Государственной итоговой аттестации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Московский областной казачий институт технологий и управления (филиал) ФГБОУ Высшего образования

«Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г Разумовского» (ПКУ)

Кафедра финансово-правовых, гуманитарных и социально-экономических дисциплин

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор института

_____________К.Г.Гедз

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Государственной итоговой аттестации

Рекомендуется для подготовки бакалавров по направлению

Экономика»

Квалификация выпускника- бакалавр

(очная, очно-заочная и заочная формы обучения)

Москва 2016
Утверждена на заседании ученого совета института от 31 августа 2016, протокол № 1.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2015 г. № 1327.

Составители:

Грунин А.А. – д.э.н., профессор, зав.кафедрой «Финансово-правовых, гуманитарных и социально-экономических дисциплин»;

Грунина О.А. –к.э.н., доцент кафедры «Финансово-правовых, гуманитарных и социально-экономических дисциплин»;

Гедз К.Г. – старший преподаватель кафедры «Финансово-правовых, гуманитарных и социально-экономических дисциплин»;

Сагатчук С.П. – к.ф.н., доцент кафедры «Финансово-правовых, гуманитарных и социально-экономических дисциплин».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ- 5

1. Программа государственной итоговой аттестации- 6

1.1.Общие положения. 6

1.2. Требования к уровню подготовки выпускника. 6

2. Программа государственного междисциплинарного экзамена- 12

2.1. Цель и задачи государственного междисциплинарного экзамена. 12

2.2. Организация государственного междисциплинарного экзамена. 13

2.4. Содержание программы государственного экзамена. 18

3. Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ бакалавров- 19

3.1. Цель и задачи выполнения выпускной квалификационной работы.. 19

3.2. Организация подготовки, выполнения и защиты выпускной квалификационной работы.. 21

3.2.1. Выбор темы и закрепление научного руководителя- 21

3.2.2 Составление плана и требования к содержанию- 22

выпускной квалификационной работы- 22

3.2.3. Подбор и изучение литературных источников- 23

и нормативных актов- 23

3.2.4. Примерная тематика выпускных квалификационных работ-- 24

3.2.5. Оформление выпускной квалификационной работы- 25

3.2.6. Структура, содержание и объем выпускной квалификационной работы 32

3.2.7. Контроль выполнения выпускной квалификационной работы- 38

3.2.8. Подготовка выпускной квалификационной работы- 40

3.2.9. Допуск к защите и защита выпускной квалификационной работы- 41

3.2.10. Критерии оценки знаний, умений и навыков выпускников- 43

по результатам подготовки и защиты выпускных- 43

квалификационных работ-- 43

4. Учебно-методическое обеспечение- 45

4.1. Литература. 45

4.2. Программное обеспечение: 45

4.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: 45

4.4. Интернет-ресурсы.. 45

Приложение 1 Образец заявления студента- 46

Приложение 2 Образец титульного листа- 48

Приложение 3 Образец оформления задания- 50

Приложение 4 Образец оформления содержания- 52

Приложение 5 Примерная структура отзыва на выпускную квалификационную работу 53

Приложение 6 Примерная структура рецензии (внешнего отзыва) на работу- 55

Приложение 7 Образец справки о практическом внедрении результатов исследования 58

Приложение 8 Примерный план вступительного слова на защите дипломной работы 60

Приложение 9 Оформление сносок на нормативно-правовые и литературные источники 61

Приложение 10 Образец оформления списка использованной литературы- 63

Приложение 11 Примеры оформления таблиц- 67

Приложение 12 Примеры оформления схем, диаграмм, графиков- 69

Приложение 13 Вопросы для подготовки к государственному экзамену по направлению38.03.01 «Экономика» («Бухгалтерский учет, анализ и аудит») 70

Приложение 14 Вопросы для подготовки к государственному экзамену по направлению38.03.01 «Экономика («Финансы и кредит») 82

Приложение 15 Вопросы для подготовки к государственному экзамену по направлению 38.03.01 «Экономика» («Экономика организаций») 89

