Отмывание преступных доходов: стадии и способы легализации преступных доходов, действия банков в под/фт
Музыкантова В.,
бакалавр факультета экономики
РГУ имени С.А.Есенина,
Научный руководитель – Судакова Г.Ю.
Ключевые слова: противодействие отмыванию денег, легализация доходов, обобщенная модель отмывания денег, служба внутреннего контроля.
За последние 20 лет проблема отмывания незаконных доходов стала одной из основных международных проблем, к решению которой привлечены ведущие страны мира. По оценкам экспертов, в последние годы доходы от различного рода преступлений составляют от 2 до 5% мирового валового продукта, т. е. от 1 до 3 трлн дол. США в год, при этом ежегодно в мире отмывается не менее 600 млрд дол. США.[3, с.35]
По данным Росфинмониторинга в 2015г. общий оборот по «сомнительным операциям» составил 11,7 трлн. руб., — сумма, сопоставимая со всеми резервами России.
Таблица 1. - Общий оборот «сомнительных операций» за 2013-2015 годы.
Год | трлн. руб. |
11,7 | |
11,5 | |
16,2 |
За три года выведено из России: 5,3 трлн. руб. По сомнительным операциям поступило в Россию около 1 трлн. руб. Только в 2015 году возбуждено 1,5 уголовных дел.
Вопрос отмывания денег, означающей легализацию доходов, полученных преступным или незаконным путем, приобрел в России особую важность. Наиболее серьезное беспокойство на сегодняшний день вызывают масштабы отмывание денег, и тот урон, который наносит эта практика экономике и обществу.
Различные меры экономического характера, призванные исключить или ограничить возможность использования преступниками приобретенных незаконными путями доходов, представляют собой важнейший компонент программ по борьбе с преступностью.
Основных факторы, способствующие отмыванию денег:
- несоблюдение международных стандартов регулирования финансовой деятельности, несовершенство механизма контроля и мониторинга за деятельностью финансовых институтов;
- распространение коррупции, прежде всего, среди государственных исполнительных, правоохранительных и судебных органов власти;
- ограниченные возможности обмена финансовой информацией с иностранными органами власти и др.
Как правило, процесс отмывания денег включает целый ряд операций, направленных на сокрытие источника финансовых активов, но в целом все эти операции входят в одну из трех стадий обобщенной модели.
Обобщенная модель ОД состоит из трех стадий: размещение, расслоение и интеграция.
На стадии размещения (placement) необходимо изменить форму денежных средств, с целью сокрытия их нелегального происхождения.[4, с.124]
На стадии расслоения (layering) направлена на маскировку проверяемого следа происхождения «грязных» денег в преддверии возможного расследования. Различные финансовые операции наслаиваются одна на другую с целью создания определенных сложностей для правоохранительных органов по отысканию незаконных материальных благ, подлежащих наложению ареста на них и возможной конфискации. В результате маскируется связь между денежными средствами и преступным источником их происхождения.
Вышеупомянутые действия скрываются так, чтобы раствориться в законных сделках. Техническими приемами здесь служат различные варианты выдачи «двойного выставления счетов-фактур» и «обратных ссуд».
На стадии расслоения преступниками также активно используются так называемые оффшорные банки и оффшорные компании, предоставляющие необходимые основания и условия для проведения подобных операций.
Оффшорных зоны предоставляющие нерезидентам льготный режим налогообложения, конфиденциальность информации и защиту прав владения собственностью и денежными средствами, используются не только для отмывания, но и для хранения преступных доходов. По оценкам международных экспертов, постоянно находится в обороте 600 – 700 млрд долл. «грязных денег», что составляет лишь 10% от капитала оффшорных зон.
На стадии интеграции (integration) преступники пытаются трансформировать денежные доходы, полученные от противозаконной деятельности, в средства, имеющие внешне легальное происхождение (деньги обычно вкладываются в бизнес, недвижимость, покупку драгоценностей и др.).
