Понятие и виды расходов предприятия, издержки производства продукции.

Понятие расходов введено в экономическую практику гл. 25 Налогового кодекса РФ (2001 г.): «Расходами признаются обосно­ванные и документально подтвержденные затраты,.. осуществ­ленные (понесенные) налогоплательщиком».

Под расходами предприятия понимаются любые траты средств, произведенные для осуществления его деятельности, вне зависимости от целевой направленности и источников финанси­рования. Затраты — это часть расходов, используемая на произ­водство и реализацию продукции (работ, услуг) и включаемая в ее стоимость.

По воспроиз­водственному признаку расходы предприятия подразделяются на три вида:

  • затраты на производство и реализацию продукции, образую­щие ее себестоимость. Это текущие затраты, покрываемые из вы­ручки от реализации продукции при посредстве кругооборота обо­ротного капитала. По экономической сущности эти затраты обес­печивают процесс простого воспроизводства без расширения и модернизации технической базы и увеличения авансированных активов;
  • затраты на расширение и обновление производства. Как пра­вило, это крупные единовременные вложения средств капитально­го характера под новую или модернизированную продукцию. Они расширяют применяемые факторы производства, увеличивают уставный капитал и имущество организации. Затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной ра­бочей силы для нового производства. Эти затраты не включаются в себестоимость продукции и имеют особые источники финансиро­вания: амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредит и проч.;
  • расходы на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные непроизводственные нужды предприятия. Они прямо не связаны с производством, как правило, не включа­ются в себестоимость продукции, финансируются из специальных фондов, формируемых в основном из распределяемой прибыли.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) пред­ставляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства сы­рья и материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных средств, нематериальных активов и других затрат некапитального характера.

Они включаются в себестоимость вы­пускаемой продукции, уровень которой определяет объем прибы­ли, рентабельность продукции и капитала, а также другие конеч­ные показатели финансово-экономической деятельности пред­приятия.

Различают издержки экономические и бухгалтерские.

Под эко­номическими издержками понимаются все виды выплат фирмы по­ставщикам за используемые ресурсы. Они состоят из двух видов: внешних(явных, или денежных) и внутренних(неявных, или им­плицитных).

Внешние издержки представляют собой денежные платежи поставщикам ресурсов: оплату сырья, материалов, топли­ва, заработную плату, начисление износа и т.д. Эта группа издер­жек составляет бухгалтерские издержки, соответствующие затра­там наших отечественных предприятий.

Внутренние издержки фирм имеют неявный, имплицитный характер. Они отражают ис­пользование в производстве ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы: земли, помещений, их личного труда, нематериальных ак­тивов и т.д., за которые фирма формально не платит.

Представляют собой доход на собственный дополнительно используемый ресурс (капитал, землю, труд) в пределах нормального процента или ренты, как если бы денежные средства были положены в банк, земля сдана в аренду и т.д., и нормальную прибыль (она включает заработную плату и вознаграждение предпринимателя, как если бы он работал по найму).

Понятие и виды расходов предприятия, издержки производства продукции. - student2.ru

Понятие «экономические издержки» является общепринятым.

Оно применяется в теории микроэкономики, в плановых расчетах, анализе состава, структуры и выявления резервов снижения издер­жек, в обосновании уровня цен на продукцию и др. Бухгалтерские издержки исчисляются в практической деятельности фирм при подсчете реальной суммы затрат, определении налогооблагаемой прибыли и т.п.

Наши рекомендации