Понятия и показатели качества и конкурентоспособности
Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.
Понятие качества продукции
Международная организация по стандартизации определяет качество (ИСО 8402) как совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество продукции формируется на различных этапах жизненного цикла продукции: исследование, проектирование, производство и др. Продукция считается отличного качества, если каждый этап жизненного цикла продукции выполнен на отлично.
Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять. По мере развития научно-технического прогресса и потребностей общества происходит формирование новых требований, и качественная продукция становится недостаточно качественной.
Действительно, совокупность свойств продукции может быть той же (т.е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой.
Совокупность свойств не может быть плохой или хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества» (в зарубежной литературе — «относительное качество», «мера качества»).
Но любой документ или эталон узаконивает определенный набор свойств и характеристик лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя.
Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.
Следовательно, качество как экономическая категория — это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.
Показатели качества продукции
Потребности обычно выражаются в свойствах, в их сравнении с аналогичными свойствами базового, или Эталонного, образца. Такими свойствами могут быть вес, габариты, производительность, цвет, надежность, долговечность и др. Все свойства продукции выделены в группы: показатели назначения (производительность, модность, диапазон измерения); показатели надежности и технологичности; показатели унификации и стандартизации; эстетические показатели; экономические показатели и др.
В зависимости от потребности используется тот или иной показатель или группа показателей. Так, в целях безопасности эксплуатации важен показатель безотказности и Надежности; экономии финансовых ресурсов — показатель использования ресурсов; снижения затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии—долговечность.
Показатели назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Показатели надежности характеризуют изделие с точки зрения надежности эксплуатации — безотказность, ремонтопригодность, долговечность и т.д.
Показатели технологичности —показатели, обеспечивающие рациональное использование материалов, средств труда и времени в процессе технологического цикла. П о к а з а т е л и стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все изделия могут быть подразделены на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше коэффициент стандартизации и унификации изделия, тем лучше с точки зрения производства и эксплуатации.
Экономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. Эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия (сочетание цветов, выразительность формы).
Показатели транспортабельности отражают степень возможности транспортировки изделия различным транспортом без нарушения его свойств. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции. Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции. Показатели без о па с но с т и определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделия, т.е. обеспечивают безопасность при соблюдении условий эксплуатации, ремонта, простоя.
Указанные показатели в совокупности создают базу для сравнения с другой аналогичной продукцией, позволяют оценить их технический уровень.
Понятие конкурентоспособности
В условиях рынка удовлетворенность конкретного потребителя совокупностью предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Конкурентоспособность товара интегрированная характеристика товара, выражающаяся в его способности быть предпочтительнее для покупателей, чем товары конкурентов, и вероятности быть проданными на рынке быстрее других и в большем объеме. Основными факторами, влияющими на конкурентоспособность товара, являются следующие: технические (например, мощность, долговечность), эстетические (дизайн), экономические (цена на рынке, цена потребления), экологические, организационные (условия и сроки поставки, условия гарантийного обслуживания и др.).
Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям по сравнению с другими аналогичными товарами. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.
Каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности. В целом покупатели приобретают тот товар, который более полно соответствует общественным потребностям по сравнению с другими. Поэтому степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке. В это время и происходит острая конкурентная борьба за потребителя. Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром.
Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных потребителем. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот,
Компаниям индустриально развитых стран (Япония, США, Франция, Германия) достаточно добиться конкурентоспособности товаров на внутреннем рынке, чтобы быть уверенными в возможности сбыта своих товаров на внешнем.
Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.
Показатели конкурентоспособности
Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец — это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж на рассматриваемом рынке. Если сравнение конкурентоспособности товара проводится по наиболее предпочтительному параметру, то расчет единичного показателя конкурентоспособности можно проводить по формуле
где - gi- единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру; Пin — величина i-го параметра для анализируемой продукции; Пin — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью. Если за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец.
