Модели и методы процесса принятия решения. Качественные и количественные методы разработки управленческих решений.
Различные методы принятия управленческих решений основываются на моделях.
Модель - это представление объекта или системы идей в определенной форме Главной характеристикой моделирования считается упрощения реальной жизненной ситуации, к которой она применяется существует несколько причин, в обусловливающих использование моделирования при принятии решений: сложность многих организационных ситуаций, а модель позволяет ее упростить; невозможность проведения экспериментов в реальной жизни; ориентация управления на будущее и возможность с помощью модели его увидеть. Выделяют три базовых типа моделей:
Физическая (описательная или портретная) - изображает предмет или ситуацию, показывая, как она выглядит, например, копии автомобилей, самолетов, уменьшенное чертежи завода и т др.
Аналоговая - изображение предмета, или ситуации другими средствами, например, озеро на карте - голубым цветом организационная схема; графики соотношение различных показателей деятельности предприятия
Математическая - использование символов для характеристики объекта в виде математических уравнений
На основе этих базовых моделей разрабатываются различные типы моделей и методов принятия управленческих решений рассмотрим самые распространенные из них
Теория игр - используется для оценки влияния принятого решения на конкурентов В бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, сбыта, новую продукцию эта модель использовалась достаточно редко.
Теория очередей, или оптимального обслуживания - используется для определения оптимального количества каналов обслуживания потребителей относительно их потребностям Принципиальной проблемой считается уравновешивания расходов на дополнительные каналы обслуживания и потерь от обслуживания на уровне ниже, чем оптимальная.
Модель управления запасами - используются для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах Цель модели - сведение к минимуму потерь от недостачи или чрезмерного с обеспечения запасами.
Модель линейного программирования - используют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей (распределение работников и т.д.)
Имитационное моделирование - имитация конкретного процесса или модели, ее экспериментальное использование для определения изменений реальной ситуации
Экономический анализ - оценка издержек, прибыли и рентабельности предприятия часто используют метод безубыточности, т.е. определение момента с которого предприятие становится безубыточным
Дополнительно к вышерассмотренных общих моделей, руководители используют различные методы обоснования и принятия управленческих решений
1 Матрица оценки последствий реализации решения - используется тогда, когда руководитель должен выбрать, какая стратегия в наибольшей мере будет способствовать достижению целей Эффективность рассчитывают умножением и вероятности наступления события на ее значение в составе всех событий, которые могут произойти в результате реализации решения.
2 Метод \"дерева решений\" - схематическое представление проблемы принятия решения Построение «дерева решений» основывается на знании элементов теории графов и теории вероятности
3 Метод теории игр - является математической теорией конфликтных ситуаций, возникающих при столкновении интересов двух или более сторон, добивающихся различных целей (например, конкурентная борьба и т.п
4 Аналитически систематический метод - предусматривает анализ ситуации, анализ проблемы, анализ решения
5 Методы прогнозирования - используются количественные, качественные и неформальные Количественные методы - используются в том случае, когда в прошлом деятельность предприятия имела определенные тенденции, которые можно перенести на будущее, например, анализ временных строк, причинно-следственное моделирование. Качественные методы - мнение жюри, совокупное мнение работников, модель ожидания потребителей, метод экспертных оценок.
Как правило, эффективное управление связано с коллегиальностью и общим групповым решением вопроса всеми, кто имеет к нему какое-либо отношение.
37. Количественные методы и применение моделирования при разработке и принятии решений.
Условно выделяют три группы:
I. Неформальные методы – основываются на аналитических способностях менеджеров. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. Базируется в основном на интуиции менеджера, их преимущество – оперативность; недостаток – принятие ошибочного решения.
Для неформальных методов используются источники:
1) Вербальная (устная) информация – наиболее часто используется при анализе внешней среды. Источники: радио- и телепередачи, от потребителей, поставщиков, конкурентов, в профессиональных организациях, от юристов, бухгалтеров и финансовых ревизоров, консультантов.
2) Письменная информация – источники: газеты, торговые журналы, информационные бюллетени, профессиональные журналы, годовые отчеты.
3) Промышленный шпионаж – получение информации незаконным путем (сбор данных о действиях конкурентов с последующим использованием для переформулирования целей организации).
II. Коллективные методы обсуждения и принятия решений.
Основные моменты:
1) Определяется круг лиц – участников данной процедуры;
2) Главные критерии формирования такой группы: Компетентность; Способность решать творческие задачи; Конструктивность мышления; Коммуникабельность.
3) Формы групповой работы: заседание, совещание, работа в комиссии и другое.
Наиболее распространенным методом коллективной подготовки управленческих решений являются: «Мозговая атака» или «Мозговой штурм». Применяется в тех случаях, когда имеется минимум информации о решаемой проблеме и установлены сжатые сроки ее решения.
Существует два способа проведения «Мозговой атаки» - устный и письменный. Предпочтение отдается устному, так как он занимает меньше времени, но письменный способ – более основателен.
Разновидность метода «Мозгового штурма» - мнение жюри. Суть: к обсуждению проблемы привлекаются специалисты различных сфер деятельности, взаимодействующих между собой (например, к решению о выпуске нового товара привлекаются менеджеры производственного, коммерческого и финансового подразделений фирмы). Применение метода способствует генерированию новых идей и альтернативных вариантов.
Метод «Дельфы» - это многоуровневая процедура анкетирования. После каждого тура данные дорабатываются, и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.
Методы экспертных оценок – исследование сложных специальных вопросов на стадии выработки управленческих решений лицами, обладающими специальными знаниями и опытом, с целью получения выводов, мнений, рекомендаций и оценок. Экспертное заключение оформляется в виде документа, в нем фиксируются хозяйственные исследования и его итоги, например, применяется: при прогнозировании тенденций развития торговой системы, при оценке альтернативных вариантов.
III. Количественные методы.
В основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки с помощью компьютера больших массивов информации.
1) Анализ временных рядов – основан на допущении, согласно которому, случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение в оценке будущего. Данный метод анализа часто используется для оценки: спроса на товары и услуги, оценки потребности в товарных запасах, прогнозирования структуры сбыта, потребности в кадрах.
2) Причинно-следственное моделирование. Наиболее хитроумный и математически сложный количественный метод. Это попытка спрогнозировать то, что произойдет в подобных ситуациях, путем исследования статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными.
3) Теория игр – метод моделирования, оценки воздействия принятого решения на конкурентов.
4) Математическое моделирование. Применяют в тех случаях, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации.