Программа государственной итоговой аттестации
Общие положения
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 38.03.01 «Экономика» оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную итоговую аттестацию выпускников. Государственная итоговая аттестация выпускников включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы и государственный междисциплинарный экзамен.
Цель государственного междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» состоит в том, чтобы проверить и оценить фундаментальные знания студентов по базовым дисциплинам основной образовательной программы, Выпускник на государственном междисциплинарном экзамене должен показать глубину общепрофессиональных и специальных знаний по поведению хозяйствующих агентов, их затратам и результатам, по функционирующим рынкам, финансовым и информационным потокам, производственным процессам.
Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
1.2. Требования к уровню подготовки выпускника
Дипломированный бакалавр экономики должен быть подготовлен к профессии в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным стандартом. Бакалавр экономики должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, необходимость регулярно повышать свою квалификацию, как с помощью дальнейшего обучения, так и самостоятельного овладения новыми знаниями.
В результате освоения общеобразовательной программы бакалавриата по направлению 38.03.01 «Экономика» выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферахдеятельности (ОК-3);
- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
- способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
- способностью использовать приемы первой помощи,» методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
- способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК - 3);
- способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4).
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
в расчетно-экономической деятельности:
- способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способностью на основе типовых методик и действующей нормативно- правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
- способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
в аналитической, научно-исследовательской деятельности:
- способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);
- способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);
- способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);
- способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);
- способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
- способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9);
- способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
- способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11);
в педагогической деятельности:
- способностью использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня, существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-12);
- способностью принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-13);
в учетной деятельности:
- способностью осуществлять документирование хозяйственных операций, проводить учет денежных средств, разрабатывать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации и формировать на его основе бухгалтерские проводки (ПК-14);
- способностью формировать бухгалтерские проводки по учету источников и итогам инвентаризации и финансовых обязательств организации (ПК-15);
- способностью оформлять платежные документы и формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней, страховых взносов - во внебюджетные фонды (ПК-16);
- способностью отражать на счетах бухгалтерского учета результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, составлять формы бухгалтерской и статистической отчетности, налоговые декларации (ПК-17);
- способностью организовывать и осуществлять налоговый учет и налоговое планирование организации (ПК-18);
в расчетно-финансовой деятельности:
- способностью рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово- хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений (ПК-19);
- способностью вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ПК-20);
- способностью составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления (ПК-21);
- способностью применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля (ПК-22);
- способностью участвовать в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления, принимать меры по реализации выявленных отклонений (ПК-23);
в банковской деятельности:
- способностью осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов, межбанковские расчеты, расчеты по экспортно-импортным операциям (ПК-24);
- способностью оценивать кредитоспособность клиентов, осуществлять и оформлять выдачу и сопровождение кредитов, проводить операции на рынке межбанковских кредитов, формировать и регулировать целевые резервы (ПК-25);
- способностью осуществлять активно-пассивные и посреднические операции с ценными бумагами (ПК-26);
- способностью готовить отчетность и обеспечивать контроль за выполнением резервных требований Банка России (ПК-27);
- способностью вести учет имущества, доходов, расходов и результатов деятельности кредитных организаций, уплату налогов, составлять бухгалтерскую отчетность (ПК-28);
в страховой деятельности:
- способностью осуществлять оперативное планирование продаж, организовывать розничные продажи, реализовывать различные технологии продаж в страховании, анализировать эффективность каждого канала продаж (ПК-29);
- способностью документально оформлять страховые операции, вести учет страховых договоров, анализировать основные показатели продаж страховой организации (ПК-30);
- способностью осуществлять действия по оформлению страхового случая, составлять отчеты, статистику убытков, принимать меры по предупреждению страхового мошенничества (ПК-31);
- способностью вести бухгалтерский учет в страховой организации, составлять отчетность для предоставления в органы надзора (ПК-32).
Основные виды профессиональной деятельности бакалавра:
- расчетно-экономическая;
- аналитическая, научно-исследовательская;
- организационно-управленческая;
- педагогическая;
- учетная;
- расчетно-финансовая;
- банковская;
- страховая.
