Организация финансовой работы и задачи финансовых структур в корпорации
Управление финансами как подсистема в системе управления предприятием выполняет такие функции как финансовое планирование, организация финансовых расчетов, финансовый контроль и анализ.
В условиях рыночной экономики, когда предпринимательский сектор имеет достаточную степень свободы в принятии и реализации управленческих решений, когда продвижение на рынок каждой дополнительной единицы продукции становится проблемой в условиях жесткой конкуренции, качественно выполненное маркетинговое исследование предопределяет объемы продаж. А любой предприниматель, имеющий хотя бы минимальную финансовую подготовку, знает, что реализация каждой дополнительной единицы продукции сверх объема критической реализации (точки безубыточности) обуславливает прирост прибыли более высокими темпами.
Финансовый план является заключительным документом в обшей системе планов предприятия. Объектом финансового планирования являются процессы создания, распределения, перераспределения и использования денежных потоков. На планируемый период составляются перспективные и текущие финансовые планы (по прибыли, кредитный, капитальных вложений и финансовых инвестиций, баланс доходов и расходов, баланс денежных поступлений и расходов). Задача финансового планирования - обеспечить соответствие финансовых и материальных ресурсов, объем которых определен в соответствующих разделах бизнес-плана.
Важной частью финансовой работы по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами является правильная организация расчетов, обеспечивающих устойчивую систему финансовых отношений с поставщиками ресурсов и потребителями продукции. Это проявляется в соотношении дебиторской и кредиторской задолженности, сальдо штрафов, пени и неустоек по договорам поставки.
Финансовый контроль должен осуществляться на всех стадиях кругооборота средств предприятия. Он может быть внутренним и внешним. Цель внутреннего контроля - наблюдение за ходом хозяйственных процессов внутри предприятия, между его подразделениями. Взаимоотношения предприятия с субъектами внешней среды, включая органы государственной власти, представляют объект внешнего контроля. В результате финансового контроля выявляются отклонения фактических показателей от предусмотренных финансовым планом. Отклонения и нарушения проявляются недостатком или периодическим отсутствием денежных средств на текущем счете, что свидетельствует о текущей неплатежеспособности предприятия. Чрезмерное и длительное по времени количество денежных средств на счетах (по сравнению со средними остатками в предшествующих периодах) свидетельствует о неудовлетворительном использовании денег. Деньги - актив бесприбыльный, если он не используется в обороте.
Финансовая работа состоит из процедур разного уровня сложности и ответственности. На высшем уровне принимаются инвестиционно-финансовые решения по перспективам развития и текущей деятельности, привлечению источников финансирования и их использованию, проведению определенной финансовой политики. Это задачи высших руководителей предприятия и лишь частично делегируется более низким звеньям управления.
Распределение функций финансового менеджмента в крупной корпорации осуществляется следующим образом. Возглавляет финансовую работу вице-президент по финансам, которому подчиняются финансовый управляющий и главный бухгалтер. Должность вице-президента по финансам создается только в крупных компаниях. В средних — финансовый управляющий (директор) и главный бухгалтер, а в малых — только главный бухгалтер. Хотя функции финансового управляющего и главного бухгалтера в корпорации могут быть распределены между службами, они очень тесно взаимосвязаны и не могут выполняться независимо друг от друга. Но в то же время нельзя отождествлять бухгалтерскую и финансовую работу. Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе и обязательствах предприятия. Алгоритм бухгалтерского учета четко задается и корректируется утвержденными государством нормами - Законом о бухгалтерском учете, Планом счетов, национальными стандартами бухгалтерского учета и др.
Цель финансовой работы заключается в обеспечении кругооборота капитала финансовыми ресурсами и распределении их оптимальным образом по разным стадиям кругооборота. Перечисленные задачи имеют определенные механизмы реализации, свои правила и приемы, далекие от правил и приемов бухгалтерского учета. Финансовая работа хоть и регулируется государственными нормативами, финансовый менеджер более свободен в принятии управленческих решений.