Количественную оценку конкурентоспособности техники (например, машин и оборудования), имеющей наиболее значимый для покупателя параметр (например, производительность), рассчитанный на денежную единицу, можно рассчитать по формуле
где К — конкурентоспособность анализируемого образца объекта на конкретном рынке, доли единицы; Эо — эффективность анализируемого образца объекта на конкретном рынке, единица полезного эффекта/денежная единица; Эло — эффективность лучшего образца-конкурента, используемого на данном рынке; К1, К2, Кn — корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества.
Иногда параметры продукции не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик используется экспертный метод оценки в баллах.
Показатель конкурентоспособности важен для проектирования требуемых свойств изделия, установления цены, а также при решении других проблем.
Для оценки качества и конкурентоспособности изделий, по мнению специалистов, возможно применение балльной оценки, в соответствии с которой каждому качественному параметру изделия выставляется балл с учетом значимости этого параметра для изделия в целом и избранной для оценки шкалы — 5—10—100-балльной.
К параметрам качества могут быть отнесены как технико-экономические параметры, так и эстетические, соответствие моде и др. Для расчета цены новой продукции можно использовать формулу
где Рн — цена новой продукции, ден. ед.; Рσ— цена базовой продукции, ден. ед.; Бσ — сумма баллов, характеризующих параметры качества базовой продукции; — сумма баллов, характеризующих параметры качества новой продукции; Рσ/Бσ — средняя цена одного балла, характеризующего параметры качества базовой продукции.
Конкурентоспособность организации
Конкурентоспособность организации — способность организации проектировать, производить и реализовывать, товар лучше, чем конкуренты. В понятие конкурентоспособности организации включают интеграцию всех технических, технологических и управленческих решений для достижения поставленной цели. Конкурентоспособность организации является необходимым условием получения и увеличения прибыли от продажи товара, производимого на предприятии. Учитывая, что целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, обеспечение конкурентоспособности организации полностью согласуется с этой целью, является неотъемлемой частью общей политики предприятия и может выражаться в следующем:
• повышении эффективности и рентабельности;
• производстве продукции и услуг, полностью отвечающем требованиям потребителя;
• увеличении доли рынка;
• уменьшении себестоимости производства и реализации продукции;
• стабилизации уровня качества.
Добиться обозначенных целей конкурентоспособности возможно, если предпринимать целенаправленные действия по регулированию всех факторов, воздействующих на конкурентоспособность. .
В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности организации. В то же время, учитывая большое количество факторов, влияющих на объект исследования, анализ конкурентоспособности организации необходимо рассматривать комплексно и системно.
Цель системного анализа предприятия — установление факторов повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров путем повышения эффективности и устойчивости функционирования организации и условий внешней среды. В условиях кризисной ситуации проведение такого анализа даже более необходимо для принятия стратегических решений, чем в условиях стабильной экономики. Этапы проведения системного анализа могут включать:
• качество стратегии организации, уточнение целей исходя из ее внутренних слабых и сильных сторон, внешних угроз и возможностей (SWOT-анализ);
• анализ конкурентоспособности, эффективности и устойчивости функционирования основных конкурентов;
• анализ конкуренции в отрасли, антимонопольного (антитрестовского) законодательства, формы (структуры) и силы конкуренции в отрасли;
• анализ факторов макросреды страны и инфраструктуры данного региона (города), оказывающих позитивное и негативное влияние на организацию;
• анализ показателей качества, качества сервиса, инфраструктуры рынка;
• анализ структуры, содержания и качества связей в системе стратегического маркетинга, инновационного и производственного менеджмента, тактического маркетинга, установление их слабых и сильных сторон;
• анализ конкурентоспособности выпускаемых товаров, новшеств и выполняемых услуг, персонала и технологий, организации в целом;
• анализ эффективности использования ресурсов и рентабельности производства;
• анализ финансовой устойчивости функционирования организации.
Задачей каждого этапа является выявление количественных или качественных показателей, влияющих непосредственно на конкурентоспособность продукции. Между каждым этапом следует устанавливать величину и силу связи показателей этапа и характеристик или показателей конкурентоспособности продукции.
Системность и комплексность подхода к управлению качеством продукции и достижение высокой степени конкурентоспособности на мировом рынке может быть обеспечено путем эффективного функционирования систем менеджмента качества, базирующейся на международных стандартах.