Современные особенности организации кредитного процесса в российских коммерческих банках
Абрамова О.,
бакалавр факультета экономики
РГУ имени С. А. Есенина,
Ключевые слова: банк, кредит, заемщик, кредитная политика, малые предприятия, бизнес.
Успешное развитие предпринимательской деятельности в большей степени зависит от источников финансирования, как долгосрочных, так и краткосрочных. На этапе становления и развития у малых предприятий возникает проблема недостатка обеспеченности финансовыми ресурсами. Реализация потенциала малого бизнеса в решении экономических и социальных проблем тем более невозможна без его адекватной финансово-кредитной поддержки.
На сегодняшний день в России данная проблема стоит особенно остро. В условиях, когда банковская система не позволяет в полном объеме удовлетворить уже существующих или готовящихся открыть собственный бизнес предпринимателей, на первый план выходит потребность совершенствования действующего механизма банковского кредитования субъектов малого бизнеса.
В основе банковской системы лежит механизм банковского кредитования.
Механизм кредитования, как составная часть кредитной системы банка, заключается в привлечении свободных денежных средств вкладчиков на депозитные счета с целью дальнейшего размещения кредитных ресурсов заемщиков на определенных условиях (в зависимости от целевого использования, вида кредита, а также в соответствии с условиями договора кредитования) с последующим возвратом этих средств вкладчикам с определенной доходностью. Тем самым получается кругооборот движения денежных средств, который предполагает получение дохода для вкладчика, заемщика, а также и для банка.
В настоящее время у каждой кредитной организации существуют свои особенности в организационно-экономических подходах в процессе предоставления и возврата кредитных средств. Но, проанализировав деятельность основных ведущих банков в кредитовании субъектов малого предпринимательства в Рязанской области, таких как ПАО «Сбербанк России», АО «Россельхозбанк», ПАО «ВТБ 24», можно сказать, что механизм кредитования имеет сходные черты, а также основные составляющие элементы механизма кредитования.
При взаимодействии банков и малых предприятий возникает ряд проблем, которые мешают взаимовыгодно им сотрудничать. Проанализировав научные статьи, выделим следующие факторы, препятствующие развитию кредитных программ для малого и среднего бизнеса в России:
1. Низкая информативность бухгалтерской отчетности заемщиков – традиционная система отчетности не является информационной для банка, т.к. служит для целей налогообложения (система единого налога на вмененный доход или упрощенная система налогообложения)[1с.88].
2. По мнению банков, оценить бизнес только по официальной отчетности представляется возможным только в 40 % случаев. Так как предоставленная информация в отчетности не всегда отражает реальную ситуацию на предприятии.
3. Наличие связанных предприятий в малом бизнесе (45 % предприятий имеют более двух связанных структур).
4. Тесная связь потоков от бизнеса с семейным бюджетом[3 с.17].
5. Отсутствие у заемщиков опыта привлечения кредитов и обеспечения, удовлетворяющего требованиям кредиторов. Действительно, это влияет на получение кредита, так как требуется объёмный пакет документов при обеспечении, и это затрудняет и оттягивает завершение сделки.
6. Нестабильность экономического положения предприятий, неправильно выбранная сфера деятельности, недооценка конкурентов, переоценка собственных возможностей, неумение правильно рассчитать экономический эффект деятельности, высокий процент банкротства, низкая экономическая образованность руководителей.
7. Необходимость осмотра материальных активов предприятия для их оценки, что приводит банк к дополнительным расходам.
Роль кредитной политики для банка чрезвычайно важна, так как она является его стратегическим и тактическим руководством к деятельности в части привлечения ресурсов и их инвестирования, координирует действия на кредитном рынке, обеспечивает согласованность деятельности подразделений при осуществлении кредитного процесса в банке в целом[3 с. 19].
Исследование, проведенное экономистом Е.В. Пащенко, показало, что проблема банковского кредитования малого предпринимательства состоит в том, что российский малый бизнес и банки с трудом приходят к консенсусу. Необходимо чтобы обе стороны пришли к согласованной оценке реально существующих рисков при оформлении и оценки кредитного продукта.