Приложение 16 Перечень тем выпускных квалификационных работ по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» («Бухгалтерский учет, анализ и аудит») 97

Приложение 17 Перечень тем выпускных квалификационных работ по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» («Финансы и кредит») 101

Приложение 18 Перечень тем выпускных квалификационных работ по направлению подготовки38.03.01 «Экономика» («Экономика организаций») 107

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная подготовка выпускников высшего образования поэтапно формируется в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин основной образовательной программы, выполнения практических заданий, курсовых и контрольных работ. На каждом этапе обучения осуществляется текущий контроль полученных знаний с помощью зачетов и экзаменов. При проведении текущего контроля задания в билете обязательно предусматривают логико-экономическую связь между дисциплинами, позволяя углублять и расширять диапазон проверки знаний. Завершающим этапом, позволяющим объективно оценить уровень подготовки бакалавров, являются государственные испытания: сдача государственного междисциплинарного экзамена по направлению подготовки и защита выпускной квалификационной работы.

Общие положения

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 38.03.01 «Экономика» оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную итоговую аттестацию выпускников. Государственная итоговая аттестация выпускников включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы и государственный междисциплинарный экзамен.

Цель государственного междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» состоит в том, чтобы проверить и оценить фундаментальные знания студентов по базовым дисциплинам основной образовательной программы, Выпускник на государственном междисциплинарном экзамене должен показать глубину общепрофессиональных и специальных знаний по поведению хозяйствующих агентов, их затратам и результатам, по функционирующим рынкам, финансовым и информационным потокам, производственным процессам.

Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

1.2. Требования к уровню подготовки выпускника

Дипломированный бакалавр экономики должен быть подготовлен к профессии в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным стандартом. Бакалавр экономики должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, необходимость регулярно повышать свою квалификацию, как с помощью дальнейшего обучения, так и самостоятельного овладения новыми знаниями.

В результате освоения общеобразовательной программы бакалавриата по направлению 38.03.01 «Экономика» выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферахдеятельности (ОК-3);

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);

- способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

- способностью использовать приемы первой помощи,» методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);

- способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК - 3);

- способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4).

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

в расчетно-экономической деятельности:

- способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способностью на основе типовых методик и действующей нормативно- правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

- способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

в аналитической, научно-исследовательской деятельности:

- способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);

- способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);

- способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);

- способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);

- способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8);

в организационно-управленческой деятельности:

- способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9);

- способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

- способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11);

в педагогической деятельности:

- способностью использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня, существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-12);

- способностью принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-13);

в учетной деятельности:

- способностью осуществлять документирование хозяйственных операций, проводить учет денежных средств, разрабатывать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации и формировать на его основе бухгалтерские проводки (ПК-14);

- способностью формировать бухгалтерские проводки по учету источников и итогам инвентаризации и финансовых обязательств организации (ПК-15);

- способностью оформлять платежные документы и формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней, страховых взносов - во внебюджетные фонды (ПК-16);

- способностью отражать на счетах бухгалтерского учета результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, составлять формы бухгалтерской и статистической отчетности, налоговые декларации (ПК-17);

- способностью организовывать и осуществлять налоговый учет и налоговое планирование организации (ПК-18);

в расчетно-финансовой деятельности:

- способностью рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово- хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений (ПК-19);

- способностью вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ПК-20);

- способностью составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления (ПК-21);

- способностью применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля (ПК-22);

- способностью участвовать в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления, принимать меры по реализации выявленных отклонений (ПК-23);

в банковской деятельности:

- способностью осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов, межбанковские расчеты, расчеты по экспортно-импортным операциям (ПК-24);

- способностью оценивать кредитоспособность клиентов, осуществлять и оформлять выдачу и сопровождение кредитов, проводить операции на рынке межбанковских кредитов, формировать и регулировать целевые резервы (ПК-25);