Выпускники подготовлены к профессиональной деятельности:
- в экономических, финансовых, маркетинговых, производственно-экономических и аналитических службах организаций различных отраслей, сфер и форм собственности;
- в финансовых, кредитных и страховых учреждениях;
- в органах государственной и муниципальной власти;
- в академических и ведомственных научно-исследовательских организациях;
- в учреждениях системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования, системы дополнительного образования.
2. Программа государственного междисциплинарного экзамена
2.1. Цель и задачи государственного междисциплинарного экзамена
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2015 г. №1327, государственный междисциплинарный экзамен вводится по усмотрению МГУТУ им.К.Г.Разумовского и является составной частью итоговой государственной аттестации. Государственный экзамен позволяет выявить теоретическую подготовку выпускников в соответствии с установленными компетенциями и их готовностью к решению профессиональных задач. В соответствии с этими требованиями программа государственного экзамена охватывает тематику основных профессиональных дисциплин.
2.2. Организация государственного междисциплинарного экзамена
Государственный междисциплинарный экзамен, наряду с выпускной квалификационной работой, является компонентом итоговой аттестации выпускника высшего учебного заведения.
Государственная итоговая аттестация выпускников осуществляется Государственной аттестационной комиссией (ГАК). Председателем ГАК утверждается лицо, не работающее в университете, из числа крупных специалистов по профилю направления. Председатель ГАК организует и контролирует деятельность комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к студентам. Состав комиссии утверждается приказом ректора. В ее состав в обязательном порядке включаются ведущие специалисты крупных предприятий и организаций г.Москвы и области по профилю направления ГАК действует в течение одного календарного года.
Государственный междисциплинарный экзамен проводится в рамках государственной итоговой аттестации выпускников и включает в себя вопросы по дисциплинам, перечень которых утверждается выпускающей кафедрой.
Государственный междисциплинарный экзамен проводится по билетам, содержащим вопросы, составленные в соответствии с учебными планами и программами подготовки бакалавров. Перечни вопросов раздаются студентам за полгода до начала государственного междисциплинарного экзамена. Сдача государственного междисциплинарного экзамена проходит на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии.
К государственному междисциплинарному экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе высшего образования и успешно прошедшие все предшествующие промежуточные испытания, предусмотренные учебным планом.
Государственный междисциплинарный экзамен выпускников направления подготовки 38.03.01 «Экономика» проводится в соответствии с «Положением о государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры», принятым на заседании Ученого совета ФГБОУ «МГУТУ им.К.Г.Разумовского (ПКУ)» от 18.05.2016 г., «Методическими рекомендациями по программе государственного экзамена по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», принятыми на заседании Ученого севета ФГБОУ ВО «МГУТУ им.К.Г.Разумовского (ПКУ)» от 31.03.2015 г.
Целью государственного междисциплинарного экзамена является выявление и объективная (экспертная) оценка уровня теоретической и практической подготовки (степени подготовленности) выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности в данной объектной (предметной) области относительно общих квалификационных требований, установленных Государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки. Государственный междисциплинарный экзамен проводится в сроки, установленные графиком учебного процесса.
Программа государственного экзамена учитывает общие требования к выпускнику, предусмотренные ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», и содержит ключевые и практически значимые вопросы по общепрофессиональной подготовке. Программа государственного экзамена, форма, условия его проведения и критерии оценки ответов выпускника на соответствие требованиям ФГОС ВО обсуждаются на заседаниях выпускающей кафедры, согласовываются с председателем ГАК, утверждаются на ученом совете института. Утвержденная программа государственного экзамена доводится до сведения студентов не позднее, чем за 6 месяцев до его начала.
Распоряжением по инстититу определяется график проведения консультаций к экзамену (обзорных лекций) и самого Государственного экзамена.
Выпускающая кафедра в обязательном порядке организует консультации по подготовке к госэкзамену. На консультации преподаватели выпускающей кафедры знакомят студентов с порядком проведения государственного экзамена, отвечают на вопросы, которые вызывают затруднения, рекомендуют дополнительную литературу и обращают внимание на важнейшие изменения в законодательстве.