Для решения данных проблем банкам необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, которая регулирует процессы кредитования, правовое и экономическое положение субъектов малого бизнеса. Также целесообразным будет формирование кредитной политики коммерческих банков в области кредитования малого бизнеса при разработке отдельных и более совершенных методик оценки кредитоспособности и платежеспособности потенциального заемщика.
Кредитная политика определяет основные цели, задачи и приоритеты кредитной деятельности банков. Основными целями проведения кредитной политики коммерческих банков являются: получение максимальной прибыли при минимальном уровне риска и развитие долгосрочных отношений с заемщиком.
Формирование кредитной политики, направленной на привлечение клиентов, а именно субъектов малого предпринимательства, должно начинаться с определения оценки кредитоспособности заемщика.
К социальному профилю заемщика относят его образование, возраст, количество иждивенцев, качество жилья и класс автомобиля. К бизнес профилю соответственно – срок ведения бизнеса, кредитную историю, вид деятельности, собственников, выручку от реализации, уровень постановки учета и отчетности, количество компаний-партнеров, наличие и состояние счетов в других банках. В зависимости от характеристик заемщика банком определяются цели кредита и предлагаются соответствующие условия кредитования.
По данным исследования Н.Ф. Бердичевской, по целям кредитования структура кредитов малого и среднего бизнеса в стране разделяется следующим образом:
- кредиты на пополнение оборотных средств составляют 64 % общего объема кредитования, а кредиты, предоставляемые на инвестиционные цели 18 %, что, в первую очередь, обусловлено дефицитом предложения таких кредитных продуктов.
Срочная структура кредитов характеризуется преобладанием краткосрочных кредитов – 56 % до 1 года, долгосрочные кредиты свыше года составляют 44 %.
Отраслевая структура кредитного портфеля малого и среднего бизнеса показывает, что основными заемщиками являются предприятия торговли – 48 % и предприятия сферы услуг – 30 %[1 с. 94].
Формирование кредитной политики банков в области кредитования субъектов малого предпринимательства имеет ряд особенностей:
– формируются усложненные процедуры кредитования малого предпринимательства, увеличивается объем анализируемой информации, удлиняются сроки рассмотрения заявки;
– малые предприятия нуждаются в меньших суммах, чем крупный и средний бизнес, и, следовательно, приносят банкам меньший доход при сопоставимых затратах;
– высокие кредитные риски банки стремятся компенсировать повышенной процентной ставкой и короткими сроками кредитования;
– отсутствие практики кредитования предприятий на начальном этапе создания.
Основная роль кредитной политики банка заключается в определении важных направлений развития и совершенствования банковского сектора в процессе аккумуляции и инвестирования кредитных ресурсов, развитии кредитного процесса, а также повышении его эффективности.
Таким образом, кредитная политика коммерческого банка основывается на развитии кредитных отношений банка с клиентами и нацелена на их совершенствование и развитие. Коммерческие банки, разрабатывая кредитную политику, прежде всего, нацелены на то, чтобы она помогала управлять, регулировать, рационально выстраивать взаимоотношения между банком и его клиентами по поводу возвратного движения денежных средств.
В процессе разработки кредитной политики банкам необходимо учитывать уровень развития малого и среднего бизнеса, конкурентоспособность кредитных организаций, а также состояние банковской системы государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бердичевская Н. Ф. Состояние и проблемы банковского кредитования субъектов среднего и малого бизнеса /Н. Ф. Бердичевская // Вестник Демитроградского инженерно-технологического института. – Димитроград. 2014. - №2. – С. 88-95.
2. Девин Д. А. Кредитование малого бизнеса как путь стабилизации банковской системы /Девин Д. А. //Сборник ежегодника «Виттеевские чтения». 2014. – С. 127-129.
3. Минасян Г. С. Формирование кредитной политики коммерческого банка в области кредитования малого бизнеса / Г. С. Минасян // Современные исследования социальных проблем. – СПб. 2014 - №11. С. 15-24.
4. Пащенко Е. В. Особенности механизма современного банковского кредитования малого бизнеса / Е. В. Пащенко // Российское предпринимательство. – 2014. - № 8. – С. 20-24.
5. Официальный сайт Ассоциации российских банков: аналитика [Электронный курс]. – Режим доступа: http://www.arb.ru/b2b/analitycs/.