Налогообложение транспортных средств: анализ действующей системы и перспективы развития

Каргина А.,

студент факультета экономики

РГУ им. С. А. Есенина,

Научный руководитель – Фролов А. А.

Ключевые слова: налог, транспортное средство, доход, владелец, субъект Российской Федерации, объект налогообложения, налоговая база, налогоплательщик, физическое лицо, организация, ставка налога, окружающая среда, мощность двигателя.

В настоящее время большое значение в любой налоговой системе страны является налогообложение транспортных средств. Сегодня транспортный налог с владельцев различного рода транспорта является не только составной частью источников доходов регионов, но и выполняет функцию регулирования рынка спроса и предложения на транспортные средства. [2, с. 150]

Транспортный налог – это прямой региональный налог, который уплачивают владельцы транспортных средств. [5, с. 5] Он устанавливается и вводится в действие главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге и является обязательным к уплате на территории соответствующего субъекта. Налогоплательщики транспортного налога - организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. [1]

В 99 % случаев объектом налогообложения транспортным налогом являются автомобили. В отношении них налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах. [4, с. 118] Шкала ставок по налогу установлена в зависимости от категории и мощности транспортного средства. Организации исчисляют и уплачивают транспортный налог самостоятельно, для физических лиц налог рассчитывается налоговыми органами и уплачивается на основании налогового уведомления.

Значение транспортного налога в налоговой системе страны обуславливается тем, что он является источником финансирования содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, а также затрат на управление дорожным хозяйством. Видя состояние многих дорожный участков и зная цели, на которые предназначены данные денежные средства, каждый должен понимать, что уплата транспортного налога обязательна. [3, с. 154]

В последние годы действующая система налогообложения транспортных средств в Российской Федерации подвергается критике как законодателями, так и самими налогоплательщиками.[4, с. 119] Практика применения транспортного налога привела к появлению ряда проблем в его исчислении и уплате:

1. При исчислении транспортного налога не учитывается вред, который автомобиль наносит окружающей среде посредством выброса углекислого газа и вредных веществ. Проблема загрязнения воздуха автомобильным транспортном в настоящее время является особо актуальной. Это обусловлено тем, что количество транспортных средств из года в год растет, а их выхлопы негативно влияют на здоровье людей.

Характеристика выбросов вредных веществ транспортными средствами в целом по Российской Федерации в 2015 г. приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Выбросы в атмосферу вредных веществ транспортными средствами в 2015 году

Вид транспорта Со2, тыс. т. NOx тыс. т. C тыс. т. SO2 тыс. т. Pb тыс. т.
Автомобильный 16996,0 2661,0 70,0 450,0 2,40
Речной 26,0 75,0 7,6 26,0 -
Морской 22,0 56,0 5,0 58,0 -
Воздушный 104,0 124,0 - 26,0 -
Железнодорожный 78,0 276,0 16,6 - -

В результате роста количества транспортных средств, использования топлива низкого экологического класса количество выбросов вредных веществ в окружающую среду продолжает расти. [7 с. 85]

2.Действующий транспортный налог не учитывает частоту использования транспортного средства. Многие пожилые люди используют свои старые автомобили всего лишь несколько раз в год, а иногда и вовсе не пользуются ими. При этом транспортный налог должен быть уплачен в полном объеме.

3. Ставка транспортного налога ступенчата, что приводит к абсурдным ситуациям при исчислении суммы налога. Например, владелец автомобиля по ставкам налога в Рязанской области должен уплатить в бюджет:

· с мощностью двигателя 150 л. с – ТН = 150 * 20 = 3000 рублей;

· а с мощностью двигателя 151 л.с. – ТН = 151 * 45 = 6795 рублей.

Разница всего в 1 лошадиную силу приводит к разнице суммы налога, подлежащей уплате в бюджет в 2 раза. При этом автомобили могут быть идентичны. Это провоцирует владельцев транспортных средств использовать коррупционные схемы для уменьшения количества лошадиных сил в ПТС. [7 с. 84]

4.Проблема ошибочных сведений о транспортных средствах, принадлежащих физическим лицам. Причины ошибок разнообразны: потеря информации с бумажных документов, большое количество автомобилей утилизируется, продается, регистрируется на иных владельцев, но во всех случаях собственник транспортного средства числится в автоматизированных системах Госавтоинспекции и ему приходится платить налог за транспортное средство, которое им уже не используется. Поэтому налоговые органы без уведомления из соответствующих органов не могут списать данную задолженность. [4, с. 121]

Стран, в которых, подобно нашей, владельцы транспортных средств платят только за мощность двигателя, в мире осталось не так много. В последнее время в цивилизованных государствах при помощи налогообложения транспортных средств органы государственной власти стараются регулировать транспортную ситуацию так, чтобы в городах становилось меньше пробок, а жители не задыхались от выхлопных газов.