- способностью осуществлять активно-пассивные и посреднические операции с ценными бумагами (ПК-26);

- способностью готовить отчетность и обеспечивать контроль за выполнением резервных требований Банка России (ПК-27);

- способностью вести учет имущества, доходов, расходов и результатов деятельности кредитных организаций, уплату налогов, составлять бухгалтерскую отчетность (ПК-28);

в страховой деятельности:

- способностью осуществлять оперативное планирование продаж, организовывать розничные продажи, реализовывать различные технологии продаж в страховании, анализировать эффективность каждого канала продаж (ПК-29);

- способностью документально оформлять страховые операции, вести учет страховых договоров, анализировать основные показатели продаж страховой организации (ПК-30);

- способностью осуществлять действия по оформлению страхового случая, составлять отчеты, статистику убытков, принимать меры по предупреждению страхового мошенничества (ПК-31);

- способностью вести бухгалтерский учет в страховой организации, составлять отчетность для предоставления в органы надзора (ПК-32).

Основные виды профессиональной деятельности бакалавра:

- расчетно-экономическая;

- аналитическая, научно-исследовательская;

- организационно-управленческая;

- педагогическая;

- учетная;

- расчетно-финансовая;

- банковская;

- страховая.

Выпускники подготовлены к профессиональной деятельности:

- в экономических, финансовых, маркетинговых, производственно-экономических и аналитических службах организаций различных отраслей, сфер и форм собственности;

- в финансовых, кредитных и страховых учреждениях;

- в органах государственной и муниципальной власти;

- в академических и ведомственных научно-исследовательских организациях;

- в учреждениях системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования, системы дополнительного образования.

2. Программа государственного междисциплинарного экзамена

2.1. Цель и задачи государственного междисциплинарного экзамена

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2015 г. №1327, государственный междисциплинарный экзамен вводится по усмотрению МГУТУ им.К.Г.Разумовского и является составной частью итоговой государственной аттестации. Государственный экзамен позволяет выявить теоретическую подготовку выпускников в соответствии с установленными компетенциями и их готовностью к решению профессиональных задач. В соответствии с этими требованиями программа государственного экзамена охватывает тематику основных профессиональных дисциплин.

2.2. Организация государственного междисциплинарного экзамена

Государственный междисциплинарный экзамен, наряду с выпускной квалификационной работой, является компонентом итоговой аттестации выпускника высшего учебного заведения.

Государственная итоговая аттестация выпускников осуществляется Государственной аттестационной комиссией (ГАК). Председателем ГАК утверждается лицо, не работающее в университете, из числа крупных специалистов по профилю направления. Председатель ГАК организует и контролирует деятельность комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к студентам. Состав комиссии утверждается приказом ректора. В ее состав в обязательном порядке включаются ведущие специалисты крупных предприятий и организаций г.Москвы и области по профилю направления ГАК действует в течение одного календарного года.

Государственный междисциплинарный экзамен проводится в рамках государственной итоговой аттестации выпускников и включает в себя вопросы по дисциплинам, перечень которых утверждается выпускающей кафедрой.

Государственный междисциплинарный экзамен проводится по билетам, содержащим вопросы, составленные в соответствии с учебными планами и программами подготовки бакалавров. Перечни вопросов раздаются студентам за полгода до начала государственного междисциплинарного экзамена. Сдача государственного междисциплинарного экзамена проходит на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии.

К государственному междисциплинарному экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе высшего образования и успешно прошедшие все предшествующие промежуточные испытания, предусмотренные учебным планом.

Государственный междисциплинарный экзамен выпускников направления подготовки 38.03.01 «Экономика» проводится в соответствии с «Положением о государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры», принятым на заседании Ученого совета ФГБОУ «МГУТУ им.К.Г.Разумовского (ПКУ)» от 18.05.2016 г., «Методическими рекомендациями по программе государственного экзамена по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», принятыми на заседании Ученого севета ФГБОУ ВО «МГУТУ им.К.Г.Разумовского (ПКУ)» от 31.03.2015 г.

