемы возросла. Это связано с недостойностью собственной доходной базы местных бюджетов, что подтверждают данные официальной статистики информации Министерства финансов Российской Федерации. В Российской Федерации, больше половины муниципальных образований имеют дефицитный бюджет (2013 г. – 46,7%, 2014 г. – 47,5%, в 2015 г. – 50,2%). Помимо этого, больше 55% доходов местных бюджетов в целом по Российской Федерации формируются за счет межбюджетных трансфертов, что означает высокую зависимость от государства. [3, с.23]

Достаточно низкий уровень свободных средств в местном бюджете лишает муниципальные образования и население определенной самостоятельности в решении вопросов местного значения, в реализации позитивных идей на местах. Фактически приходится принимать участие в получении имеющихся (распределяемых) межбюджетных трансфертов, которые не всегда могут быть актуальны для того или иного муниципального образования. [1, с.304]

Сегодня в рамках преобразований в сфере местного самоуправления необходимы системные и качественные изменения, в том числе по проведению дифференцированной политики в отношении различных типов муниципальных образований. Муниципалитеты, являющиеся точками роста, должны получить действенные стимулы для развития, а отстающие в развитии территории прежде всего сельские – гарантии государственной поддержки. [2, с.81]

Инфраструктурно развитым городам дать больше полномочий, в том числе путем предоставления им права расширять перечень решаемых ими вопросов местного значения, развивать налогооблагаемую базу местных бюджетов, потенциал своего территориального роста. В малых городах и в сельских поселения должна осуществляться государственная поддержка, например, в строительстве крупных инфраструктурных объектов, в финансовом обеспечении.

Важным направлением укрепления доходной части муниципальных образований является эффективное управления неналоговыми доходами.

Важную роль в которых, занимает политика управления государственной (муниципальной) собственностью, как основного источника неналоговых доходов муниципальных образований. В качестве основных в этом направлении совершенствования необходимо определить следующие задачи:

– совершенствование законодательства по управлению государственным и муниципальным имуществом, направленное на оптимизацию государственного сектора экономики, в том числе на дальнейшее сокращение избыточной части государственного и муниципального секторов экономики, которая не обеспечивает выполнения функций и полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления;

– повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества, необходимого для обеспечения выполнения функций и полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Для решения данных задач целесообразно использовать следующие меры направленные:

– на совершенствование порядка реализации государственного и муниципального имущества, в том числе повышение информационной прозрачности процесса приватизации, упрощение порядка продажи неликвидного имущества, совершенствование порядка планирования приватизации федерального имущества; [1, с.381]

– на уточнение порядка безвозмездного перераспределения имущества между публичными образованиями в соответствии с разграничением полномочий (функций) между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях обеспечения имущественной основы выполнения всеми органами власти полномочий, возложенных на них Конституцией РФ и федеральными законами;

– на преобразование государственных учреждений, не обеспечивающих реализации функций государства, в иные формы некоммерческих и коммерческих организаций. [1, с.382]

Для решения задач по повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества предлагаются следующие меры:

– совершенствование механизмов управления имуществом федеральных государственных предприятий и учреждений;

– оптимизация деятельности государственных и муниципальных учреждений в части обеспечения необходимого количества и качества производства продукции (работ, услуг), а также соответствия расходов на их производство установленному объему финансирования из средств федерального бюджета;

– обеспечение прозрачности деятельности органов местного самоуправления и государственных организаций по распоряжению государственным и муниципальным имуществом.

В настоящее время необходима принципиально новая модель управления государственным (муниципальным) имуществом, реализация которой позволит добиться эффективного выполнения государственных функций, оптимизации состава имущества, рациональной структуры доходов бюджета и в целом государства. В целом вся система неналоговых доходов бюджетов нуждается в совершенствовании законодательства и выработке эффективных методов управления ими. [3, с.51]

Также для повышения доходной базы местных бюджетов от неналоговых доходов также можно предпринять ряд действенных мер.

Первая, из которых на наш взгляд, заключается в выявлении не используемых земельных участков, постановка их на учет и предоставление юридическим и физическим лицам по договорам аренды или купли-продажи. По данным Министерства сельского хозяйства продовольствия Рязанской области территория неиспользуемой пашни в ряде районах области за последние годы достигает 40% от общей площади пахотных земель. Так, например, в Захаровском муниципальном районе в 2015 году использовалось 42190 гектар пашни, что составляет 62% от общей площади пахотных земель, не обрабатывался 25858 гектар или 38%.

Следующей мерой неналоговых доходов может служить увеличение эффективности использования имущества, которое находится в собственности муниципальных образований, посредством сдачи в аренду или во временное владение и пользование. Не редкость случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели, обратившись в органы местного самоуправления за арендой свободного имущества, получают отказ, без объяснения причин. Такое действие связано с тем, что у руководителей бюджетных учреждений отсутствует всякая заинтересованность в сдаче имеющегося у них имущества, потому как доходы от аренды будут направлены в доход муниципалитетов, а не в доход этих учреждений.

Также органам местного самоуправления необходимо систематизировать сведения о наличии и использовании муниципального имущества, провести его инвентаризацию и найти пути наиболее эффективного его использования. [2, с.147]

В последние годы, появилась негативная тенденция роста собственных неналоговых доходов за счет увеличения поступлений от продажи материальных и нематериальных активов. Что в краткосрочной перспективе ведет к росту неналоговых доходов бюджета муниципального района, укреплению самостоятельности и увеличению принятых на себя расходных обязательств, а в долгосрочной - к еще большей зависимости от межбюджетных трансфертов и необходимости сокращения расходов.

И в заключении хотелось бы отметить, что рассмотренные меры по повышению доходной базы муниципальных образований не единственные. Существует множество и других способов увеличения поступлений неналоговых доходов в структуру собственных доходов бюджета муниципалитетов. Однако на пути поиска таких способов присутствуют различные препятствия, которые в основном связаны с отсутствием заинтересованности и желания должностных лиц органов местного самоуправления в осуществлении комплекса мер по привлечению доходов на территории муниципального образования, так как это приведет к уменьшению дотаций, поступающих из бюджета субъекта федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственные и муниципальные финансы [Текст] / Подъяблонская Л.М., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, - 544 с.

2. Инвестиционная политика муниципального образовании [Текст]: Учебное пособие/ А.Э. Саак, О.А. Колчина. – СПб.: Питер, 2014, – 330 с.

3. Управление социально-экономическим потенциалом региона. [Текст]/ Каллиникова И.О. – Изд. Питер, 2011, – 270 с.

Наши рекомендации