Проблемы и пути совершенствования коммерческих банков на рынке ценных бумаг

В начале 90-х годов в России была выбрана смешанная модель рынка ценных бумаг, на котором одновременно с равными правами присутствовали и банки и небанковские инвестиционные институты. Это европейская модель деятельности универсального коммерческого банка на фондовом рынке, не предполагающая ограничений на операции с ценными бумагами. Риски банка по операциям с ценными бумагами не разграничены с риском по кредитно-депозитной и расчетной деятельности, в то же время благосостояние банка в значительной степени зависит от положения дел у его клиентов, в оборот которых втянуты значительные средства банка (через участие в уставном капитале и облигационных займах).

При рассмотрении эмиссионных операций коммерческих банков, направленных на увеличение уставного капитала, необходимо отметить, что эта эмиссионная деятельность - в значительной степени вынужденная - связана с административными решениями Банка России о постоянном увеличении минимального уставного капитала.

Подобного рода действия Банка России, безусловно, оправданы, если их рассматривать с точки зрения повышения надежности банковской системы в целом. Однако политика, направленная на укрепление банков, время от времени берущая верх во властных структурах, не отвечает потребностям российской экономики.

Заинтересованность коммерческих банков в эмиссии собственных акций и их размещении на открытом рынке можно объяснить рядом обстоятельств. Прежде всего, это инфляция, постоянно обесценивающая собственные капиталы банка и одновременно обуславливающая резкое увеличение “неуправляемых” депозитов (остатков на расчетных счетах), что ведет к нарушению нормативов Центрального Банка РФ. Инфляция лишает банки возможности привлекать долгосрочные депозиты, поэтому для осуществления относительно долгосрочных вложений банки во всевозрастающих размерах должны использовать собственный капитал. Кроме того, высокие котировки банковских акций рассматриваются банками как способ упрочить свои позиции на рынке, расширить сферу влияния и привлечь новых клиентов.

Рассматривая сегодняшний рынок банковских векселей, всех векселедателей можно условно разделить на две группы. С одной стороны многое банки выпускают чисто финансовые векселя, используя их как аналог депозитного займа по прибыли. С другой стороны, существует уже сложившийся круг банков и финансовых организаций, которые используют векселя для совершения разнообразных торгово-финансовых операций. Так что, тот или иной банк, занимающийся вексельным обращением более-менее основательно, предлагает свой вексель не только как ценную бумагу, приносящую определенную прибыль, но и, например, как кредитно-расчетный инструмент. И совсем новая сфера работы банков на этом рынке - создание и поддержание расчетных вексельных схем для регионального бюджетного финансирования.

В условиях недостатка ликвидности и кризиса доверия использование векселей становится менее распространенным. При погашении одного вряд ли стоит ожидать, что будет выписан новый, а поэтому общий объем векселей в обращении уменьшается. Ситуация с облигациями примерно такая же — одни погашаются, а эти объемы рефинансируются в других источниках. В связи с этим осуществлять новые эмиссии облигаций практически невозможно, а падение объясняется погашением ранее выпущенных облигаций.

Проблема фондирования для банков также актуальна. Первичный спрос на корпоративные облигации практически отсутствует в масштабах всей страны. Данный инструмент доступен только крупнейшим банкам, которые размещают достаточно крупные выпуски, и выкупаются они несколькими оговоренными до размещения инвесторами. Для средних или малых банков, тем более, если они планируют выйти на рынок корпоративного долга впервые, могут возникнуть значительные трудности.

Тот факт, что основная часть банков не уделяет должного внимания разработке системы стратегического планирования своей деятельности, приводит к тому, что подразделения банка работают в соответствии с собственными представлениями о стратегии, в результате чего нередко возникают конфликты, даже в определении задач и приоритетов. Для подобных банков неэффективность деятельности объясняется также тем, что органы управления банка не могут сконцентрировать силы коллектива на реализации выработанной стратегии. Успешное развитие хозяйствующего субъекта любой организационно-правовой формы в условиях конкурентного окружения во многом зависит от уровня разработки обоснованных и осмысленных стратегий, которые через реализацию тщательно разработанных и формализованных процедур управления должны воплощаться в жизнь.

Совершенствование системы управления банком должно осуществляться также через реализацию системы контроллинга, являющейся, как показывает опыт экономически развитых стран, эффективным инструментом управления деятельностью предприятий, основывающейся на конкретных условиях рынка, учитывающей его неопределенность, стихийный характер, резкие изменения. Контроллинг интегрирует учет, планирование, маркетинг в единую самоуправляемую систему, в которой четко определяются цели и принципы управления, способы их реализации.

Таким образом, в условиях перехода России к рынку, сопровождаемого тяжелыми финансовыми кризисами, создание эффективной системы управления коммерческим банком, способной адекватно реагировать на быстро меняющиеся условия внешней среды, является актуальнейшей задачей, как для собственников банка, его менеджеров, так и для государства в целом. Без решения указанной задачи банковская система России не сможет эффективно функционировать, будет сдерживать развитие экономики, создавать потенциальную опасность дестабилизации не только экономического, но и общественного развития страны.

Наши рекомендации