Целью государственного междисциплинарного экзамена является выявление и объективная (экспертная) оценка уровня теоретической и практической подготовки (степени подготовленности) выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности в данной объектной (предметной) области относительно общих квалификационных требований, установленных Государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки. Государственный междисциплинарный экзамен проводится в сроки, установленные графиком учебного процесса.

Программа государственного экзамена учитывает общие требования к выпускнику, предусмотренные ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», и содержит ключевые и практически значимые вопросы по общепрофессиональной подготовке. Программа государственного экзамена, форма, условия его проведения и критерии оценки ответов выпускника на соответствие требованиям ФГОС ВО обсуждаются на заседаниях выпускающей кафедры, согласовываются с председателем ГАК, утверждаются на ученом совете института. Утвержденная программа государственного экзамена доводится до сведения студентов не позднее, чем за 6 месяцев до его начала.

Распоряжением по инстититу определяется график проведения консультаций к экзамену (обзорных лекций) и самого Государственного экзамена.

Выпускающая кафедра в обязательном порядке организует консультации по подготовке к госэкзамену. На консультации преподаватели выпускающей кафедры знакомят студентов с порядком проведения государственного экзамена, отвечают на вопросы, которые вызывают затруднения, рекомендуют дополнительную литературу и обращают внимание на важнейшие изменения в законодательстве.

Не позднее, чем за неделю до начала государственного экзамена, готовится распоряжение о допуске студентов до итоговой аттестации, которые представляются в ГАК.

2.3. Критерии оценки ответа студентов на государственном междисциплинарном экзамене

Государственный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» проводится по билетам, составленным в соответствии с утвержденной программой в устной форме. В экзаменационный билет включается материал по основным направлениям профиля.

При подготовке студенты оформляют письменно ответы на вопросы на специальных бланках с логотипом Института. Эти листы с ответами подписываются студентом.

При устном опросе, проводимой комиссией с каждым студентом персонально, обращается внимание на полноту и грамотность ответов на вопросы экзаменационных билетов, а также дополнительных вопросов членов комиссии.

Результаты экзамена обсуждаются на закрытом заседании ГАК, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания аттестационной комиссии.

Оценка выставляется:

«отлично»,если выпускник продемонстрировал:

• глубокие и твердые знания всего программного материала учебных дисциплин, глубокое понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых явлений (процессов), твердые знания основных положений смежных дисциплин;

• четкие, лаконичные, логически последовательные, полные, правильные и конкретные ответы на поставленные вопросы;

• умение самостоятельно анализировать и прогнозировать, рассматривать явления и процессы в их взаимосвязи и диалектическом развитии, применять математический аппарат и применять теоретические положения к решению практических задач, делать правильные выводы из полученных результатов;

• твердые навыки, обеспечивающие решение задач дальнейшей профессиональной деятельности;

«хорошо»,если выпускник продемонстрировал:

• достаточно полные и твердые знания всего программного материала, дисциплин, вынесенных на государственный экзамен, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов (явлений), достаточно полно освоил знания основных положений смежных дисциплин;

• последовательные, правильные, конкретные, без существенных неточностей ответы на поставленные вопросы; свободное устранение замечаний о недостаточно полном освещении отдельных положений при поставке дополнительных вопросов;

• умение самостоятельно анализировать изучаемые явления и процессы, применять основные теоретические положения и математический аппарат к решению практических задач в сфере экономики;

• достаточно твердые навыки и умения, обеспечивающие решение задач предстоящей профессиональной деятельности;

«удовлетворительно»,если выпускник продемонстрировал:

• знание основного материала учебных дисциплин, выносимых на государственный экзамен без частных особенностей и основных положений смежных дисциплин;

• правильные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы;

• умение применять теоретические знания к решению основных практических задач, ограниченное использование математического аппарата;

• слабые навыки, необходимые для профессиональной деятельности;

«неудовлетворительно»,если выпускник продемонстрировал:

• отсутствие знаний значительной части программного материала;

• неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, существенные и грубые ошибки в ответах на дополнительные вопросы, непонимание сущности излагаемых вопросов;

• неумение применять теоретические знания при решении практических задач, отсутствие навыков в использовании математического аппарата;

• отсутствие навыков, необходимых для предстоящей профессиональной деятельности.