Финансовый отдел выполняет следующие обязанности:
- составление тактического и оперативного финансовых планов;
- расчет и корректировки нормативов оборотных средств по отдельным статьям, элементам, видам запасов и затрат в целом по предприятию;
- определение источников финансирования, определение объемов и источников инвестиций, формирование резервных фондов и финансовых резервов предприятия;
- рассмотрение цен на производимую предприятием продукцию, контроль над использованием средств, фондов и резервов, организация финансово-экономических расчетов, участие в подготовке проектов договоров, обоснование форм расчетов.
Финансовый отделв своей деятельности тесно связан с экономическими, снабженческо-сбытовыми, техническими и производственными службами предприятия и совместно с другими отделами обеспечивает:
- со службой маркетинга и отделом сбыта — составление плановой документации по поставкам готовой продукции, разработку цен, условий расчетов;
- со службой снабжения,— разработку цен и графиков поставки, определение оптимального размера заказа и запасов, контроль над запасами товарно-материальныхценностей;
- с отделом капитального строительства — разработку титульных списков строек и объектов, планов финансирования капитальных вложений производственными службами предприятия - участие в разработке норм, нормативов и лимитов расхода производственных ресурсов, контроль над остатками незавершенного производства;
- с конструкторскими и технологическими службами — участие в составление планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организация обеспечения финансирования;
- с бухгалтерией — проверку правильности составления сметных и финансово-сметных расчетов, данных ревизий и инвентаризаций.
Определения конкурентноспособности, средства и управление конкурентноспособностью
Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
«Европейский форум по проблемам управления» определил, что конкурентоспособность - это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостаток этого определения, на наш взгляд, заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики.
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом.
Подводя итог рассмотрению существующего положения дел в проблематике конкурентоспособности, можно сделать следующие выводы. Прежде всего, очевидно, что конкурентоспособность - это свойство практически любых экономических объектов, в том числе и регионов.
Далее, конкурентоспособность, видимо, может в определенных условиях оказаться тождественной таким экономическим категориям, как качество, или эффективность. Из сказанного непосредственно вытекает, что конкурентоспособность является категорией динамической, причем ее динамика обусловлена, прежде всего, внешними факторами, значительная часть которых может рассматриваться как неуправляемые параметры. Утверждают, что применительно к товару конкурентоспособность является развитием категории качества. В случае активных экономических объектов - предприятий и организаций, представленных на рынке - конкурентоспособность представляет собой категорию эффективности, но на более высоком уровне.
Обобщенно понятие «конкурентоспособности» формулируют следующим образом: конкурентоспособность как обобщенная экономическая категория характеризует экономическую ситуацию, включая проектные, производственные, распределительные и потребительские аспекты результатов экономической деятельности. Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы, однако, проявляется в ситуациях конфликта, результатом которого должно стать перераспределение рынка.
В экономической литературе пока отсутствует согласованное определение конкурентоспособности. Значительные затруднения, связанные с выводом универсального определения, состоят в спецификации уровня исследования, на котором предполагается измерить конкурентоспособность. Конкурентоспособность может быть выбрана в качестве предмета анализа на уровне отдельной компании, подотрасли, отрасли, сектора (нескольких отраслей), национальной экономики, интеграционного объединения.
Значительное число работ относится к оценке конкурентоспособности отдельных товаров, агрегированной товарной группы страны.
С другой стороны, довольно заметные расхождения в определении понятия «конкурентоспособность» связываются с различиями в методологиях исследования. Одни методы направлены на определенное представление данных статистики внешней торговли, чтобы получить в итоге численную оценку конкурентоспособности. Другие методы ориентированы, в частности, на анализ используемых ресурсов, что в более общей категории анализа может быть представлено как оперирование показателями экономической эффективности. Методы макроэкономического порядка исследуют возможности оценки конкурентоспособности на национальном уровне, существует ряд других методологических подходов, например связанных с оценкой внешних инвестиций; использующих метафоры (ромб Портера, матрица Бостонской консалтинговой группы) и др.