В большинстве таких государств не существует единого транспортного налога. Вместо него могут взиматься следующие налоги:

· налог на имущество - налог, зависящий от стоимости автомобиля.

· экологический налог - налог, стимулирующий пользование не загрязняющими типами транспорта (метро, троллейбус), либо приобретение автомобилей, которые меньше отравляют атмосферу.

· дорожный налог - налог, денежная сумма от уплаты которого идёт на строительство и ремонт автотрасс. [6, с. 27]

Таблица 2 – Налоговая база по налогам, взимаемым с владельцев транспортных средств в зарубежных странах

Страна Налоговая база
Великобритания Объем двигателя и чистота выхлопа
Испания Мощность двигателя и возраст автомобиля; количество вредных выбросов приобретенного автомобиля
Германия Объем двигателя и объем выброса углекислого газа
Франция Объем и мощность двигателя; объем выброса углекислого газа
Япония Объем двигателя и масса автомобиля
США Параметры и габариты автомобиля

Некоторые из этих налогов могут полностью отсутствовать, быть скрытыми, либо объединяться вместе. [6, с. 28]

Перспективы развития системы налогообложения транспортных средств в Российской Федерации в будущем обусловлены ее совершенствованием с применением зарубежного опыта. В частности, для совершенствования транспортного налога могут быть использованы следующие предложения:

1.Усиление экологической направленности транспортного налога. Данное предложение предполагает дифференциацию ставок налога в зависимости от величины выбросов транспортным средством загрязняющих веществ. Для этого предполагается использование технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой». Введение данного регламента будет предусматривать переход к более высоким экологическим требованиям для транспортных средств. Для простоты взимания налога экологический класс транспортного средства может учитываться в паспорте автомобиля. [7 с. 87]

2.Переход к расчету транспортного налога исходя из километров пробега. Расчет предполагается вести на основе данных GPS – устройств в зависимости от категории дороги, характеристики автомобиля и его владельца. Для этой цели необходимо наличие бортового оборудования.

3.Дифференциация ставок транспортного налога для автомобилей с мощностью двигателя от 100 до 150 л. с., так как по статистике данная категория автомобилей является в стране самой популярной. Возможна разбивка интервала шкалы ставок на более мелкие: от 100 до 120 л. с и от 120 до 150 л. с. [4, с. 121]

4. Отмена транспортного налога и введение дополнительных акцизов на бензин. В данном случае автомобилисты смогут платить налог в соответствии с пробегом автомобиля за год. Так как акциз уплачивается в зависимости от количества используемого топлива, то данная система предполагает распределение налоговой нагрузки по принципу – кто больше использует автомобиль и загрязняет окружающую среду, тот платит больший налог. Это в некоторой степени повысит реализацию принципа справедливости в налогообложении транспортных средств. [7 с. 89]

Таким образом, предлагаемые изменения с учетом привлечения к анализу международного опыта методов исчисления транспортного налогообложения, многообразия его форм и видов определяют дальнейшее совершенствование и перспективы развития налогообложения транспортных средств в Российской Федерации по пути установления справедливого транспортного налога или введения взамен него дополнительного акциза на бензин. [3, с. 158]

ЛИТЕРАТУРА

1.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 5 августа 2000 года № 117 – ФЗ // СПС «Консультант плюс».

2.Агузарова Ф. С. Транспортный налог: современное состояние, проблемы и повышение его роли в Российской Федерации / Ф. С. Агузарова // Экономическая политика. – 2015. - № 1. – С. 149 – 158.

3.Власова М. С., Суханов О. В. Налоги и налогообложение для бакалавров / М. С. Власова, О. В. Суханов - М.: КноРус, 2016. – 222 с.

4.Зенчев К. С. Пути реформирования транспортного налога / К. С. Зенчев // Сборник статей по материалам 10 - ой международной научно – практической конференции. – 2013. - № 10. - С. 117 – 122.

5.Митрофанова И. А., Тлисов А. Б. Региональное и местное налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие / И. А. Митрофанова, А. Б. Тлисов – М.: Директ – Медиа, 2015. – 81 с.

6.Рябова Р. Н. Транспортный налог / Р. Н. Рябова // Вестник ИПБ. – 2014. - № 6. – С. 27 - 29

7. Хозяинова К. В. Проблемы исчисления транспортного налога в Российской Федерации и пути их решения / К. В. Хозяинова // Экономика и социум. – 2015. – № 2. – С. 83 - 90

Наши рекомендации