Студенты, не сдавшие итоговый экзамен, не допускаются к защите выпускной квалификационной работы.

Лицам, завершившим освоение основной образовательной программы и не подтвердившим соответствие подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего образования при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, при восстановлении в вузе назначаются повторные итоговые аттестационные испытания в порядке, определяемом высшим учебным заведением.

Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний назначается не ранее, чем через три месяца и не более чем через три года после прохождения государственной итоговой аттестации впервые.

Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться высшим учебным заведением более двух раз.

Пересдача государственного экзамена в целях повышения оценки, а также при получении оценки «неудовлетворительно» не допускается в период итоговой государственной аттестации текущего учебного года.

Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из вуза.

Дополнительные заседания государственных аттестационных комиссий организуются в установленные высшим учебным заведением сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине.

Содержание программы государственного экзамена

В Государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» приведен обязательный минимум содержания дисциплин, так называемые дидактические единицы. В связи с этим по дисциплинам направления подготовки в данной программе приведены ключевые категории, которые содержатся в рабочих программах дисциплин, разработанных преподавателями кафедрой «Финансово-правовых, гуманитарных и социально-экономических дисциплин».

Содержание программы государственного экзамена представлено вопросами, которые характеризуют основные направления подготовки бакалавров. (Приложения 13,14,15).

И нормативных актов

Выпускная квалификационная работа выполняется на основе глубокого изучения литературных источников. Литература по теме выпускной квалификационной работы может быть подобрана при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек. Для этих целей могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые отдельными издательствами.

Для выполнения выпускной квалификационной работы студенту рекомендуется использовать следующие литературные источники:

- законы Российской Федерации по вопросам экономической деятельности, капитальных вложений, банковской деятельности, налогообложения, рынка ценных бумаг, страхового дела; формирования и исполнения бюджета;

- указы Президента Российской Федерации;

- постановления и распоряжения исполнительных органов власти по вопросам темы;

- нормативные рекомендации и методические указания Министерства финансов и других ведомств по вопросам инвестиционной, финансово-хозяйственной, банковской и другой деятельности, налогообложения, ценообразования, распределения прибыли и др.

При выполнении выпускной квалификационной работы целесообразно использовать монографии, учебники, учебные пособия, справочники, а также статьи, публикуемые в журналах «Финансы», «Деньги и кредит», «Экономист», «Налоги», «Рынок ценных бумаг», а также в газетах «Экономика и жизнь», «Финансовая газета» и др.

При использовании цитат в работе необходимо сделать ссылки на автора и источник.

Примерная тематика выпускных квалификационных работ

Темы выпускных квалификационных работ для студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика» являются комплексными и включают вопросы: финансов предприятий и организаций, финансового менеджмента; государственных финансов; денежно – кредитного и валютного регулирования; ценных бумаг; инвестиций; фонды, биржи; налогов; страхования; рисков; таможенного регулирования; банковского дела; бухгалтерского учета, аудита.

Выбор темы выпускной квалификационной работы обуславливается необходимостью тесной увязки научных исследований с курсовыми работами, а также использование конкретного материала той организации, где студент проходил производственную практику. Поэтому тема выпускной квалификационной работы в предварительном варианте выбирается студентом на третьем курсе.

Основным критерием при выборе темы работы служит научный и практический интерес студента. Это относится, прежде всего, к студентам, которые целеустремленно, с интересом собирали и обрабатывали материал по той или иной теме, работали в научно-студенческом кружке при кафедре. При выборе темы выпускной квалификационной работы следует исходить также из того, по какой из них он может наиболее полно собрать материал, широко использовать практику работы организаций отрасли.

