К вопросу о мегарегулировании финансового рынка: международная и российская практика
Брылёв А. А.,
Студент 2 курса бакалавриата, направление «Экономика»,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
Краснодарский филиала, г. Краснодар;
Научный руководитель:
Берлин С. И.,
д.э.н., профессор, заместитель по научной работе, профессор кафедры «Экономика и финансы», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Краснодарский филиала, г. Краснодар.
Аннотация: Автор рассматривает модель мегарегулирования финансового рынка в России и за рубежом, а также выявляет преимущества и недостатки данной модели.
Ключевые слова: мегарегулятор, финансовый рынок.
Summary: The author considers the model of mega-regulation of the financial market in Russia and abroad, and also reveals the advantages and disadvantages of this model.
Keywords: Megaregulator, financial market.
Мировая практика регулирования финансовых рынков выделяет различные модели надзора - единый мегарегулятор; модель twin peaks; смешанные системы, - но на сегодняшний день нельзя сказать, что доводы в отношении преимуществ какой-либо из этих моделей являются весомыми.
Аргументация в пользу Центрального Банка не убедительна, в связи с чем, каждая страна имеет свой путь по построению модели регулирования финансового рынка.
Мегарегулятором считается ведомство, регулирующее и надзирающее за двумя из трех крупнейших категорий финансовых посредников, таких как: банки и страховые компании; банки и компании, работающие на рынке ценных бумаг; инвестиционные и страховые компании [1].
Главным мотивом перехода зарубежных стран к системе мегарегулирования была оптимизация расходов на реализацию надзорных полномочий, однако этот мотив наиболее характерен для небольших стран [2].
Политика Банка России – ставка на крупные банки и огосударствление банковской системы (такие выводы можно сделать из действий регулятора) – не может не тревожить большую часть банковской системы. Создается впечатление, что ЦБ РФ, как, впрочем, и монетарные власти в целом, не заинтересованы в развитии полноценного рынка и добросовестной конкуренции.
Отсутствие конкуренции ослабляет систему и приводит к росту угрозы системных рисков, при котором банк не принимает на себя в полном объеме ответственность за свои действия, перекладывая ее на государство (табл. 1).
Таблица 1 – Примеры регулирования секторов финансового рынка в зарубежных странах
Страна | Банковский | Финансовый | Страховой |
Австралия | Мегарегулятор | Мегарегулятор | Мегарегулятор |
Великобритания | Мегарегулятор | Мегарегулятор | Мегарегулятор |
Китай | Центральный банк | Специальное агентство по надзору за финансовой деятельностью | Специальное агентство по надзору за страховой деятельностью |
США | Центральный банк | Специальное агентство по надзору за финансовой деятельностью | Специальное агентство по надзору за страховой деятельностью |
Индия | Центральный банк | Специальное агентство по надзору за финансовой деятельностью | Специальное агентство по надзору за страховой деятельностью |
Считается, что конкуренция специальных органов по регулированию различных отраслей финансового рынка - благо, тогда как усиление регулятивной монополии ведет к «окаменению» системы надзора и лишает ее внутренних стимулов для развития, при этом позволяя финансовым агентам осуществлять выбор режима регулирования.
Все это возможно эффективно реализовать в рамках единого органа, осуществляющего консолидированный надзор. Таким образом, в январе 2013 года Банк России наделен функциями мегарегулятора.
В качестве преимуществ и недостатков можно выделить следующие (табл. 2).
Таблица 2 – Преимущества и недостатки мегарегулирования финансового рынка России
Мегарегулирование финансового рынка России | |
Преимущества | Недостатки |
Возможность осуществления надзора за финансовыми конгломератами на консолидированной основе | Резкий рост нагрузки как на орган надзора, так и на поднадзорные организации |
Осуществление мониторинга всей финансовой системы в целом и быстрое обеспечение адекватной реакции | Тенденция к установлению чрезмерно большого диапазона функций объединенного надзорного органа, которые в связи с монопольным положением регулятора становятся более жесткими и забюрократизированными, чем у специализированных агентств |
Концентрация информации и полномочий по регулированию в одном регуляторе позволяет применять адресный надзор, учитывающий специфику «молодых» слаборазвитых секторов | Повышение «риска злоупотреблений» во всей финансовой системе |
Экономия масштаба, выражающаяся в том, что одну структуру дешевле содержать, чем несколько | Опасность снижения эффективности надзора из-за меньшего внимания к специфике отдельных секторов финансовой системы |
Унификация стандартов финансовой отчетности, что позволяет устранить существующую разнородность в формах документов и сократить их количество | Низкая эффективность надзора в переходный период |
Сегодня сформировались различные модели в области регулирования финансового рынка, необходимость применения которых продиктована многими объективными причинами, среди которых: внутренние финансовые кризисы и необходимость оптимизации расходов на осуществление функций по регулированию и надзору на финансовом рынке.
Каждая страна руководствуется и учитывает свои особенности делового климата и политической культуры. Россия пошла отличительным от мирового опыта путем, который заключается в изменение последовательности шагов. Мировой опыт показывает, что сначала следует создать предпосылки для реформ, а также тщательно разработать пошаговые планы, а затем постепенно реализовывать их. И только тогда, завершающим этапом этого сложного перехода, который длится, как правило, 10-12 лет, выступает создание мегарегулятора. В России сначала назначили мегарегулятор, затем, за два года необходимо было завершить все процедуры.
Всего за период с 2013 - 2016 гг. лицензии были отозваны у 320 кредитных организаций (рис. 1).
Рисунок 1- Количество банков и иных кредитных организаций у которых ЦБ РФ отозвал лицензию
Мегарегулятором было реализовано немало важных шагов, способствовавших укреплению национального финансового рынка:
- при Банке России созданы Экспертный совет по рынку долговых инструментов и Экспертный совет по секьюритизации финансовых активов;
- заработал операционно-клиринговый центр НСПК;
- завершены работы по созданию системы гарантирования пенсионных накоплений [3]..
На сегодняшний день прошло не так много времени, чтобы иметь возможность подвести итоги реформы по созданию мегарегулятора на финансовом рынке России. Принимая во внимание геополитическую ситуацию и многочисленные риски, выбранной модели регулирования, мегарегулятору, однако, удалось реализовать некоторые стимулирующие меры, которые поспособствовали укреплению финансового рынка страны, в том числе за счет повышения эффективности контроля над его сегментами.
Список использованных источников:
1. Игнатова Т.В., Болдырева Л.В. Финансовый рынок: тенденции посткризисного управления (на примере Краснодарского края) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 1. С. 97-103.
2. Солонина С.В. Меры Банка России по обеспечению экономической безопасности банковской системы // Материалы международной научно-практической конференции в 4-х частях. Ответственный редактор: Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. 2015. С. 39-43.
3. Официальный сайт Банка России. URL: www.cbr.ru (дата обращения 02.04.2017)