Не позднее, чем за неделю до начала государственного экзамена, готовится распоряжение о допуске студентов до итоговой аттестации, которые представляются в ГАК.
2.3. Критерии оценки ответа студентов на государственном междисциплинарном экзамене
Государственный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» проводится по билетам, составленным в соответствии с утвержденной программой в устной форме. В экзаменационный билет включается материал по основным направлениям профиля.
При подготовке студенты оформляют письменно ответы на вопросы на специальных бланках с логотипом Института. Эти листы с ответами подписываются студентом.
При устном опросе, проводимой комиссией с каждым студентом персонально, обращается внимание на полноту и грамотность ответов на вопросы экзаменационных билетов, а также дополнительных вопросов членов комиссии.
Результаты экзамена обсуждаются на закрытом заседании ГАК, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания аттестационной комиссии.
Оценка выставляется:
«отлично»,если выпускник продемонстрировал:
• глубокие и твердые знания всего программного материала учебных дисциплин, глубокое понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых явлений (процессов), твердые знания основных положений смежных дисциплин;
• четкие, лаконичные, логически последовательные, полные, правильные и конкретные ответы на поставленные вопросы;
• умение самостоятельно анализировать и прогнозировать, рассматривать явления и процессы в их взаимосвязи и диалектическом развитии, применять математический аппарат и применять теоретические положения к решению практических задач, делать правильные выводы из полученных результатов;
• твердые навыки, обеспечивающие решение задач дальнейшей профессиональной деятельности;
«хорошо»,если выпускник продемонстрировал:
• достаточно полные и твердые знания всего программного материала, дисциплин, вынесенных на государственный экзамен, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов (явлений), достаточно полно освоил знания основных положений смежных дисциплин;
• последовательные, правильные, конкретные, без существенных неточностей ответы на поставленные вопросы; свободное устранение замечаний о недостаточно полном освещении отдельных положений при поставке дополнительных вопросов;
• умение самостоятельно анализировать изучаемые явления и процессы, применять основные теоретические положения и математический аппарат к решению практических задач в сфере экономики;
• достаточно твердые навыки и умения, обеспечивающие решение задач предстоящей профессиональной деятельности;
«удовлетворительно»,если выпускник продемонстрировал:
• знание основного материала учебных дисциплин, выносимых на государственный экзамен без частных особенностей и основных положений смежных дисциплин;
• правильные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы;
• умение применять теоретические знания к решению основных практических задач, ограниченное использование математического аппарата;
• слабые навыки, необходимые для профессиональной деятельности;
«неудовлетворительно»,если выпускник продемонстрировал:
• отсутствие знаний значительной части программного материала;
• неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, существенные и грубые ошибки в ответах на дополнительные вопросы, непонимание сущности излагаемых вопросов;
• неумение применять теоретические знания при решении практических задач, отсутствие навыков в использовании математического аппарата;
• отсутствие навыков, необходимых для предстоящей профессиональной деятельности.
Студенты, не сдавшие итоговый экзамен, не допускаются к защите выпускной квалификационной работы.
Лицам, завершившим освоение основной образовательной программы и не подтвердившим соответствие подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего образования при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, при восстановлении в вузе назначаются повторные итоговые аттестационные испытания в порядке, определяемом высшим учебным заведением.
Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний назначается не ранее, чем через три месяца и не более чем через три года после прохождения государственной итоговой аттестации впервые.
Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться высшим учебным заведением более двух раз.
Пересдача государственного экзамена в целях повышения оценки, а также при получении оценки «неудовлетворительно» не допускается в период итоговой государственной аттестации текущего учебного года.
Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из вуза.
Дополнительные заседания государственных аттестационных комиссий организуются в установленные высшим учебным заведением сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине.
Содержание программы государственного экзамена
В Государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» приведен обязательный минимум содержания дисциплин, так называемые дидактические единицы. В связи с этим по дисциплинам направления подготовки в данной программе приведены ключевые категории, которые содержатся в рабочих программах дисциплин, разработанных преподавателями кафедрой «Финансово-правовых, гуманитарных и социально-экономических дисциплин».
Содержание программы государственного экзамена представлено вопросами, которые характеризуют основные направления подготовки бакалавров. (Приложения 13,14,15).