Налогообложение предприятий сельскохозяйственного назначения: проблемы и пути совершенствования
Агамирзаева М. М.,
студентка 4 курса факультета экономики
РГУ им С. А. Есенина
Научный руководитель – Мишакова Н. А.
Ключевые слова: ЕСХН, сельскохозяйственные товаропроизводители, налогообложение, сельское хозяйство, налоговые ставки, налоговый режим.
Сельское хозяйство считается одной из базовых отраслей экономики, обеспечивая, тем самым удовлетворенность населения в продовольствии. Производительность сельского хозяйства, в отличии от других сфер экономики, в значительной степени определяется, складывающимися естественными и климатическими условиями. Они оказывают воздействие не только на высоко урожайность аграрных культур, но и предопределяют степень расходов хозяйствующего субъекта в реализации сельскохозяйственной деятельности.
Проводимая в Российской Федерации налоговая реформа, коснулась и аграрного хозяйства. С 2002 года используется особый налоговый режим в интересах сельскохозяйственных производителей в виде единого сельскохозяйственного налога. Введение этого режима, было ориентировано на облегчение порядка налогообложения субъектов аграрного хозяйства, а кроме этого для исключения рентного заработка, который возникает вследствие налогообложения.
Процедура перехода с общего режима налогообложения на уплату единого сельскохозяйственного налога ( ЕСХН) является добровольным и взимается с доходов уменьшенных на величину расходов. Данный режим налогообложения освобождает от уплаты следующих налогов: налога прибыль организации, налог на имущество и НДС[11].
Значительным ограничением для перехода на ЕСХН считается осуществление требуемого аспекта – часть выручки от реализации сельскохозяйственной продукции собственного изготовления, должна составлять не мене 70 %.
При переходе на данный режим можно выделить, как положительные, так и отрицательные стороны.
К положительным относятся:
- добровольный порядок перехода;
- налог учитывает сезонный характер сельскохозяйственного производства;
- минимальная налоговая нагрузка, сокращение количества налогов и сборов, налоговых рисков;
- возможность уменьшить налоговую базу до нуля, так как объектом налогообложения являются «доходы минус расходы»;
- требование уплаты минимального налога, как при УСН не установлено;
- увеличение производительности изготовления за счет уменьшения налоговых платежей и повышение средств используемых денег, находящихся в распоряжении фирм.
Также можно выделить и отрицательные стороны:
- необходимость соблюдения критериев отнесения производителей к категории «сельскохозяйственный» (при их нарушении в месячный срок после истечения налогового периода необходимо произвести перерасчет налогов по общему режиму налогообложения за прошедший год с уплатой пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним);
- невыгодное положение в цепочке плательщиков НДС, так как вычеты не производятся из бюджета;
- отсутствие реальной картины финансового состояния на отчетную дату, что приводит к ухудшению качества статистики по сельскому хозяйству;
- убыток, полученный налогоплательщиками при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на уплату ЕСХН.
С целью стимулирования развития аграрного производства и увеличения его финансовой производительности нужно улучшать налоговый механизм с учетом особенности отдельных отраслей. Специальный налоговый режим, как один из организационных форм налогового регулирования, должен быть построен таким образом, чтобы система налогообложения, с одной стороны, обеспечивала налоговые поступления в госбюджет, а с другой стороны провоцировала этот вид деятельности, который правительство может переместить в особые условия налогообложения[13].
Мерами по совершенствованию налогообложения аграрных товаропроизводителей являются:
- предельное освобождение аграрных товаропроизводителей от множественности видов налогов, за исключением земельного, налогооблагаемая основа которого должна уменьшаться на величину своих средств, вкладываемых в восстановление агропочвенного плодородия, усовершенствования аграрных угодий и др.
- снижать налогооблагаемую базу прибыли на необходимую сумму, нацеленную на расширение используемых средств;
- шире внедрять налоговые льготы для аграрных и перерабатывающих компаний, инвестирующих ресурсы в модернизацию и увеличение изготовления, производство новейших товаров, введение более современных технологий, повышение поголовья и усовершенствование породного состава большого крупнорогатого скота, разрешение общественных трудностей. Поощрительное обложение налогами изготовителя аграрной продукции считается эффективной гранью правительственного регулирования в государствах с развитым сельским хозяйством. Отличительная черта их налоговой концепции заключается в том, что фискальное назначение налогов уходит на 2-ой план за счет множественных налоговых льгот. В сумме все без исключения типы налогов в данных государствах оформляют 2,5 – 6 % абсолютно всех фермерских расходов.
Таким образом, рассмотрев, положительные и отрицательные моменты перехода на единый сельскохозяйственный режим налогообложения, а также меры по совершенствованию аграрных товаропроизводителей, можно сделать вывод, что применение общего или специального режима является открытым, и каждый налогоплательщик в праве сам выбрать, какой вариант ему более подходит. А от того, в какой мере рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успешное процветание бизнеса, а, следовательно, стабильность и развитие государственной экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 08.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.03.2016)
2. Евстигнеев, Е. Н. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / Евстигнеев Е. Н.. – М: Питер, 2015. – с. 135-147. Пансков В.Г «Налоги и налоговая система РФ» М., 2015
3. Тюмина,М.А. «Единый сельскохозяйственный налог:уч.пос» 2014
4. Тюпакова Н.Н.,БочароваО.Ф./Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей требует совершенствования [Текст]: // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2009. - №4 – С. 45-54.
5. Сайт Федеральной Налоговой Службы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.ru. - свободный