В соответствии с выбранной методологией и уровнем исследования, как правило, предлагается соответствующая версия определения конкурентоспособности.
В ряде источников указывается на то, что конкурентоспособная отрасль «обладает длительной способностью выгодно увеличивать и поддерживать долю на внутреннем и зарубежных рынках». Следует заметить, что термин «доля рынка» довольно часто встречается в различных определениях конкурентоспособности, и если на внешнем рынке страны речь идет о рынках аналогичной продукции, то на внутреннем рынке этот термин может быть адресован субъектам рынка, отдельному виду продукции, однако трудно, например, сравнивать между собой доли внутреннего рынка, занимаемые продовольствием и машиностроением.
Другое определение конкурентоспособности дал Д.Фрибэйрн (J.Freebairn): «Конкурентоспособность - индикатор способности поставлять товары и услуги в то место, в той форме и в то время, которые требуются покупателю, по ценам аналогичным или более выгодным, чем у других потенциальных поставщиков, зарабатывая при этом, по крайней мере, стоимость, которая способна компенсировать вложенные средства».
Это определение во многом делает попытку вобрать наиболее привлекательные характеристики поставщика, вместе с тем его формализация сталкивается с довольно значительными трудностями, которые, в частности, связаны с доступом к данным.
Европейский Комитет определяет конкурентоспособность как способность страны «увеличивать свою долю на рынке экспорта... Страна имеет конкурентное преимущество по отдельному продукту, когда она может его производить с меньшими альтернативными издержками, чем другие страны».
Очевидно, рынки экспорта всех стран являются мировым рынком, и в этой трактовке речь идет об увеличении доли страны одновременно со снижением издержек. Необходимо пояснить, что проблема издержек, особенно в сфере аграрного производства, имеет особое значение для стран ЕС, где, например, внутренние цены на агропродовольственную продукцию ЕС значительно превышают цены мирового рынка. Однако показателем внешнего спроса на товар все же является величина его продаж, которая может быть достигнута, в том числе за счет максимального снижения добавленной стоимости на единицу товара.
В экономической литературе под конкурентоспособностью принято понимать «свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. Оценка этого свойства позволяет выделять высокую, среднюю, низкую конкурентоспособность».
В этом определении не специфицирован рынок, и если внутренним рынок страны имеет одни стандарты, то требования мирового рынка могут быть более высокими.
Конкурентоспособностью товара также называют «способность товараотвечать требованиям рынка данного вида товара. Главными составляющими конкурентоспособности товара являются: его технический уровень, уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения; соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам; организация сервиса, авторского надзора, гарантийного обеспечения, обучение персонала приобретающей стороны; срок поставки (разработки, создания, продажи), гарантий;цена, условия платежей; актуальность (своевременность) появления данного товара на конкретном рынке; политико-экономическая ситуация в данном регионе».
В литературе можно встретить трактовку конкурентоспособности как синонима качества продукции. Из приведенного выше определения следует некорректность такого отождествления понятий.
Конкурентоспособность - это важная рыночная категория, отражающая одно из важнейших свойств рынка - его конкурентность. При неизменных качественных характеристиках изделия его конкурентоспособность может изменяться в достаточно широких пределах, реагируя на различные факторы, определяемые конкурентной средой предприятия. Таким образом, представляется, что проблема конкурентоспособности является комплексной, лежащей на стыке таких научных дисциплин как экономическая теория, маркетинг, стратегический менеджмент, управление качеством и квалиметрия.
Соответственно проблема анализа и оценки конкурентоспособности продукции должна решаться на основе применения теоретического и прикладного аппарата, созданного в рамках этих научных направлений.
Обобщая высказываемые различными авторами взгляды на конкурентоспособность фирм и организаций, можно сделать вывод, что конкурентоспособными считать можно те хозяйствующие субъекты, которые функционируют эффективно или же предоставляют потребителю конкурентоспособные товары и услуги. В этом смысле проработка проблемы конкурентоспособности активных экономических субъектов мало чем отличается от уровня осмысления конкурентоспособности изделий.