Поскольку процесс отмывания денег протекает через валютные и фондовые биржи, торговцев золотом, казино, компании по продаже автомобилей, страховые и торговые компании.
Для банковского сектора одним из основных инструментов контроля по противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ ФТ) является служба внутреннего контроля.[5, с.36]
Соответствие процедур внутреннего контроля установленным требованиям зависит от целого ряда факторов, таких, как организационная структура банка, его размеры и характер деятельности, конкретная область деятельности, в которой применяется тот или иной метод, и т. п. поэтому невозможно оценить эффективность самых различных методов контроля без учета условий, в которых эти методы используются. Однако в любом сочетании методы контроля должны соответствовать общему принципу функционирования системы внутреннего контроля.[2]
Правила внутреннего контроля должны включать:
- порядок документального фиксирования необходимой информации;
- порядок обеспечения конфиденциальности информации;
- квалификационные требования к подготовке и обучению кадров;
- критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.
Внутренний контроль направлен:
- на защиту банковской системы Российской Федерации от проникновения преступных капиталов;
- исключение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности – легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
- своевременное представление в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и Банк России;
- защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства.
Основная цель системы внутреннего контроля российских кредитных организаций достигается путем организации контроля за соблюдением требований законодательства и иных нормативных актов, обеспечения контроля за банковскими рисками и надлежащим уровнем надежности кредитной организации, меры по предотвращению ОД предпринимаются банками не только в соответствии с требованиями законодательства, но и в собственных интересах.
Нарушения требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» приводит к возникновению серьезных проблем у кредитных организаций.[1]
Согласно данным официального сайта ЦБ РФ, с 1 июля 2013 года по 15 июля 2015 года лицензии были отозваны у 178 банков, из них 72 кредитных организации были лишены права заниматься банковской деятельностью из-за нарушения требований Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В связи с этим внутренние методики риск-подразделений и служб внутреннего контроля кредитных организаций должны на обязательной основе включать положения, касающиеся выполнения мер по ПОД/ФТ.
Отдельно необходимо остановиться на анализе выполнения кредитными организациями принципа «Знай своего клиента». Это одна из основных составляющих проведение процедур по идентификации клиентов. В связи с этим кредитным организациям следует:
– разработать и внедрить комплексные процедуры проверки сведений, представляемых клиентами;
– иметь данные о подлинном владельце счета (если счет был открыт на другое имя) и тщательно проверять данные, удостоверяющие личность, во избежание открытия счетов для фиктивных пользователей;
– располагать данными о профессиональной деятельности клиента и источниках его доходов;
– знать цель, с которой открывается счет, и представлять типы операций, в которые обычно вовлечен данный клиент. при открытии счета сотрудники банка должны понимать, нужно ли отнести клиента к категории высокого риска, требующей повышенного внимания.
В настоящее время для отмывочной деятельности характерно постоянное усложнение преступных схем, ускорение проведения незаконных операций, а также потребность использования транзитных банковских счетов, что приводит к серьезным экономическим и репутационным потерям банков. Злоумышленники постоянно придумывают новые способы обхода банковских программ по выявлению незаконных операций, и только хорошо налаженная система по ПОД/ФТ в банках, способна существенно минимизировать риски, связанные с отмыванием незаконных доходов.
Данные меры способствуют не только сохранению репутации банка как добросовестного учреждения, но и являются необходимым условием его безопасного функционирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001г. № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.)
2. Положение ЦБ РФ «О порядке предоставления в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным Законом №115-ФЗ от 07.08.2001г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" от 20.12.2002г. за №207-П.
3. Котлович С. П. методология борьбы с отмыванием денег.-М.: «ЭКО». № 12, декабрь 2010.- 123 с.
4. Логинов Е. Л. отмывание денег через интернет-технологии: методы использования электронных финансовых технологий для легализации криминальных доходов и уклонения от уплаты налогов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2011. - 212 с.
5. Ревенков П.В., Дудка А.Б., Воронин А.Н., Каратаев М.В. Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках. - М.: КНОРУС: ЦИПСиР, 2012. — 280 с.