При формировании темы студентом определяется и указывается полное наименование организации, на примере которой подготавливается выпускная квалификационная работа, что может быть подтверждено отзывом организации и удостоверено печатью (штампом). (Приложения 16,17,18)

Оформление выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа оформляется в соответствии с общими требованиями и правилами оформления отчетов о научно-исследовательской работе, изложенными в ГОСТ 7.32-91, 7.12-93.

Текст выпускной квалификационной работы должен быть выполнен с применением персонального компьютера шрифтом черного цвета. Оборотная сторона листа должна оставаться чистой. Размер бумаги – А4 (210 х 297 мм). Поля: верхнее и нижнее – по 25 мм, левое – 30 мм, правое – 10-15 мм. Шрифт – Times New Roman, через 1,5 интервала. Выравнивание текста – по ширине. Отступ первой (красной) строки – 1,25-1,27 см. Размер шрифта для основного текста – 14; для названия глав – 16, жирный, строчными буквами, кроме первой – заглавной. Размер шрифта для названий параграфов – 14, жирный, строчными буквами, кроме первой – заглавной.

Подготовленный студентом текст выпускной квалификационной работы должен быть представлен для прочтения научному руководителю в отпечатанном виде. После учета замечаний и внесения исправлений студент представляет окончательный вариант выпускной квалификационной работы для отзыва научному руководителю. Титульный лист работы оформляется в соответствии с образцом (Приложение 2).

За титульным листом на 2 листах, помещается оглавление. Оглавление – это перечень названий глав и пунктов в той последовательности, в которой они приведены в работе, с указанием места их расположения, т.е. номеров страниц. Затем следует текст работы. Каждая глава или пункт, посвященные какому-либо вопросу темы, снабжаются соответствующим заголовком с указанием номеров страниц. В конце работы дается список использованной литературы, а за ним - приложения.

Выпускную квалификационную работу подписывают на титульном листе: студент-выпускник, руководитель, заведующий кафедрой. При этом должна быть указана дата подписи (число, месяц, год).

В выпускной квалификационной работе используется сквозная нумерация страниц, включая список использованной литературы и приложения. На первой странице (титульном листе) номер не ставится, затем, также без номера, подшивается задание на дипломную работу; далее идет содержание работы, но нумерация начинается с «Введения», т.е. с цифры 3. Номер проставляется арабскими цифрами без точек и тире в правом верхнем углу страницы, но в пределах поля.

Главы выпускной квалификационной работы должны быть пронумерованы арабскими цифрами, после номера главы ставится точка. Номер параграфа внутри каждой главы включает в себя номер главы и порядковый номер параграфа, после номера главы и номера параграфа ставятся точки.

Введение, каждая глава, правовое обеспечение, заключение, библиографический список, приложения начинаются с отдельной страницы. Заголовки включают 2-14 слов, то есть они обычно занимают не более двух машинописных строк. В заголовки не включают сокращенные слова и аббревиатуры, а также формулы.

В тексте воспроизводится наименование глав и параграфов с указанием их номера. Названия глав, разделов, а также «Введение», «Заключение», «Список использованной литературы» и «Приложения» печатаются строчными литерами с первой заглавной литерой, жирным шрифтом, по центру строки.

Точка в конце заголовка не ставится. Подчеркивать заголовки и переносить в них слова не следует. Если заголовок состоит из двух и более предложений, то их разделяют точкой.

Расстояние между заголовками и последующим текстом должно быть равно 14 пт, расстояние между заголовком нового параграфа и последней строчкой предыдущего – 14 пт.

Текст выпускной квалификационной работы должен быть тщательно выверен студентом. Автор несет полную ответственность за опечатки и ошибки. Работа с большим количеством опечаток не допускается к защите либо может быть снята с защиты.

Выпускная квалификационная работа должна быть самостоятельной, то есть содержать мысли автора, изложенные хорошим литературным языком. По ходу изложения следует избегать противоречий, безапе

Наши рекомендации