Следует отметить, что в подавляющем большинстве работ, посвященных конкуренции и конкурентоспособности, рассматриваются только свойства данного товара и свойства конкурирующих товаров. Многочисленные расчетные способы определения конкурентоспособности товара оперируют именно этими группами показателей - параметров качества (технических) и экономических параметров. Рассмотрим более подробно эти способы и определим преимущества и недостатки их использования в системе конкурентоспособности.
Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия-производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.
Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции
От выбора базы сравнения в значительной степени зависит правильность результата оценки конкурентоспособности и принимаемые в дальнейшем решения. Базой сравнения могут выступать:
- потребность покупателей;
- величина необходимого полезного эффекта;
- конкурирующий товар;
- гипотетический образец;
- группа аналогов.
В том случае, когда базой сравнения является потребность покупателей, осуществляется выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции, которыми потребитель пользуется при оценке продукции на рынке, а также весомости этих параметров в общем их наборе.
Когда за базу сравнения принимается величина необходимого потребителю полезного эффекта продукции, а также сумма средств, которые потребитель готов израсходовать на приобретение, и потребление продукции, выделяются сам полезный эффект в качестве эталона или сумма средств.
Если оцениваемая продукция имеет конкурента, то товар - образец моделирует потребность и выступает в качестве материализованных требований, которым должна удовлетворять продукция, подлежащая оценке.
Иногда в качестве базы сравнения выступает гипотетический образец, который представляет собой среднее значение параметров группы изделий. Такая процедура используется в том случае, когда информации по конкретному образцу - аналогу недостаточно. Фактически речь идет об анализе потребности, которой может и не существовать, поэтому эта оценка должна рассматриваться как ориентировочная и подлежащая дальнейшему уточнению.
Значительно чаще за базу сравнения принимается группа аналогов, отобранных с точки зрения согласования классификационных параметров образца и оцениваемой продукции, из которых выбираются наиболее представительные, а затем прогрессивные изделия, имеющие наилучшую перспективу для дальнейшего расширения объема продаж.
Рисунок 3. Схема взаимосвязи понятий «конкурентоспособности» различных экономических систем[4]
Таким образом, рассмотрев понятие « конкурентоспособности», можно сделать следующие выводы:
Под конкурентоспособностью понимают:
- свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке;
- способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке;
- характеристику, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.
Обобщая определения конкурентоспособности по отношению к различным экономическим объектам, можно сказать, что конкурентоспособность конкретного объекта - это экономическая категория, позволяющая оценить положение данного объекта относительно сходных объектов-конкурентов на рынке, выраженная через определенный набор показателей (индикаторов).
1.2. Методы, используемые для определения комплексного показателя конкурентоспособности
Проанализируем используемые на практике методы, с помощью которых отдельные критерии организации и продукции, выраженные количественно, объединяются в комплексную оценку конкурентоспособности.
Представление комплексного показателя конкурентоспособности организации и продукции (К) суммой вида:
, (1)
где Кi - единичные показатели конкурентоспособности организации (продукции) общим числом N.
Как отмечают Артур А. Томпсон-мл и А. Дж. Стрикленд, для оценки конкурентоспособности организации (конкурентной силы организации) менеджеры составляют список ключевых факторов успеха данной отрасли и конкурентных преимуществ либо недостатков (6 – 10 показателей). Затем проводится оценка организации по всем показателям (желательно использовать оценки от 1 до 10) и эти оценки суммируются для получения оценки комплексного показателя конкурентоспособности организации[5]. Аналогичная процедура проводится и для наиболее сильных организаций конкурентов. Сравнение полученных оценок комплексных показателей конкурентоспособности организации и конкурентов позволяет выявить преимущество или отставание организации по отношению к конкурентам.
В выражении (1) в качестве единичных показателей конкурентоспособности организации (продукции) могут выступать и относительные значения, полученные путем деления значений конкретных показателей для организации (продукции) на максимальные значения или на соответствующие показатели для наиболее сильной организации конкурента (продукции конкурента). В этом случае рассчитанный по формуле (1) комплексный показатель будет отражать уровень конкурентоспособности организации (продукции) по отношению к организации конкурента (продукции конкурента).
Данный метод отличается простотой, но может искажать общую оценку конкурентоспособности организации, так как единичные показатели конкурентоспособности отдельных показателей не всегда будут одинаково важны для общей оценки.
Представление комплексного показателя конкурентоспособности организации и продукции (К) на основе использования среднего взвешенного арифметического показателя единичных показателей конкурентоспособности:
, (2)
где Кi - единичные показатели конкурентоспособности организации (продукции) общим числом N;
Wi - показатель значимости (веса) i – го единичного показателя конкурентоспособности.
Чаще всего на практике используют нормированные значения значимостей (весов) единичных показателей конкурентоспособности, т.е. их сумма должна быть равной единице. Тогда комплексный показатель конкурентоспособности будет измеряться в той же шкале измерения, что единичные показатели конкурентоспособности.
Этот подход к определению комплексного показателя конкурентоспособности организации предлагают использовать Артур А. Томпсон-мл и А. Дж. Стрикленд, Голубков Е.П и ряд других авторов.
Максимов И., применяя формулу (2), получает для коэффициента конкурентоспособности организации следующее выражение:
Ккп = 0,15Эп + 0,29Фп + 0,23Эс + 0,33Ат,
где Ккп - коэффициент конкурентоспособности организации;
Эп - значение критерия эффективности производственной деятельности организации;
Фп - значение критерия финансового положения организации;
Эс - значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке;
Ат - значение критерия конкурентоспособности продукции.
Коэффициенты 0,15; 0,29; 0,23; 0,33 определены экспертным способом последовательных сравнений. Отдельные показатели Эп, Фп, Эс, Ат в этом выражении в свою очередь также определяются по взвешенным аддитивным выражениям.
Метод позволяет определить оценки комплексных показателей конкурентоспособности для организации и конкурентов и выявить относительную позицию на рынке. Преимущество данного подхода состоит в том, что учитывается важность единичных показателей конкурентоспособности, что дает уверенность в том, что комплексный показатель конкурентоспособности будет более точно отражать измеряемое свойство. К недостаткам этого подхода следует отнести субъективность определения показателей значимости (веса) единичных показателей конкурентоспособности организации.
Определение комплексного показателя конкурентоспособности организации через среднее арифметическое показателей конкурентоспособности отдельных видов продукции:
К = , (3)
где Кi -показатель конкурентоспособности i - ой продукции организации;
N – общее число продукции, производимой организацией.
Белоусов В.Л. предлагает использовать выражение (3) для расчета конкурентоспособности маркетинговой деятельности организации на основе итоговых показателей конкурентоспособности отдельных видов продукции (Кi), которые он называет «коэффициентами маркетингового тестирования конкурентоспособности». В свою очередь каждый показатель конкурентоспособности отдельных видов продукции (Кi) он определяет как сумму коэффициентов рыночной доли, предпродажной подготовки, изменения объема продаж, уровня цен, доведения продукта до потребителя, рекламной деятельности, использования персональных продаж, использования связей с общественностью деленную на общее число этих коэффициентов, т.е. на восемь[6].
В свою очередь Свирейко Н.Е. предлагает использовать выражение (3) для определения конкурентоспособности организации, предварительно оценив конкурентоспособность каждого i – ого вида продукции, по формуле:
Кi = ,
где Е – полезный эффект от потребления продукции, определяемый отношением числа показателей, по которым продукция является наиболее привлекательной для потребителя, к общему числу оцениваемых показателей;
Р – цена потребления продукции.
Подход, предложенный Свирейко Н.Е. дляопределения конкурентоспособности продукции отличается простотой и имеет следующие преимущества:
- определить количество показателей, по которым продукция является привлекательной, проще, чем оценивать каждый показатель и степень его значимости по определенной шкале;
- становится возможной оценка продукции как по количественным, так и по качественным показателям.
В целом же метод, основанный на использовании выражения (3) для определения комплексного показателя конкурентоспособности организации, мало чем отличается от рассмотренных выше.
Представление комплексного показателя конкурентоспособности организации и продукции на основе использования среднего взвешенного геометрического показателя единичных показателей конкурентоспособности:
,(4)
где Кi - единичные показатели конкурентоспособности организации общим числом N;
Wi – весомость (значимость) единичных показателей конкурентоспособности;
П - произведение аргументов с номерамиi = 1, 2, 3,…., N.
Выражение (4) путем логарифмирования преобразуется в линейную зависимость вида (2).
Данный подход к определению комплексного показателя конкурентоспособности организации используют Зулькарнаев И.У. и Ильясова Л.Р[7]. Предварительно предлагается показатель конкурентоспособности, учитывающий действия факторов внешней среды, назвать комплексным показателем внешней конкурентоспособности, организации и представить в виде функции трех групп переменных:
К= К({Кri, i = 1, ..., Nr}, {Wi , i = 1, ..., Nr}, {Фi, i = 1, ..., Nф}),(5)
где К- комплексный показатель внешней конкурентоспособности организации;
Кri - конкурентоспособность отдельных ресурсов организации общим числом Nr;
Wi - весовые коэффициенты общим числом Nr;
Фi - факторы внешней среды общим числом Nф.
В свою очередь, если не учитывать условия внешней среды и учитывать только внутренние ресурсы организации, то комплексный показатель внутренней конкурентоспособности организации будет выражаться в виде:
К = K({Kri, i = 1, ..., Nr}, {Wi, i = 1, ..., Nr}). (6)
Следует отметить, что:
- в условиях действия на организацию одинаковых факторов внешней среды показатели их внешней и внутренней конкурентоспособности будут равны между собой и определяться выражением (6);
- в выражении (6) коэффициенты весомости будут одинаковыми для одноотраслевых групп организации, действующих в условиях конкретного рынка и использующих одинаковые стратегии. Но это не решает задачу объективной оценки конкретных значений весовых коэффициентов;
- показатель доли рынка, занимаемой организацией в данный момент, как результат предыдущей конкурентной борьбы, коррелирует с конкурентоспособностью организации, которую оно имело впредыдущий период;
- показателем результативности организации, отражающим ее сегодняшнюю конкурентоспособность, является также относительная динамика изменения его доли рынка.
В результате комплексный показатель конкурентоспособности организации выражается двумя величинами - долей рынка (Д) и темпами ее изменения (Т), на которые влияют разные ресурсы с соответствующими весовыми коэффициентами (N*r). Поэтому выражение (6) распадается на два выражения:
Д = Кд({Kri, i = 1, ..., N*r}, {Wi, i = 1, ..., N*r}), (7)
где Wi – весовые коэффициенты, используемые для определения доли рынка (Д) общим числом N*r;
Kri – конкурентоспособность отдельных ресурсов, определяющих долю рынка (Д) общим числом N*r.
Т = Kт({Kri, i = N*r + 1, ..., Nr}, {Wi, i = N*r + 1, ..., Nr}),(8)
где в образовании Д и Т могут участвовать разные ресурсы с соответствующими весовыми коэффициентами.
Если организация уже присутствует на данном рынке, то для нее известны показатели ее конкурентоспособности: Д, T.А по известной информации о внутренних ресурсах организации можно оценить ее конкурентоспособность. Здесь неизвестными являются только весовые коэффициенты Wi. Эту задачу решают на примере группы однородных организаций и находят следующее выражение для комплексного показателя конкурентоспособности (доли рынка):
Д =С ∙Р ∙L ,(9)
гдеС - показатель конкурентоспособности организации по её основным средствам;
Р - показатель конкурентоспособности организации по уровню финансового менеджмента;
L - показатель конкурентоспособности организации по уровню кадрового и производственного менеджмента.
Определенная зависимость (9) для комплексного показателя конкурентоспособности (доли рынка) идентична выражению (4) и доказана невозможность использования зависимости (2).
Итак, в работе найдены весовые коэффициенты с помощью использования расчетных методов и определена расчетная формула для определения доли рынка, но при этом:
- было введено множество ограничений;
- не определено выражение для определения темпов роста доли рынка;
- возникают существенные трудности с получением исходной информации по группе однородных организаций.
Характеризуя в целом рассматриваемый метод, основанный на использовании выражения (4) для определения комплексного показателя конкурентоспособности организации (продукции), можно констатировать, что он обеспечивает более точные оценки для комплексного показателя, чем метод, основанный на определении среднего взвешенного арифметического показателя.
Определение комплексного показателя конкурентоспособности продукции на основе полезного эффекта от ее потребления (Е) и цены потребления (Р)[8].
Этот подход широко используется при оценке конкурентоспособности продукции и частично рассмотрен выше. Необходимо отметить, что в данном случае полезный эффект характеризует способность продукции удовлетворять конкретную потребность пользователя и определяется набором показателей качества и рыночной привлекательности продукции, включая уровень качества и его стабильность, уровень новизны,имидж, информативность, цену потребления.
На основе известных значений относительных показателей качества продукции и относительной цены потребления этой продукции в работе / 12 / предлагается использовать для определения комплексного показателя конкурентоспособности продукции выражение:
,(10)
где КН, КК - соответственно конкурентоспособность оцениваемой продукции (КН) и ее конкурента (КК);
- относительное значение i–го показателя качества;
- относительная цена потребления;
n – количество учитываемых показателей качества.
Относительные значения показателей качества и цены потребления получаются из сравнения показателей качества и цены потребления оцениваемой продукции с аналогичными показателями и ценой потребления базовой продукции. За базовую продукцию принимают идеальную потребительскую модель (ИПМ) продукции, т. е. ту продукцию, которую желают приобрести потребители. Часто исследователи учитывают значимость (вес) показателей качества и цены потребления.
Данный подход в большей степени, чем другие подходы, ориентирован на потребителей продукции и учитывает их потребности.
Использование доли рынка и ее изменений (абсолютных и относительных) для продукции в качестве итоговых показателей конкурентоспособности.
Распределение рыночной доли позволяет выделить четыре стандартных положений организаций на рынке:
- лидеры рынка (1);
- организации с сильной конкурентной позицией (2);
- организации со слабой конкурентной позицией (3);
- аутсайдеры рынка (4).
Для определения степени изменения конкурентной позиции организаций целесообразно выделить также типичные состояния организаций по динамике их рыночной доли:
- организации с быстро улучшающейся конкурентной позицией (1);
- организации с улучшающейся конкурентной позицией (2);
- организации с ухудшающейся конкурентной позицией (3);
- организации с быстро ухудшающейся конкурентной позицией (4).
Конкурентная карта рынка строится, исходя из перекрестной классификации размера и динамики рыночной доли. Это позволяет выделить 16 типовых положений организаций, характеризующих их статус и отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов. При классификации организаций предпочтение отдается показателю динамики рыночной доли.
Наиболее значимым статусом обладают организации 1-ой группы (лидеры рынка с быстро улучшающейся конкурентной позицией), наиболее слабым - аутсайдеры рынка с быстро ухудшающейся конкурентной позицией (16-ая группа).
Предлагается несколько усовершенствовать данный подход путем дополненияк качественным характеристикам, по которым классифицируются организации, количественных данных. Согласно соображениям, приведенным в работах, среднее положение занимают организации, доля рынка которых составляет более 1/3 от доли рынка лидера, низкое положение характерно для организаций, доля рынка которых составляет менее 1/3 от доли рынка лидера.
Если установить долю рынка лидера более 40%, то доля рынка организаций с сильной конкурентной позицией пусть будет от 15% до 40%, организаций со слабой конкурентной позицией - от 5% до 15 %, а аутсайдера – менее 5 %.
В свою очередь согласно работам темпы прироста более 10% считаются высокими темпами прироста